Рабочая программа на тему: Смотрю на мир глазами художника (1 класс)

МБОУ Евдокимовкая СОШ



Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» 1 класс.


Учитель первой категории Кириенко Лидия Михайловна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В.Смирнова, Е.И. Коротеевой и др., М.: Просвещение, 2011.
Цель программы – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы (1 класс), увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю.
Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа решает различные учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Продолжительность занятий – 33 часа в год (один час в неделю).
Итоги занятий подводятся в форме выставки, на которую могут приглашаться родители детей, учителя, сверстники.



Учебно-тематический план

№ п/п
Темы
I год обучения

1
Живопись
10

2
Графика
8

3
Скульптура
4

4
Аппликация
4

5
Бумажная пластика
3

6
Работа с природными материалами
3

7
Организация и обсуждение выставки детских работ
1


И т о г о
33


Содержание курса
1. Живопись.
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт от «пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика.
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация.
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.
В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами.
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ.
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. Дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева. – М., 1991.
2. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин. – М., 1994.
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
5. Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
6. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
7. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
8. Коротеева Е.И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ КРУЖКА


п/п
Содержание кружка
Кол.
час.
Дата
Примечание




план
факт




1

2
3
4
5
6
7

8

9
10


1
2
3
4
5

6

7
8


1

2
3
4


1

2

3

4


1

2
3




1

2
3




1

ЖИВОПИСЬ
Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета.
Контрастные цвета.
Белое и чёрное.
Цветовое пятно.
Рисуем пейзаж.
Рисуем пейзаж.
Рисуем сказочных животных и птиц.
Рисуем сказочных животных и птиц.
Рисуем растения и травы.
Рисуем растения и травы.

ГРАФИКА
Рисуем линии.
Тёмные и светлые пятна.
Изображаем растения.
Изображаем растения.
Изображаем объекты природы и быта.
Изображаем объекты природы и быта.
Изображаем насекомых.
Изображаем ткани.

СКУЛЬПТУРА
Глина и пластилин – скульптурные материалы.
Лепим фрукты и овощи.
Лепим птиц.
Лепим сладости.

АППЛИКАЦИЯ
Делаем аппликации. Обрывная аппликация.
Вырезанная аппликация.

Аппликация из засушенных трав и цветов.
Орнаменты и узоры из фантиков.

БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА
Сгибаем, сминаем, скручиваем бумагу.
Лепим из бумаги пейзаж.
Лепим из бумаги корзину с цветами в подарок маме.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Шишки, жёлуди, орехи – природные материалы.
Изображаем уголок природы.
Изображаем уголок природы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ
Выставка детских работ.






10

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

8
1
1
1
1

1

1
1
1

4

1
1
1
1

4

1
1


1
1

3

1
1

1


3

1
1
1



1
1













13PAGE 15


13PAGE 14215




15