Газета для родителей младшая группа Сенсорное развитие дошкольников


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА г. ЗЕИ

34290313055Январь, 2017 г.
ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Читайте в номере: Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
С
Сенсорное развитие ребёнка –
что это?
Принципы сенсорного в воспитания дошкольников.
С Советы родителям.
Как развивать чувственное
В восприятие?
Д Дидактические игры по
сенсорному воспитанию.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Сенсорное развитие ребенка – что это?
6096014922500Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека.
Б. Г. Ананьев.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Н. Н. Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
«Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение. Развивается и познает мир.
Благотворное влияние педагога на сенсорное развитие детей через дидактические игры научно доказано. Чем больше малыш будет познавать с помощью органов чувств, тем быстрее он будет развиваться в целом.
В детском саду детей учат рисовать, лепить, мастерить поделки из природных материалов, складывать конструктор. Для того чтобы овладеть одним из этих навыков, им необходимо уделить пристальное внимание внутренним свойствам задействованных предметов. Таким образом, чтобы нарисовать правдоподобную картинку, ребенок должен уловить форму и цвет предмета. Перед конструированием по образцу, его необходимо тщательно исследовать и найти все строительные закономерности. Ребёнок изучает взаимодействие деталей в пространстве через игры и переносит свои мысли на рабочий материал. Для того чтобы сенсорное развитие детей не было ограничено копированием окружающих предметов, они должны иметь представление о живой и неживой природе, природных явлениях. Чем больше ребенок будет знать, тем чаще в его рисунках будет появляться изображение солнышка или тучки, а из пластилина он слепит радугу. Освоение сенсорных эталонов представляет собой длинный процесс, который не ограничивается рамками дошкольного возраста и закрепляется с помощью игры. Усвоить этот эталон не означает идеально изучить все свойства предметов. Педагоги в детском саду должны рассказать малышу, что каждое свойство имеет свои разновидности. Ему необходимо уметь их распознать в зависимости от ситуации. На каждом году жизни ребенка его сенсорное развитие охватывает определенные задачи. Для детей в возрасте от рождения до шести лет характерны следующие сенсорные задачи:
• Первый год жизни детей наполнен впечатлениями. Создайте им условия, в которых можно следить за движением ярких игрушек, брать в ручки предметы разной формы и размеров.
• В два-три года дети уже умеют выделять форму, цвет, величину в качестве признаков предмета. Они накапливают представления о разновидностях этих признаков и о соотношениях между несколькими объектами по величине.
• В четыре года в голове у малыша четко зафиксировались представления о цвете, геометрических фигурах и явлениях. Можно начинать рассказывать ему, что каждый цвет имеет свой оттенок, а геометрическая фигура – свою вариацию.
• В пять лет во время формирования сенсорных эталонов, стоит привить ребенку тягу к исследованию предмета. Он должен уметь описать предмет, сравнить его с другими, выделить четкие особенности.
• В 6—7 лет дети получают возможность быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
Основная задача сенсорного развития заключается в необходимости развития аналитического восприятия.
50101510033000
Принципы сенсорного воспитания дошкольников
Система сенсорного воспитания, была разработана советскими учёными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной, Л. А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов.
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства, с учётом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребёнок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом предполагается сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребёнка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определённого рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвёртый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета. Ребёнок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребёнок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознание нового предмета.
В своей многовековой практике человечество выделило определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность.
В ознакомлении детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий: от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей возраста продуктивной деятельности.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
1955808128000
Советы родителям. Как развивать чувственное восприятие?
Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает:
1) развитие органов чувств;
2) овладение сенсорными эталонами;
3) усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).
У младшего дошкольника обследование предметов обусловлено целями и содержанием игровой деятельности. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность действий определяется не внешними впечатлениями, а познавательной задачей.
З.М. Богуславская установила, что характер ориентировочно-исследовательский существенно меняется в процессе психического развития ребенка. Постепенно от манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с ним. Зрительное восприятие становится одним из основных средств непосредственного познания предметов и явлений окружающей ребенка действительности. Появляется относительно длительное рассматривание предмета или его изображения (у трех - четырехлетних детей оно равно в среднем 6 минут, у пятилетних — 7 минут, у шестилетних — 12 минут).
Умение рассматривать предметы, наблюдать их появляется с середины дошкольного возраста. Это качество восприятия — управляемость — возникает в процессе специальной педагогической работы с детьми. Анализ показал, что в самом начале дошкольного возраста процесс зрительного восприятия осуществляется на основе указательных жестов ребенка. Он показывает последовательно все предметы и таким образом находит искомый. Впоследствии жесты заменяет словом, которым ребенок констатирует и закрепляет результаты своих поисков.
Особенности восприятия пространства, времени и художественного восприятия.
В дошкольном возрасте усвоение ребенком слов-обозначений приводит к пониманию относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчета, первоначально с точки зрения положения в пространстве самого ребенка. Формирование более обобщенных представлений о пространстве обеспечивает способность ребенка определить направление не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам.
Один из самых сложных видов восприятия — восприятие времени. Сложность его развития определяется тем, что время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или посредством часов. Время для ребенка слито с происходящими жизненными событиями, и потому обозначение временных промежутков относительно: один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному (что определяется содержанием деятельности, его состоянием на данный момент и т.д.). Дети долго не воспринимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста, им сложно представить длительные временные периоды (такие, как год, век, эпоха и т. п.). Восприятию дошкольника доступны такие категории, как неделя, месяц, минута. Но ребенок «ищет» материальный носитель времени и часто в качестве такового выделяет часы. Он уверен, что если стрелки перевести, то время изменит свой ход. Он еще не понимает объективности времени. Поэтому главная роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который вычленяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша и обозначает в слове, включая его в разнообразные житейские ситуации.
3138805197167500 Особое значение для формирования различных сфер ребенка имеет развитие художественного восприятия. Оно развивается в различных видах деятельности. Например, в ходе знакомства с литературными фольклорными произведениями. Слушая сказки, рассказы, ребенок стремится представить описываемые события, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи. Дети представляют не только отдельные образы, но и целые картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий, учатся «прогнозировать» поведение героев, пытаются предвосхитить последующие события. Они не просто слушают, а сопереживают героям литературных произведений. Дошкольник как бы сам участвует в сюжете, мысленно стремится повлиять на ход событий.
Художественное восприятие также активно развивается при знакомстве с произведениями изобразительного искусства.
Таким образом, наиболее существенное изменение, претерпеваемое на протяжении дошкольного возраста процессами восприятия, заключается в том, что они выделяются в самостоятельные произвольные действия, внутри которых начинают формироваться особые способы наблюдения, рассматривания, поиска.
Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие чувственного восприятия, ощущений – успешно происходит не только в детском саду, но и в семье.
Гуляя с ребенком, проводя разные гигиенические процедуры, укладывая спать, используйте всевозможные песенки, потешки, прибаутки. Они развивают слуховое внимание детей и фонематическое восприятие звуков.
Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем Вам изготавливать совместно с детьми, приобретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:
- банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, скрепками, пуговицами;
- шуршалки из бумаги, полиэтилена;
- шумящие морские раковины;
- свистки, дудочки из глины, дерева.
Очень важно подобрать игрушки для ребенка.
Приобретите игрушки-вкладыши на определение величины, пособия, с помощью которых дети учатся управляться с застежками, шнурками; разноцветные пробки, крупная мозаика.
Запомнить ощущения помогут игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?», при работе с тестом, с крупой – «Угадай на ощупь».
Экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут - не тонут» в воде, практически знакомятся с качествами воды «холодная-горячая-теплая». Проведите с детьми опыты по определению свойств песка, снега.
293941554737000 Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета, различение пространственных соотношений. Используйте сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина). Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путем нанизывания, ребенок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается глазомер. Игры Никитина «Сложи квадрат» - помогают запомнить цвет, фигуру, развивать мелкую моторику рук.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.
«Чудесный мешочек»
" Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
304673022415500«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
« Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов, какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
36245806286500«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
26225519113500
290068095186500-35433098996500Предметно - развивающая среда в детском саду для сенсорного развития дошкольников
-140970041148000
313944018288000-7556522098000
Выпуск газеты подготовила: Еровенко Г. М.