Исследовательская работа Раз Матрёна, два Матрёна и ещё Матрёшечка!







Отгадайте загадку:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
Правильно: это матрёшка.
На уроке изобразительного искусства мы рисовали эту замечательную игрушку. Мне она очень понравилась. Учительница рассказала о ней много интересного. С этой игрушкой я встречалась и в детском садике, когда мы собирали и разбирали эту куклу. Я захотела узнать побольше об этой игрушке и поделилась своими мыслями с Евгенией Михайловной. Она посоветовала мне обратиться к специальной литературе, откуда я и узнала много интересных фактов о появлении матрёшки в России, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, об её особенностях, а также о том, какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем.
И вот я решила побольше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.
Тема моего исследования: «Матрешка в прошлом и настоящем» и посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – Матрешке.
Цель- изучение роли матрёшки в русской культуре, прошлой и современной.
Для этого мне придется ответить на ряд вопросов:
Кто такая матрешка?
Почему куклу назвали Матрешкой?
Откуда к нам пришла матрешка?
Кто сделал первую матрешку?
Как рождается матрешка?
Благодаря каким  положительным качествам матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
Какую пользу приносит матрёшка?
Часто ли ее можно встретить в домах моих одноклассников и друзей?
Моя гипотеза состоит в том, что, во-первых, матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка.  Имеет  большую практическую пользу.  С помощью матрешки взрослые могут научить ребёнка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у малыша правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
Во-вторых, матрешка   - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, потому что она оригинальна и необычна.  
К методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести следующие: анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков матрешек; анализ видов и стилей росписи матрешек; анализ представлений о деревянной кукле у моих одноклассников класса на основе анкетирования.
1.     Кто такая «матрешка»? Понятие
Начиная работу, в первую очередь я задала себе вопрос: что же такое  «матрешка»?
Определение слова «матрешка» я стала искать в словаре. У Даля о матрешке никаких сведений не нашлось. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера»
Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный).
            МАТРЁШКА ж. - Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. // Одна из таких кукол.2. перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу.
  Сравнив эти определения, я сделала вывод, что они, в общем, дают одинаковое толкование этого слова,  деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера. И определила объект нашего исследования следующим образом:
Матрешка –  токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие.  В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.
Действительно, в игрушке есть что-то особенное, необыкновенное.  Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.
Я заметила, что мы все говорим матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен. Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.
Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан.
прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры
2.     Происхождение русской матрешки
А откуда появилась эта деревянная красавица матрёшка?
 История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме, который девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя   для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Так   фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев.  «Дарума символизирует мудрость, спокойствие, просветление. Помогает ощутить момент радости жизни здесь и сейчас» - написано на вкладыше к этой фигурке.     
И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию.
 Изучая происхождение матрешки, для получения полного объема информации мне пришлось обратиться к разным источникам. По книге Н.Н. Алексахина "Матрешка" и другим материалам я узнала, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка   усадьбы   привезла с острова Хонсю (Япония)   забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Мне было удивительно, что родная наша матрешка -  круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – имеет японского родственника, который стал предшественником и прообразом русской матрешки.
Старичок Фукуруму появился в России. Ему предстояло стать родственником нашей матрешки. Как это произошло? Анализируя информационный материал, я узнала, что
по одной версии:
В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке.
В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал создателем первой русской матрешки
В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей.  Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано.
 Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. П. Звездочкину  уроженцу Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно заметить, что выглядела она очень скромной. Но я думаю, что автор так и задумывал. Ведь автор создавал образ  деревенской девушки, одетой в национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой  игрушки был  близок народу. В руках первая матрешка держала черного петуха. Тоже очень интересная деталь. У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букеты. А вот у этой смешной девочки была живая птица!
Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец.
Я считаю важным моментом то, что первая русская матрёшка улыбалась! За ней последовали матрёшки - надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки... А самая первая улыбалась. Да так задорно, что в ответ ей улыбался и весь мир!  В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили  ее  столетие.
По другим сведениям  неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. В любом случае, ни Василий Звездочкин, ни Сергей Малютин, создавая свою Матрену, и не подозревали, что создают шедевр, прославившийся на 100 лет вперед во всем мире как русский народный сувенир.  Матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Создание матрёшки и её виды.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
, Матрешка получила большое распространение.
Я выделила только несколько видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Это загорская, семеновская и мериновская, полхов-майданская, вятская, тверская. Именно поэтому матрешки отличались друг от друга, ведь мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели свою технологию изготовления и росписи матрешки.
Вы можете подробно узнать об особенностях росписи из моей работы.
Матрешка вдохновляла и вдохновляет русский народ на создание загадок, частушек, песен, стихотворений, на создание различных образов.
Шли матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка.
А сколько танцев с прекрасными и разнообразными костюмами матрёшки.
По итогам проведенного анкетирования я сделала вывод, что из 125-ти опрошенных человек, все знают о матрешках, у многих она была или есть.
Если в советское время матрешку поставили на промышленный поток, то сейчас в эпоху колоссального развития высоких технологий и практически полной механизации различных процессов особенно начинает цениться ручной труд. Стали появляться авторские работы. И я хочу привести в пример Викторию Бондареву-Воликову, о которой я узнала в интернете, чьё хобби стало смыслом ее жизни.
4. Русская матрешка в мире моих сверстников
Результаты творческой работы сверстников
Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. Своими знаниями и впечатлениями я поделилась с одноклассниками. Ведь знания, которыми ты владеешь, нельзя держать закрытыми в сундуке, лучше ими поделиться.
 Ребята тоже не остались в стороне и активно мне помогали в выполнении рисунков матрёшки. За дело взялись многие ребята из класса и друзья. Они рисовали матрешку, а потом ее расписывали по-своему желанию. Рисовала и я. И может быть, наши матрешки не были такими красавицами, как матрешки с иллюстрации, но нам они были дороги, ведь мы вложили в них тепло своих рук, желание творить и познавать новое.
Вот когда начинаешь понимать чувства мастеров, изготовлявших свою, авторскую матрешку!
           
Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся моего класса и взрослых
Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников, их родителей, взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте матрешки в их жизни.
Рассмотрим результаты данного этапа исследования.
            Для анкетирования мы взяли шесть вопросов. Всего в опросе участвовало 130 человека (115 учеников начальных классов и 15взрослых –родителей, знакомых) в возрасте от 8 до 65 лет. Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
Утвердительно ответили все.
2.      Есть ли у вас эта игрушка дома?
Ответы:  1). Да. –  Так ответило _ человек нашего класса из опрашиваемых,
                2). Нет. – _ человек.
Сначала меня удивил такой ответ. Ведь матрешка – известная и популярная кукла России и мира. Я решила обойти все магазины и киоск нашего посёлка, чтобы найти в продаже матрешку. Мои усилия были не напрасны. В наших магазинах такой сувенир встречается, но не часто и найти его можно в ИЭМ «Куликово поле», в киоске «Союзпечать»ю Но я думаю, этот факт не говорит о том, что матрешка мало популярна в Епифани. После размышлений, я пришла к выводу, что матрешка пользуется большим спросом в городах и тех местах, где развит туризм. Ведь именно здесь собираются гости из разных мест России и зарубежных стран.   
3.      Нравиться ли вам матрешка?
Ответы:    1). Да, очень. – _человек                  2). Да. – _ человек
      3). Ничего особенного. _человек
4.      Чем она вам нравиться?
На этот вопрос участники анкеты давали самые разные ответы. Ответы детей и взрослых во многом совпадали.
            1). Очень красивая, оригинальная. – 12 человек
            2). С ней можно поиграть. – 6 человек
            3). Это игрушка с секретом, в ней много других таких же. – 7 человека           
4). Она веселая. – 1 человека    
5). Она старинная-1 человек  
    6). Не знаю (затрудняюсь ответить). – 1 человек
     7). Не ответили – 4 человека
По результатам ответов можно сделать вывод, что и взрослые и дети в первую очередь обратили внимание на внешний вид матрешки. Я с ними согласна, потому что, глядя на иллюстрации деревянных кукол трудно отвести глаз от необыкновенной красоты, колорита красок, диковиной росписи.
5.      Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети и взрослые, как оценивают ее предназначение.
Ответы на этот вопрос отличаются, в зависимости от возраста опрашиваемых. Так одноклассники на первое место поставили матрешку, как игрушку. Ведь в нашем возрасте все любят играть.
Родители и взрослые  отметили другие особенности матрешки.
        Как мы видим из ответов взрослых, для них это одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства.  Очевидно, созданные мастерами рукотворные изделия дороги  сегодня для наших родителей как носители  духовных ценностей, как хранители истории своей страны в настоящем. На второе место они выдвинули матрешку, как игрушку. Ведь с помощью игрушки мы открываем для себя мир, постигает новое. На третьем месте матрешка оказалась, как сувенир, который увозят туристы в разные уголки нашей страны и во все страны мира.
Купили бы вы сейчас себе матрёшку в дом?
Вот и ответ - матрёшка и в наши дни, как в прошлом, так и в наши дни остаётся любимой и обожаемой игрушкой и сувениром.
Итак, мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее.
Заключение
В заключении я задаю себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?» «Чему она научила?»
Во-первых, я узнала много нового, интересного и полезного. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получалось, это не страшно, ведь я только учусь.
Что же дала мне эта работа?  Я научилась сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, при этом рассматривая их со всех сторон.  
Итак, о русской Матрешке я узнала очень много. Не только откуда пришла она в нашу страну, с какими событиями  это было связано, какие Матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем, но и многое другое.
Но главное я поняла, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.
            В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки». Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства. Суть русской матрешки остается прежней, дружба, любовь и гостеприимство. Как посланница этих добрых чувств, она приходит в наш дом.