Статья на тему Использование технологии продуктивного чтения на уроках истории в основной школе


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать – вот в чем главное дело.
Константин Дмитриевич Ушинский
 
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с этим процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В связи с этим одним из направлений развития образования является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества обучения в среднем звене является целенаправленное управление чтением учащихся.
В условиях перенасыщенности информационной среды самостоятельная работа с учебником требует новых подходов. На своих уроках я использую технологию продуктивного чтения.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Она формирует:
коммуникативные УУД;
умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию;
умение адекватно понимать собеседника (автора);
умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;
познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста).
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу учащихся так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем–партнёром, наблюдателем и наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Таким образом, главное преимущество данной технологии – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст становится средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде),
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»),
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.
I. Работа с текстом до чтения – предположение, о чем будет текст по его названию, иллюстрациям, выделенным словам (просмотровое чтение).
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, названию, иллюстрациям. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
II. Работа с текстом во время чтения – изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делаются паузы в чтении для того, чтобы: 
задать вопрос автору по прочитанному (В),
предположить ответ (О),
при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
III. Работа с текстом после чтения – формулирование его главной мысли (концепта), в т.ч. с помощью рефлексивного чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке. (Памятка)
Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа).
Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).
Структура урока с применением технологии продуктивного чтения
Этап урока Содержание Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент 1. Общая готовность детей к уроку. 1. Проверка готовности.
 
1. Самоконтроль готовности.
 
 
2. Концентрация внимания детей. 2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. 2. Реакция на учителя, внимание.
3. Общий план 
действий 3. Наличие общей установки на урок 3. Самоопределение:
– знаю, что буду делать;
– понимаю, хочу делать или нет;
– думаю, что могу сделать
Этап I. Работа с текстом до чтения 1.Проверка домашнего задания.
1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа,соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся
корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля). 1. Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, поцепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного и освоенного инструментария.
2. Актуализация
знаний, появление темы, проблемы урока. 2. Точность подобранных заданий (в том числе и по тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока. 2. Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему
урока.
3. Антиципация
чтения.
3. Организация подготовки
учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической,
эмоциональной направленности в соответствии с возрастом детей.
3. Определение смысловой,
тематической, эмоциональной
направленности текста, выделение его героев (самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.
4. Появление целей урока 4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,психологической) готовности учащихся к работе 4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста
Этап II. Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение текста. 1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, чтение учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив. 1. Самостоятельное чтение (или чтение-слежение, чтение-слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (осмысленность чтения).
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: «Почему прогноз оказался неточным?
Какой информации оказалось
недостаточно?» и т.д.
2. Перечитываниетекста (в случае необходимости).
2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности, соотнесение объёма фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста и возможностями учащихся. Краткий и ёмкий комментарий текста. Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части. Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста. 2. Умение включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать
свою точку зрения.
Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
 
3. Беседа по содержанию в целом 3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов  3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста
Этап III. Работа с текстом после чтения 1.
Концептуальная беседа потексту.
 
1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе и проблемной).
Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов). 1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять своюточку зрения. Выделение основной идеи
текста, его концептуального
уровня (самостоятельное).
2. Работа с заглавием, иллюстрациями.
2. Организация обсуждения
смысла заглавия, выбор формы обсуждения.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
2. Определение «характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.
3. Творческие задания 3. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся. Выбор организационной формы выполнения задания 3. Выполнение (творческого) задания (в том числе и в учебной тетради) самостоятельно,под руководством учителя, в паре, в группах
Подведение итогов урока Рефлексия Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение выведенных законов, определений (нового, что узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научился …», «Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо…»). Перечисление своих действий. Демонстрация главного итога: выразительное чтение,
интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.
Домашнее задание Творческое задание Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целями следующего урока. Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей. Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся). Самостоятельное чтение текста. Задание в учебной тетради. Заучивание наизусть. Работа по развитию речи В технике активно-продуктивного чтения используются разнообразные технологические приёмы:
 
ПРИЁМ «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»
В начале урока учащимся рассказывается загадка (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
ПРИЁМ «ОЦЕНКА ТЕКСТА»
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» учащимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:
Какие разделы встречаются в тексте?
Какие слова выделены курсивом?
Почему они так выделены?
Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
Какой раздел параграфа самый большой? Как, по-вашему, почему?
Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления.
ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС»
Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. «Стоимость», важность вопросов может быть разной. Необходимо обязательное ранжирование вопросов:
Вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.
Вопросы, направленные на репродукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.
Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п.
Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.
ПРИЁМ «КУБИК БЛУМА»
Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Ученик или я сам бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.
Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобщающих уроках. Дети без труда составляют вопрос и отвечают на него.
ПРИЁМ «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ»
Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.
Такие задания лучше задавать на дом, так как на уроке не хватает времени на их составление.
ПРИЕМ «ПОМЕТКА НА ПОЛЯХ»
Прием «Пометка на полях» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Правда, учитывая возрастные особенности детей, использование данного приема в школе имеет свою специфику.
Изучение новой темы по истории при использовании данного приема состоит из 4 этапов:
1) Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора. После объяснения темы занятия предлагаю учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях.
2) Второй этап – работа в парах – обмен информацией, дополнение друг друга. Пары объединяются в группы (по 4 человека) и обсуждают, происходит «сброс идей в корзину». Каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Необходимо систематизировать материал (таблица, схема и т.д.)
3) Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы). Каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.
Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Ученики знакомятся с маркировочными знаками и по мере чтения они ставят их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос»  отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
4) Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания). Подвожу итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашиваю, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?
Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам предлагается составить таблицу со следующими колонками:
Знал Узнал Хочу узнать
     
В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома. Возможен и другой вариант работы с данной таблицей. Она используется на первом этапе работы (вызов) для проверки домашнего задания и актуализации темы.
Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы ученикам предлагается вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.
Особое внимание обращаю на последнюю колонку «Хочу узнать», даю рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.
Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, лучше применять данный прием при чтении домашнего параграфа.
ПРИЁМ «АНАЛИТИК»
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
В качестве примера можно привести задание на уроке «Экономическое развитие Российской империи в начале XX века» в IX классе: «На основе представленного ниже цифрового и фактического материала сформулируйте и запишите выводы о некоторых тенденциях экономического развития России в начале XX в.»
В 1903 г. на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек работало 48,7% всех рабочих России, в 1910 г. – 53%, в 1916 г. – 56,5%, что превышало показатели всех стран.
В 1903 г. в России насчитывалось 207 металлургических заводов, а в 1912 г. – 167, но выплавка металла на них увеличилась в 1,5 раза.
В 1912 г. на 9 металлургических заводах сосредоточилось 4/5 мощностей всех двигателей, 4/5 рабочих-металлистов. Они выплавляли половину российского чугуна.
В 1902 г. 17 металлургических заводов Юга объединились в акционерное общество, называвшееся «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» («Продамет»), с основным капиталом в 900 тыс. р. Вскоре число входивших в синдикат объединений достигло 30.
В начале века под покровительством Русско-Азиатского банка возник концерн И. И. Стахеева, контролировавший 41 предприятие (металлургические заводы Урала и Подмосковья, хлебную торговлю, мукомольную промышленность, 8 текстильных фабрик и др.).
В начале века в Москве был образован концерн Н. А. Второва, возглавлявшего «Общество внутренней и внешней торговли». Сначала Второв действовал в контакте с Московским банком братьев Рябушинских, а затем создал свой Московский промышленный банк с капиталом 30 млн. р., под эгидой которого были построены крупные заводы: «Электросталь», автомобильный «АМО», химический, артиллерийские и т. д.
Таким образом, чтобы повысить уровень сформированности правильной читательской деятельности школьников, следует больше опираться на технологию продуктивного чтения, разработанную Н.Н.Светловской. Она позволяет формировать квалифицированного читателя, в котором заинтересовано современное общество. Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателе.