Рабочая программа внеурочной деятельности Декоративно — прикладное искусство

Содержание

Пояснительная записка..2

Общая характеристика курса.3

Содержание программы.....5

Учебно-тематический план....7

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе..11

Формы контроля...13

Материально-техническое обеспечение14

Тематическое планирование

Литература



















Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,  сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Особое место в развитии личности подростка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Приобщение к искусству в средних классах  это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления.
Подростку свойственно естественное стремление к прекрасному, и присуща человеку тенденция к творчеству. Приобщение школьников к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.
Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих школьников новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Декоративно-прикладное искусство  это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего  в его духовном мире.
Программа «Декоративно – прикладное искусство» разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует подростков на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается эмоциональная сфера ребенка, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

Общая характеристика курса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» разработана в соответствии с направлениями внеурочной деятельности и разработана на основе примерной программы художественно – эстетической направленности.
Программа ориентирована на учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся 1 час в неделю. Проект программы строится по принципу от простого к сложному и в форме проектной деятельности.
По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области ДПИ выдающихся мастеров.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки – ярмарки творческих работ школьников.

Цель обучения основам декоративно- прикладного искусства:
- формирование у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи обучения:
Обучающие:
познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Для решения этих задач необходимы следующие педагогические условия:
Организация развивающей предметно - пространственной среды.
Наличие реалистичных художественных наглядных пособий.
Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога.
Закрепление изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей в организованной, совместной с учителем и в самостоятельной детской деятельности.
Ведущая идея данной программы  создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Такими как: бумагопластика, изонить, торцевание, батик, лепка, лоскутная пластика, изготовление изделий из гипса, витраж, декупаж, насыпание, плетение, аппликация, папье-маше.
1 год обучения

Вводное занятие (2 часа)
Знакомство кружковцев с задачами и целями работы кружка, с программой кружка
на год.
Инструменты и материалы для выполнения различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: запись правил техники безопасности. Посещение музея.

2. Бумагопластика (6 часов)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
Изонить (7 часов)
История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити.
Заполнение угла. Заполнение окружности. Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Практическая работа: работа над эскизом рисунка из геометрических фигур. Отработка навыков заполнения различных геометрических фигур. Заполнение рисунка в технике изонити. Закладка для книг. Открытка. Изделия «на тарелочках».
Торцевание (3 часа)
История возникновения торцевания. Основные приемы работы в технике торцевание. Техника торцевание.
Практическая работа: изготовление изделий в технике торцевание. Кактус. Букет сирени.
Художественная роспись ткани. Батик (5 часов)
Батик. История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.
Практическая работа: «Морской конек», «Подсолнухи», «Цветы», «Зима».
Лепка (5 часов)
Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание,
вдавливание, заглаживание, прищипывание).
Практическая работа: «Домовенок». Панно.
Лоскутная пластика (6 часов)
Сведения об истории и технологии лоскутного шитья.
Практическая работа: Составление эскизов, подбор лоскутов. Выполнение
выкроек-лекал деталей изделия. Изготовление изделия «Прихватка».

2 год обучения
Вводное занятие (1 час)
Уточнение состава кружковцев. Знакомство с программой кружка. Инструменты и материалы для выполнения различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Изготовление сувениров из гипса (4 часа)
Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Технология выполнения. Основы цветоведения. Художественная обработка материалов. Литьё из гипса. Отделка готовых изделий лаком.
Практическая работа: Отливка барельефов. Изготовление магнитиков. Изготовление рамки для фото.
Нитяная графика (6 часов)
Историческая справка. Возможности изготовления изделий в технике изонить. Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся.
Практическая работа: Изготовление сувениров и картинок. Оформление работ.
Витраж (5 часов)
Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ. Украшение интерьера.
Практическая работа: Отработка нанесения линий на стекло. Нанесение резерва. Нанесение витражной краски. Выполнение витражных картин.
Батик (7 часов)
Батик. Приготовление красителей. Работа с колером. Работа с резервом.
Практическая работа: Изготовление работ по выбору учащихся в технике батик.
Декупаж (2 часа)
Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий. Дизайн стеклянной посуды.
Практическая работа: декупаж стеклянной посуды.
Лоскутная пластика (9 часов)
Способы соединения лоскутков.
Практическая работа: Изготовление изделия «Покрывало».

3 год обучения
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство кружковцев с программой кружка на этот год, с инструментами и материалами, необходимыми для занятий. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции по поведению учащихся в случае пожара. Комплекс упражнений для глаз, рук, правильной осанки.
Работа с различными тканями (7 часов)
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой, при работе на электрической швейной машинке. Изготовление мягкой игрушки.
Насыпание (3 часа)
Что такое насыпание. Знакомство учащихся с техникой насыпание. Секреты насыпания.
Практическая работа: изготовление изделий в технике насыпание.
Плетение (5 часов)
Техника плетение. Основные приемы работы в технике плетение. Различные виды и техники плетения.
Практическая работа: Изготовление изделий в технике плетение.
Аппликация (5 часов)
Аппликация. Краткая история аппликации. Виды аппликации. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов. Этапы выполнения аппликации. Приёмы выполнения аппликации. Основы цветоведения. Цветовой круг – сочетание цветов. Колорит. Ознакомление со специальной литературой, наглядными пособиями, с цветными таблицами.
Практическая работа: Составление композиции рисунка для аппликации. Выполнение аппликации из опилок. Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике аппликация.
Папье-маше (5 часов)
История техники «Папье-маше». Секреты.
Практическая работа: Изготовление масок. Изготовление декоративных панно.
Лоскутная пластика (6 часов)
Практическая работа: Изготовление одежды в технике «Лоскутное шитье».
Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов курса. Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки.
Практическая работа: отбор изделий для итоговой выставки. Оформление работ. Презентация.

Учебно-тематический план
1 год обучения

№ п/п
Раздел программы
Тема раздела
Количество часов




Всего
Теория
Практика

I


Вводное занятие
Знакомство кружковцев с задачами и целями работы кружка, с программой кружка на год. Инструменты и материалы для выполнения различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
1
1




Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
1

1


Итого

2
1
1

II


Бумагопластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги.
1
0,5
0,5



Изготовление изделия «Праздничный торт» из гофротрубочек.
1

1



Изготовление изделия «Тигренок»
1

1



Цветы из бумаги. «Осенний букет»
1

1



Изготовление изделия «Топиарий – дерево счастья»
2
0,5
1,5


Итого

6
1
5

III


Изонить
История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити.
1
1




Основы цветоведения. Понятие композиции. Заполнение угла. Заполнение окружности. Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление.
1
0,5
0,5



Отработка навыков заполнения различных геометрических фигур.
1

1



Работа над эскизом рисунка из геометрических фигур. Заполнение рисунка в технике изонити.
1
0,5
0,5



Закладка для книг
1

1



Открытка
1

1



Изделия «на тарелочках»
1

1


Итого

7
2
5

IV

Торцевание
История возникновения торцевания. Основные приемы работы в технике торцевание. Техника торцевание.
1
1




«Кактус». Торцевание на пластилине
1

1



«Букет сирени»
1

1


Итого

3
1
2

V

Художественная роспись ткани. Батик
Батик. История. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. Инструменты и приспособления для росписи. Способы перевода рисунка на ткань.
1
1




Рисунок «Морской конёк». Эскиз в цвете. Гуашь
1

1



«Подсолнухи». Роспись по ткани
1

1



Тема «Цветы». Творческая работа по выбору учащихся.
1

1



«Зима». Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель.
1

1


Итого

5
1
4

VI


Лепка
Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание,
вдавливание, заглаживание, прищипывание).


1



«Домовенок»


2



Панно.


2


Итого

5
0
5

VII


Лоскутная пластика
Сведения об истории и технологии лоскутного шитья.
1
1




Составление эскизов, подбор лоскутов.
1

1



Выполнение
выкроек-лекал деталей изделия.
2
1
1



Изготовление изделия «Прихватка».
2

2


Итого

6
2
4

Всего

34
8
26

Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п
Раздел программы
Тема раздела
Количество часов




Всего
Теория
Практика

I


Вводное занятие
Уточнение состава кружковцев. Знакомство с программой кружка. Инструменты и материалы для выполнения различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены.
1
1



Итого

1
1
0

II


Изготовление сувениров из гипса
Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Технология выполнения. Основы цветоведения. Художественная обработка материалов.
1
1




Отливка барельефов.


1



Изготовление магнитиков. Технология выполнения


1



Изготовление рамки для фото. Литьё из гипса. Художественная обработка рамки - раскрашивание


1


Итого

4
1
3

III


Нитяная графика
Историческая справка. Возможности изготовления изделий в технике изонить.
2
1
1



Изготовление сувениров и декоративных картинок в технике изонити по выбору учащихся
2
0,5
1,5



Завершение работы над картинками. Оформление работы в рамку.
3
0,5
2,5


Итого

7
2
5

IV


Витраж
Витраж. Технология выполнения витража. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения витражных работ.
1
0,5
0,5



Отработка нанесения линий на стекло.
1

1



Нанесение резерва.
1

1



Нанесение витражной краски.
1

1



Выполнение витражных картин.
1

1


Итого

5
0,5
4,5

V


Батик
Батик. Приготовление красителей. Работа с колером. Работа с резервом.
2
1
1



Изготовление работ по выбору учащихся в технике батик и оформление их в рамку
6

6


Итого

8
1
7

VI


Декупаж
Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий.
1
0,5
0,5



Декупаж стеклянной посуды.
1

1


Итого

2
0,5
1,5

VII


Лоскутная пластика
Способы соединения лоскутков.
2
0,5
1,5



Изготовление и оформление изделия «Покрывало»
5

5


Итого

7
0,5
6,5

Всего

34
6,5
27,5


Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п
Раздел программы
Тема раздела
Количество часов




Всего
Теория
Практика

I


Вводное занятие
Знакомство кружковцев с программой кружка на этот год, с инструментами и материалами, необходимыми для занятий. Инструктаж по технике безопасности. Инструкции по поведению учащихся в случае пожара. Комплекс упражнений для глаз, рук, правильной осанки.
2
2



Итого

2
2
0

II


Работа с различными тканями
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки.
1
1




Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой, при работе на электрической швейной машинке.
2
1
1



Изготовление мягкой игрушки.
4

4


Итого

7
2
5

III


Насыпание
Что такое насыпание. Знакомство учащихся с техникой насыпание. Секреты насыпания.

1
0,5
0,5



Изготовление изделий в технике насыпание.

2

2


Итого

3
0,5
2,5

IV


Плетение
Техника плетение. Основные приемы работы. Различные виды и техники плетения.

1
1




Изготовление и оформление изделий в технике плетение.

4

4


Итого

5
1
4

V


Аппликация
Аппликация. Краткая история аппликации. Виды аппликации. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов. Приёмы выполнения аппликации.
1
1




Основы цветоведения. Цветовой круг – сочетание цветов. Колорит. Ознакомление со специальной литературой, наглядными пособиями, с цветными таблицами.
1
1




Составление композиции рисунка для аппликации. Выполнение аппликации из опилок.
2

1



Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике аппликация.
1

2


Итого

5
2
3

VI


Папье-маше
История техники «Папье-маше». Секреты.

1
1




Изготовление масок.
2
0,5
1,5



Изготовление декоративных панно.
2
0,5
1,5


Итого

5
2
3

VII


Лоскутная пластика

Изготовление одежды в технике «Лоскутное шитье».



6
1,5
4,5


Итого

6
1,5
4,5

VIII


Итоговое занятие
Подведение итогов курса. Подготовка работ к выставке. Оформление отчётной выставки. Отбор изделий для итоговой выставки. Оформление работ. Презентация.
1
0,5
0,5


Итого

1
0,5
0,5

Всего

34
11,5
22,5




Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Планируемые результаты:
Учащиеся получат начальные представления:
о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
Народные художественные промыслы России и родного края.
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
Иметь представление о традициях разных стран.
Технологию изготовления изделий из лоскутков без применения иглы.
Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место.
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
Работать с электронагревательными приборами.
Выполнять правила техники безопасности.
Приобрести навыки работы по изготовлению изделий из лоскутков без применения иглы.
Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
Работать по шаблону.
Изготавливать разные игрушки и сувениры.
Приобрести навыки работы с лоскутками.
Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих творческих возможностей;
проявление познавательных мотивов;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности

Формы контроля
Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей своего развития наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа.
Вопросы для самоанализа
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что

Наиболее трудным мне показалось

Я думаю, это потому, что

Самым интересным было

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее

Я бы хотел попросить своего учителя

Так как обучение проходит в форме проектной деятельности, то целесообразно после выполнения проекта провести с детьми анкетирование для того, чтобы подросток самостоятельно смог оценить результаты своего труда.

Вопросы
Что вы можете рассказать о своем проекте?
Как ваше планирование помогло сделать проект успешным?
Что было самым важным в работе над проектом? Почему?
Что было легко сделать, а что трудно? Почему?
Какие изменения вы хотите сделать?
Достигли ли вы всех намеченных целей проекта?
Что вы узнали нового о себе, выполняя этот проект?
Какие особенности вашего мышления повлияли на вашу работу в проекте?
Какие цели вы ставите на будущее?
Как вы можете применить полученные знания в новых условиях?


Материально-техническое обеспечение

№ п/п
Наименование
Количество

1
Компьютер

1

2
Шкаф

2

3
Шкаф для выставки ученических работ

1

4
Столы

6

5
Стулья

12

6
Принтер

1

7
Набор демонстрационного материала

10

8
Набор цветной бумаги и картона

3

9
Пластилин

2

10
Набор пуговиц и бусин

1

























Литература:

Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани-Ярославль «Академия развития»-1998г.
Хананова И. «Солёное тесто» 2008г.
Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215