«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»












Публикация «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Педагог Е.В.Горбунова
МАДОУ Детский сад 6















РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок испытывает самые разнообразные эмоции и чувства. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определённым образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему миру составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека-это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства рассматривают как формы отражения действительности, проявляющегося в отношении ребёнка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворению и неудовлетворению потребностей.
Развитие эмоций и чувств в онтогенезе имеет определённые закономерности.
В онтогенезе вначале появляются эмоции отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей (уровень аффектно-эмоциональной чувствительности, связанный по преимуществу с органическими потребностями). Такие эмоции есть и у животных. Но простейшие эмоции ребёнка следует отмечать от простейших эмоции животных, поскольку форма их проявления имеет у человека социальный характер. Эмоции человека обусловлены социальной формой удовлетворения потребностей.
Результатом социальных воздействий является возникновение положительных эмоций. (например, появление у младенцев комплекса оживления, осознанной улыбки) Положительные эмоции выполняют роль активизирующего механизма, с помощью которого осуществляется связь между различными анализаторами, что создаёт предпосылки к обучению.
Для ребёнка начиная с 2 лет наиболее информативными является реакция людей, отражающие радость, одобрение, поощрение. В экспериментальном исследовании детям 2-9 лет предлагалось распознать по фотографиям мимические реакции (удивление, гнев, страх, радость и т.д.), а затем распознать их. Оказалось, что первой в ряду мимических реакции дети распознавали радость. Радость также была первой в ряду произвольно воспроизводимых мимических реакций. Также образуется, способность распознать и произвольно воспроизвести мимические реакции, формируется сначала в отношении положительных эмоции.
Благоприятное воздействие положительных эмоции на психическое и физическое развитие дошкольника несомненно. Однако, если ребёнок только потребляет радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, чёрствым, равнодушным.
Развитие эмоции происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний. Примером переживании, имеющих положительный эмоциональный тон, могут быть переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности младенца в пище. Переживание неудовольствия дошкольником может проявляться как переживание страха, гнева, отвращения, а переживание удовольствия - как переживание нежности, умиления, духовной близости с родителями.
Дифореренциация эмоций и обогащения переживаний связаны с общим развитием личности ребёнка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональным откликом (от врождённой органической потребности – до взаимоотношений, а другими людьми, оценки собственных поступков, восприятие событий общественной жизни)
Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций, направленных на определённый обьект.
В сформировавшейся системе эмоций и чувств эмоций является проявлением переживаемого чувства.
У дошкольников система эмоций и чувств ещё только формируется. Поэтому их эмоции – не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе внешних чувств.
Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний. Чем младше ребёнок, тем в большей степени слиты для него характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Для заболевшего мальчика 3 лет медсестра, которая делает ему уколы и причиняет боль, является плохой тётей. В данном случае ребёнок отрицательную характеристику своего эмоционального состояния переносит на человека, связанного с этим состоянием. Слитность объекта переживаний и отношений к нему проявляется в отождествлением объекта переживаний с самим собой (при восприятий дошкольного произведений искусства, в частности драматического искусства). Образцов писал о том, что дошкольнику нельзя показывать сказку «Красная шапочка». Сказочную бабушку они отождествляют со своей бабушкой, сидящей рядом, а в конце им жаль волка. Спектакль для дошкольников должен иметь счастливый конец. Дети отожествляют себя с персонажем пьесы, особенно с благородным героем. При восприятии сказок дошкольники часто стремятся переделать сюжет, чтобы в конце была счастливая развязка.
В дошкольном детстве происходит развитие динамической и содержательной стороны эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребёнка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено, формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью частотой возникновения переживаний.
Развитие эмоций и чувств, связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. С помощью речи происходит осознание ребёнком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Дети не только говорят о необходимости удовлетворения имеющихся у них потребностей, но и определенным образом характеризуют свои переживания. Например 6 летняя Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?»-«Какая?»-«Я есть хочу». С помощью речи ребёнок различает внешнее выражение эмоции и их переживания.
Влияние слова на эмоциональную сферу зависит от возраста детей. Как отмечает Кольцова «до 4,5-5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами». «В более старшем возрасте по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливаются как эмоциональная окраска второсигнальных реакций, так и контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоцией». «Нужно подчеркнуть, что даже у детей дошкольного возраста связь эмоциональной сферы с первой сигнальной системой более выражена, чем со второй». «В наблюдениях, проведённых в старшей и подготовительной группе детского сада, можно было убедиться , что если дети слушали сказку или рассказ без показа картинок или диафильмов, то их эмоциональные реакции оставались довольно слабыми». «Если же рассказ сопровождался иллюстрациями, то эмоциональность реакции детей сразу же возросла, что проявлялось и в последующих пересказах, услышанное передавалось в живой образной форме, с более выразительными интонациями».
15