Методические рекомендации для СРО по ТОМу с методикой преподавания математики


государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Жирновский педагогический колледж»
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных работ по МДК Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания
специальность: 050146 Преподавание в начальных классах

Жирновск, 2014
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания для специальностей 050146 Преподавание в начальных классах.
Разработчик:
ГБОУ СПО «Жирновский преподаватель,
педагогический колледж» математических дисциплин Л.Н.Линченко_
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии
математических и естественно-научных дисциплин___
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ПЦК _____________ /_Л.Н.Линченко_/
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» составлены в соответствии с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся для ОПОП по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050146 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки).
Целью данных методических рекомендаций является организация, управление и обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения.
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов ГБОУ СПО «Жирновский педагогический колледж» очной, очно - заочной (вечерней) и заочной форм обучения для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки).
МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» является частью профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования», поэтому обучающийся в ходе усвоения МДК должен:
уметь:
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У2. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
У3. Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
У4. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У5. Оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем предметам, выставлять отметки;
У6. Осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным дисциплинам;
У7. Анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
знать:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З3. Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания;
З4. Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
З5. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников;
З6. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
З7. Логику анализа уроков;
З8.Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» изучается на 2, 3, 4 курсах, соответственно с 3 по 8 семестр. По учебному плану на самостоятельную работу выделено 117 часов.

Тематическое планирование самостоятельных работ обучающихся
№ Название разделов, тем МДК Кол-во часов
Часть 1.Теоретические и практические основы начального курса математики 42
1 Раздел 1.Элементы математической логики 10
Тема 1.1 Математические понятия. СРО № 1, 2 4
Тема 1.2. Математические предложения. СРО № 3 2
Тема 1.3. Множества и операции над ними. СРО № 4, 5 4
2 Раздел 2. Отношения и соответствия 8
Тема 2.1. Отношения на множестве. СРО № 6 4
Тема 2.2. Соответствия между элементами двух множеств. СРО № 7 4
3 Раздел 3. Целые неотрицательные числа 12
Тема 3.1. Теоретико - множественный смысл натурального числа, нуля, действий над числами. СРО № 8, 9 4
Тема 3.2. Натуральное число как мера величины. СРО № 10 2
Тема 3.3. Делимость целых неотрицательных чисел. СРО № 11 2
Тема 3.4. Расширение понятия числа. СРО № 12 4
4 Раздел 4. Элементы алгебры. Величины. 12
Тема 4.1. Выражения. Уравнения. Неравенства. СРО № 13 4
Тема 4.2. Числовые функции. СРО № 14 4
Тема 4.3. Величины и их измерения. СРО № 15 4
Часть 2. Методика преподавания математики в начальных классах 75
1 Раздел 1. Методика обучения математике как учебный предмет -
Тема 1.1. Государственные образовательные стандарты. -
2 Раздел 2.Урок математики в начальных классах 24
Тема 2.1. Образовательные программы начального общего образования по математике. СРО № 16 3
Тема 2.2. Планирование учебной работы по математике. -
Тема 2.3. Организационные формы обучения математике. СРО № 17- 19 9
Тема 2.4. Методы и средства обучения математике. СРО № 20-22 9
Тема 2.5. Повторение и проверка знаний. СРО № 23 3
3 Раздел 3. Методика изучение основных понятий начального курса математики 51
Тема 3.1. Натуральные числа и нуль. СРО № 24,25
6
Тема 3.2 Арифметические действия. СРО № 26-30 12
Тема 3.3. Работа с текстовыми задачами. СРО № 31-36 16
Тема 3.4. Работа над величинами. СРО № 37-40 8
Тема 3.5. Работа с алгебраическим и геометрическим материалом. СРО № 41-43 9
4 Раздел 4. Практикум по подготовке и проведению уроков -
ВСЕГО 117
Содержание заданий для СРО
Часть 1.Теоретические и практические основы начального курса математики
Раздел 1. Элементы математической логики
При выполнении самостоятельных работ раздела 1. формируются следующие умения:
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У4. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
и знания:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
Тема 1.1. Математические понятия
Самостоятельная работа №1
Цель работы: изучить материал об истории возникновения математики как науки.
Содержание задания: написать сообщение на тему: «История возникновения математики как науки».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Самостоятельная работа №2
Цель работы: найти математические понятия и определения в учебниках математики начальных классов.
Содержание задания: ознакомиться с содержанием учебников по математике для начальных классов по программе «Школа России» автор М.И. Моро и др. и заполнить таблицу 1.
Таблица 1
№ Вид задания Результат выполнения задания
1. Привести примеры 9-10 математических понятий 2. Привести 3 примера математических определений 3. Привести 3 примера явных определений 4. Привести 3 примера неявных контекстуальных определений 5. Привести 2 примера неявных остенсивных определений 6. Привести 2 примера определений через род и видовое отличие Требования к результатам работы и оформлению:
Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ по МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» в виде таблицы.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - таблица заполнена правильно, все примеры приведены согласно заданию.
Оценка «хорошо» - таблица заполнена правильно, но содержит 1- 2 не правильно приведенных примера, заданных определений.
Оценка «удовлетворительно» - таблица в основном заполнена правильно, но содержит 3-4 не правильно приведенных примера, заданных определений.
Оценка «неудовлетворительно» - таблица заполнена в большей части не правильно, содержит более 4 не правильно приведенных примера, заданных отношений.
Тема 1.2. Математические предложения
Самостоятельная работа №3
Цель работы: расширить знания о математических предложениях.
Содержание задания: написать сообщение по теме: «Важнейшее математическое предложение - теорема».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Тема 1.3. Множества и операции над ними
Самостоятельная работа №4
Цель работы: расширить знания о жизни великих математиков.
Содержание задания: написать сообщения по заданным темам:
« Жизнь великих математиков: Л.Эйлер».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Самостоятельная работа №5
Цель работы: расширить знания о жизни великих математиков.
Содержание задания: написать сообщения по заданным темам:
« Жизнь великих математиков: Р.Декарт».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Раздел 2. Отношения и соответствия
При выполнении самостоятельных работ раздела 2. формируются следующие умения:
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У4. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
и знания:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
Тема 2.1. Отношения на множестве
Самостоятельная работа №6
Цель работы: уметь находить математические отношения в учебниках математики начальных классов.
Содержание задания: ознакомиться с содержанием учебников по математике для начальных классов по программе «Школа России» автор М.И. Моро и др., подобрать задания из учебников с различными видами отношений и заполнить таблицу 2.
Таблица 2
№ Вид задания Результат выполнения задания
1. Привести 1 пример задания с отношением «меньше» 2. Привести 1 пример задания с отношением «больше» 3. Привести 1 пример задания с отношением «равно» 4. Привести 1 пример задания с отношением « больше на 1» 5. Привести 1 пример задания с отношением «меньше на 2» 6. Привести 1 пример задания с отношением «больше в 2раза» 7. Привести 1 пример задания с отношением «меньше в 3 раза» 8. Привести 1 пример задания с отношением «кратно» Требования к результатам работы и оформлению:
Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ по МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» в виде таблицы.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - таблица заполнена правильно, все примеры соответствуют заданным отношениям.
Оценка «хорошо» - таблица в основном заполнена правильно, но содержит 1- 2 не правильно приведенных примера, заданных отношений.
Оценка «удовлетворительно» - таблица в большей части заполнена правильно, но содержит 3-4 не правильно приведенных примера, заданных отношений.
Оценка «неудовлетворительно» - таблица заполнена в большей части не правильно, содержит более 4 не правильно приведенных примера, заданных отношений.
Тема 2.2. Соответствия между элементами двух множеств
Самостоятельная работа №7
Цель работы: проанализировать методическую литературу и изучить теоретические основы формирования представления о функциональной зависимости у младших школьников.
Содержание задания: написать сообщение на тему «Формирование функциональных представлений у младших школьников».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Раздел 3. Целые неотрицательные числа
При выполнении самостоятельных работ раздела 3. формируются следующие умения:
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У4. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У8. Уметь работать на компьютере;
и знания:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
Тема 3.1. Теоретико - множественный смысл натурального числа, нуля, действий над числами
Самостоятельная работа №8
Цель работы: изучить этапы возникновения натурального чисел и нуля.
Содержание задания: написать сообщение на тему «Из истории возникновения натуральных чисел и нуля».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Самостоятельная работа №9
Цель работы: выявить арифметические свойства, изучаемые в начальных классах, в заданиях на использование этих свойств.
Содержание задания: ознакомиться с содержанием учебников по математике для начальных классов по программе «Школа России» автор М.И. Моро и др., выписать арифметические свойства, изучаемые в 1, 2, 3, 4 классах, привести по 1 примеру заданий на использование этих свойств и заполнить таблицу 3.
Таблица 3
Классы начальной школы Результат выполнения задания
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Требования к результатам работы и оформлению:
Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ по МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» в виде таблицы.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - таблица заполнена правильно, все арифметические свойства выписаны правильно, в соответствии с изучением по классам, приведенные примеры соответствуют классу изучения и заданию.
Оценка «хорошо» - таблица в основном заполнена правильно, но содержит 1-2 не правильно выписанных арифметических свойств и (или) 1-2 не правильно, приведенных примеров.
Оценка «удовлетворительно» - таблица в большей части заполнена правильно, но содержит 3 не правильно выписанных арифметических действий и (или) 3-4 не правильно приведенных примеров.
Оценка «неудовлетворительно» - таблица заполнена в основном не правильно, но содержит более 4 не правильно выписанных арифметических действий и (или) более 4 не правильно приведенных примеров.
Тема 3.2. Натуральное число как мера величины
Самостоятельная работа №10
Цель работы: расширить знания о позиционных и непозиционных системах счисления.
Содержание задания: написать сообщение на тему: «Позиционные и непозиционные системы счисления».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Тема 3.3. Делимость целых неотрицательных чисел
Самостоятельная работа №11
Цель работы: углубить знания об истории возникновения простых чисел в математике.
Содержание задания: написать сообщение по теме: «История возникновения простых чисел в математике».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Тема 3.4. Расширение понятия числа
Самостоятельная работа №12
Цель работы: изучить методическую литературу по вопросу о возникновении чисел, расширяющих понятие целых неотрицательных чисел.
Содержание задания: написать сообщение по заданным темам (одно на выбор):
«Задачи расширения понятия числа и пути их решения в математике», «История возникновения отрицательных чисел».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщения.
Раздел 4. Элементы алгебры. Величины.
При выполнении самостоятельных работ раздела 4. формируются следующие умения:
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
и знания:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
Тема 4.1. Выражения. Уравнения. Неравенства.
Самостоятельная работа №13
Цель работы: углубить знания по темам: «Выражения», «Уравнения», «Неравенства» в соответствии методикой изучения этих вопросов в начальных классах.
Содержание задания: ознакомиться с содержанием учебников по математике для начальных классов по программе «Школа России» автор М.И. Моро и др. и выполнить задания:
По теме «Выражения»:
1. В каком классе происходит изучение темы «Выражения»?
2.Каких видов бывают выражения?
3.Дайте определение числовому выражению, приведите 2 примера
4.Дайте определение выражению с переменной, приведите 2 примера
5.Приведите примеры 2 упражнений, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников по работе с числовыми выражениями.
6.Приведите примеры 2 упражнений, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников по работе с выражениями с переменной (переменными).
По теме «Уравнения»:
1. К каком классе происходит изучение темы «Уравнения»?
2.Укажите, каким способом решают уравнения на 1 этапе, приведите 1 пример.
3.Укажите, каким способом решают уравнения на 2 этапе, приведите 1 пример.
4.Приведите по 1 примеру уравнений на нахождения неизвестных компонентов арифметических действий и решите каждое уравнение.
По теме «Неравенства»:
1.К каком классе происходит изучение темы «Неравенства»?
2.Каким способом дается определение понятия «неравенства» (явным или неявным ( контекстуальным или остенсивным)?
3.Приведите примеры 2 упражнений, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников по работе с неравенствами.
Требования к результатам работы и оформлению:
Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ по МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» согласно заданиям.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - все задания выполнены правильно.
Оценка «хорошо» - выполнено правильно ¾ всех заданий.
Оценка «удовлетворительно» - выполнено правильно ½ всех заданий.
Оценка «неудовлетворительно» - выполнено неправильно более ½ всех заданий.
Тема 4.2. Числовые функции
Самостоятельная работа №14
Цель работы: углубить знания по теме: «Числовые функции» в соответствии методикой изучения этого вопроса в начальных классах.
Содержание задания: ознакомиться с содержанием учебников по математике для начальных классов по программе «Школа России» автор М.И. Моро и др. и выполнить задания:
1.Приведите примеры 3 упражнений, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников по пропедевтике понятия прямая пропорциональность. Решите эти упражнения.
2.Приведите примеры 3 упражнений, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников по пропедевтике понятия обратная пропорциональность. Решите эти упражнения.
Требования к результатам работы и оформлению:
Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ по МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» согласно заданиям.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - все задания выполнены правильно.
Оценка «хорошо» - выполнено правильно ¾ всех заданий.
Оценка «удовлетворительно» - выполнено правильно ½ всех заданий.
Оценка «неудовлетворительно» - выполнено неправильно более ½ всех заданий.
Тема 4.3. Величины и их измерения.
Самостоятельная работа №15
Цель работы: углубить знания по теме: «Величины» в соответствии методикой изучения этого вопроса в начальных классах.
Содержание задания: ознакомиться с содержанием учебников по математике для начальных классов по программе «Школа России» автор М.И. Моро и др. и выполнить задания:
1.Приведите примеры 2 упражнений, иллюстрирующих основные свойства длины, как величины, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников. Решите эти упражнения согласно заданиям.
2. Приведите примеры 2 упражнений, иллюстрирующих основные свойства массы, как величины, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников. Решите эти упражнения согласно заданиям.
3. Приведите примеры 2 упражнений, иллюстрирующих основные свойства времени, как величины, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников. Решите эти упражнения согласно заданиям.
4. Приведите примеры 2 упражнений, иллюстрирующих основные свойства площади, как величины, с указанием класса, номеров упражнений и страниц учебников. Решите эти упражнения согласно заданиям.
Требования к результатам работы и оформлению:
Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ по МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» согласно заданиям.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - все задания выполнены правильно.
Оценка «хорошо» - выполнено правильно ¾ всех заданий.
Оценка «удовлетворительно» - выполнено правильно ½ всех заданий.
Оценка «неудовлетворительно» - выполнено неправильно более ½ всех заданий.
Часть 2. Методика преподавания математики в начальных классах
Раздел 1. Методика обучения математике как учебный предмет
Тема 1.1. Государственные образовательные стандарты.
СРО не предусмотрена
Раздел 2.Урок математики в начальных классах
При выполнении самостоятельных работ раздела 2. формируются следующие умения:
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У2. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
У3. Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
У4. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У5. Оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем предметам, выставлять отметки;У8. Уметь работать на компьютере;
и знания:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З5. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
З6. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
З8.Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
Тема 2.1. Образовательные программы начального общего образования по математике.
Самостоятельная работа №16
Цель работы: изучить методическую работу по вопросу проблемного обучения на уроках математики.
Содержание задания: написать реферат по теме «Элементы проблемного обучения на уроках математики».
Требования к результатам работы и оформлению:
Реферат должен быть написан и оформлен согласно единым требованиям к оформлению и содержанию рефератов.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению рефератов.
Тема 2.2. Планирование учебной работы по математике
СРО не предусмотрена
Тема 2.3. Организационные формы обучения математике
Самостоятельная работа №17
Цель работы: изучить методическую литературу по вопросу организации математического кружка.
Содержание задания: написать сообщение по теме: «Содержание и организация математического кружка в начальных классах».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщений.
Самостоятельная работа №18
Цель работы: изучить методическую литературу по вопросу организации творческой работы учащихся начальных классов на уроках математики.
Содержание задания: написать сообщение по заданной теме: «Творческая работа учащихся начальных классов на уроках математики».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщений.
Самостоятельная работа №19
Цель работы: изучить методическую литературу по вопросу поиска способов и средств воспитания у учащихся интереса к математике.
Содержание задания: написать сообщение по заданной теме: «Способы и средства воспитания у учащихся интереса к математике».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщений.
Тема 2.4. Методы и средства обучения математике
Самостоятельная работа №20
Цель работы: изучить методическую литературу по вопросу использования на уроках математики упражнений различного характера.
Содержание задания: написать реферат по заданной теме: «Упражнения занимательного характера, их роль и использование на уроках математики в начальных классах».
Требования к результатам работы и оформлению:
Реферат должен быть написан и оформлен согласно единым требованиям к оформлению и содержанию рефератов.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению рефератов.
Самостоятельная работа №21
Цель работы: изучить методическую литературу по вопросу использования на уроках математики упражнений различного характера.
Содержание задания: написать реферат по заданной теме: «Логические упражнения по математике, их роль и место на уроках математики в начальных классах».
Требования к результатам работы и оформлению:
Реферат должен быть написан и оформлен согласно единым требованиям к оформлению и содержанию рефератов.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению рефератов.
Самостоятельная работа №22
Цель работы: использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе.
Содержание задания: создать презентацию из 9-10 слайдов по теме «Устный счет на уроке математики», опираясь на указанные требования.
Требования к результатам работы и оформлению: презентация должна быть создана согласно требованиям к созданию и оформлению презентаций.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению презентаций.
Тема 2.5. Повторение и проверка знаний
Самостоятельная работа №23
Цель работы: изучить методику проведения математических диктантов различного вида.
Содержание задания: написать сообщение по теме «Повторение и проверка знаний по математике через математический диктант».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщений.
Раздел 3. Методика изучение основных понятий начального курса математики
При выполнении самостоятельных работ раздела 3. формируются следующие умения:
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У4. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У8. Уметь работать на компьютере;
и знания:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З3.Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания;
З4. Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников.
Тема 3.1. Натуральные числа и нуль
Самостоятельная работа№24
Цель работы: изучить историю возникновения понятий натурального числа и нуля.
Содержание задания: написать сообщение по теме «История возникновения понятий натурального числа и нуля».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщений.
Самостоятельная работа №25
Цель работы: использовать технические средства обучения в образовательном процессе при изучении темы «Изучение нумерации чисел в пределах 10».
Содержание задания: создать презентацию из 9-10 слайдов по теме «Использование наглядных пособий при изучении нумерации чисел в пределах 10», опираясь на указанные требования.
Требования к результатам работы и оформлению: презентация должна быть создана согласно требованиям.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению презентаций.
Тема 3.2 Арифметические действия
Самостоятельная работа№26
Цель работы: закрепить знания по теме «Арифметические действия».
Содержание задания: оформить памятку по заданной теме: «Алгоритм письменного приема сложения в пределах 100».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа№27
Цель работы: закрепить знания по теме «Арифметические действия».
Содержание задания: оформить памятку по заданной теме: «Алгоритм письменного приема вычитания в пределах 100».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа№28
Цель работы: закрепить знания по теме «Арифметические действия».
Содержание задания: оформить памятку по заданной теме: «Алгоритм письменного приема умножения трехзначного числа на однозначное».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа№29
Цель работы: закрепить знания по теме «Арифметические действия».
Содержание задания: оформить памятку по заданной теме: «Алгоритм письменного приема деления трехзначного числа на однозначное ».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа № 30
Цель работы: систематизировать знания по темам «Письменные приемы сложения в пределах 100», « Письменные приемы вычитания в пределах 100», « Письменные приемы умножения трехзначного числа на однозначное», « Письменные приемы деления трехзначного числа на однозначное».
Содержание задания: ознакомиться с содержанием учебников по математике для начальных классов по программе «Школа России» автор М.И. Моро и др., подобрать подготовительные упражнения, упражнения для закрепления, с указанием класса изучения, номера упражнения, страницы учебника по соответствующей теме и заполнить таблицу 4.
Таблица 4
№ тема Подготовительные упражнения, класс, № упражнений, страница учебника Упражнения для закрепления, класс, № упражнений, страница учебника
1 Письменные приемы сложения в пределах 100 2 Письменные приемы вычитания в пределах 100 3 Письменные приемы умножения трехзначного числа на однозначное4 Письменные приемы деления трехзначного числа на однозначноеТребования к результатам работы и оформлению:
Работа оформляется в тетради для самостоятельных работ по МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» в виде таблицы.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - все задания выполнены правильно.
Оценка «хорошо» - выполнено правильно ¾ всех заданий.
Оценка «удовлетворительно» - выполнено правильно ½ всех заданий.
Оценка «неудовлетворительно» - выполнено неправильно более ½ всех заданий.
Тема 3.3. Работа с текстовыми задачами
Самостоятельная работа № 31
Цель работы: закрепить методику изучения текстовых задач в начальных классах с использованием наглядных пособий.
Содержание задания: написать реферат по заданной теме: «Наглядные пособия, их роль и использование при обучении решению простых задач».
Требования к результатам работы и оформлению:
Реферат должен быть написан и оформлен согласно единым требованиям к оформлению и содержанию рефератов.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению рефератов.
Самостоятельная работа № 32
Цель работы: закрепить методику изучения текстовых задач в начальных классах с использованием наглядных пособий.
Содержание задания: написать реферат по заданной теме: «Наглядные пособия, их роль и использование при обучении решению составных задач».
Требования к результатам работы и оформлению:
Реферат должен быть написан и оформлен согласно единым требованиям к оформлению и содержанию рефератов.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению рефератов.
Самостоятельная работа № 33
Цель работы: закрепить методику изучения текстовых задач в начальных классах с использованием наглядных пособий.
Содержание задания: написать реферат по заданной теме: «Наглядные пособия, их роль и использование при обучении решению задач на движение».
Требования к результатам работы и оформлению:
Реферат должен быть написан и оформлен согласно единым требованиям к оформлению и содержанию рефератов.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению рефератов.
Самостоятельная работа №34
Цель работы: закрепить алгоритм работы над текстовой задачей в начальных классах.
Содержание задания: оформить памятку по заданной теме: «Этапы работы над простой задачей».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа №35
Цель работы: закрепить алгоритм работы над текстовой задачей в начальных классах.
Содержание задания: оформить памятку по заданной теме: « Этапы работы над составной задачей».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа №36
Цель работы: изучить метод моделирования в процессе решения текстовых задач.
Содержание задания: написать сообщение по теме «Моделирование в процессе решения задач».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщений.
Тема 3.4. Работа над величинами
Самостоятельная работа №37
Цель работы: систематизировать знания по теме «Величины».
Содержание задания: оформить памятку «Таблица единиц длины и их соотношений».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа №38
Цель работы: систематизировать знания по теме «Величины».
Содержание задания: оформить памятку «Таблица единиц массы и их соотношений».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа №39
Цель работы: систематизировать знания по теме «Величины».
Содержание задания: оформить памятку «Таблица единиц времени и их соотношений».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Самостоятельная работа №40
Цель работы: систематизировать знания по теме «Величины».
Содержание задания: оформить памятку «Таблица единиц площади и их соотношений».
Требования к результатам работы и оформлению: памятка должна быть написана и оформлена согласно единым требованиям к оформлению и содержанию памяток.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению памяток.
Тема 3.5. Работа с алгебраическим и геометрическим материалом
Самостоятельная работа №41
Цель работы: углубить знания по теме «Методика изучения алгебраического материала».
Содержание задания: написать реферат по заданной теме: «Наглядные пособия, их роль и использование при изучении алгебраического материала».
Требования к результатам работы и оформлению:
Реферат должен быть написан и оформлен согласно единым требованиям к оформлению и содержанию рефератов.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению рефератов.
Самостоятельная работа №42
Цель работы: углубить знания по теме «Методика изучения геометрического материала».
Содержание задания: написать реферат по заданной теме: «Наглядные пособия, их роль и использование при изучении геометрического материала».
Требования к результатам работы и оформлению:
Реферат должен быть написан и оформлен согласно единым требованиям к оформлению и содержанию рефератов.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению рефератов.
Самостоятельная работа №43
Цель работы: изучить историю возникновения геометрии.
Содержание задания: написать сообщение по теме «История возникновения и развития геометрии».
Требования к результатам работы и оформлению:
Сообщение должно быть написано и оформлено согласно единым требованиям к оформлению и содержанию сообщений.
Критерии оценки: оценка выставляется согласно требованиям к результатам и оформлению сообщений.
Раздел 4. Практикум по подготовке и проведению уроков математики
СРО не предусмотрена.
Список рекомендуемой литературы:
Основные источники:
1.Дадаян А.А. Математика для педагогических училищ: учебник/ А.А Дадаян.– М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2009. – 512 с.
2.Дадаян А.А. Сборник задач по математике / А.А. Дадаян. – М.: ИНФРА – М: ФОРУМ, 2008. - 352 с.
3. Калиниченко А.В., Шикова Р.Н., Леонович Е.Н.Методика преподавания начального курса математики: учебное пособие, Издательский центр «Академия»,2013.-208 с.
4.Стойлова Л.П. «Математика»:учебник для студентов выс.пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр «Академия»,2009.
Дополнительные источники:
Артёмов, А.К.  Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. / А.К. Артемов, Н.Б. Истомина. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 224 с.
Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: Академия, 2003. – 428 с.
Дружинина, А. Учимся играя. Сопоставление, логика, счет, внимание, воображение. Обучающие игры для начальных классов / А. Дружинина. - Оникс, 2003. - 98 с.
Данилов, И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников / И.В. Данилов. - М.: УЦ «Перспектива», 2001. — 64 с.
Ермолаева, В.Г.Тренажер по математике для начальной школы. Таблица умножения / В.Г. Ермолаева. – М.:  Ювента, 2006. - 36 с.
Истомина, Н.А. Методика обучения математики в начальных классах: учебное пособие / Н.А. Истомина – Ассоциация XXI век, 2005. – 272 с.
Комплексные тесты. Математика. 3-й класс / под ред. Н.А Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2010. - 30 с.
Узорова, О.В. 3000 примеров по математике (Внетабличное умножение и деление). 3-4 класс / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 18 с.
Узорова, О.В. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.:АСТ, Астрель, 2006. - 128 с.
Интернет-источники:
Всем, кто учится. – URL: http://www.alleng.ru/ . Дата обращения: 11.04.2011г.
Ресурс с учебниками и методикой. - URL: http://www.twirpx.com/files/pedagogics/pedagogics/methodics/russian/ Дата обращения: 11.04.2011г.
Портал бесплатных книг. - URL: http://school.itop7.com/ . Дата обращения: 11.04.2011г.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: http://window.edu.ru/ . Дата обращения: 11.04.2011г.
Лучшие книги и журналы интернета. - URL: http://book.tr200.net/ . Дата обращения: 11.04.2011г.
Мир книг. - URL: http://mirknig.com/ . Дата обращения: 11.04.2011г.
Электронная библиотека. - URL: http://vipbook.info/. Дата обращения: 11.04.2011г.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http://festival.1september.ru/ . Дата обращения: 11.04.2011г.
Единые требования к содержанию и оформлению СРО
Требования к содержанию рефератов, сообщений, презентаций.
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.
Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, сообщению необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.
Основные этапы работы над рефератом
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.
Структура реферата:
Введение
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата 10-15 может составлять одну страницу.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются. Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников
В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
Список использованных источников оформляется в той же последовательности, которая указана в требованиях к оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.
Сообщение - это письменная работа обучающегося в размере не более 5-7 листов, которая может не содержать практической части, а ограничиваться только теоретическими сведениями по исследуемой теме.
Сообщение должно содержать:
титульный лист,
оглавление,
введение,
основную часть (разделы, части),
выводы (заключительная часть),
приложения (может не быть),
пронумерованный список использованной литературы (не менее 5-ти источников).
Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение. (Обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора). Указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы.
Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме. Эту главу при необходимости можно разбить на подпункты -  2.1., 2.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц). Могут быть представлены таблицы, графики, схемы.
Выводы (заключительная часть) подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме сообщения, предлагаются рекомендации.
Презентация
Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.
Рекомендации к содержанию презентации.
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).
Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.
Если презентация является основой устного доклада, то второй слайд должен содержать краткое перечисление всех основных вопросов, которые будут рассмотрены в докладе. Это дисциплинирует докладчика, концентрирует внимание слушателей, а, кроме того, во время создания такого слайда от автора требуется очень четко выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада.
Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.
Требования к оформлению рефератов, сообщений, презентаций.
Общий объём реферата – 10-15 страниц печатного или рукописного текста, сообщения - 5-7 страниц печатного или рукописного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Он не нумеруется, однако считается первой страницей.
Для набора текста используется программа Microsoft Word или OpenOffice.org Writer. Текст печатается шрифтом «Times New Roman»: размер шрифта - 14, междустрочный интервал - 1,5 с соблюдением размера полей: левое - 30 мм, правое — 10, верхнее и нижнее - по 25 мм; при наборе таблиц размер шрифта меняется на 12.
Насыщенность букв и знаков в строке должна быть ровной и однотипной. Примесь частично напечатанных отдельных букв, цифр, слов, вписанных от руки, не допускается.
Таблицы, рисунки, чертежи, схемы и графики, как в тексте, так и в приложении, выполняются на стандартных листах или представляют в виде ксерокопий на белой бумаге такого же размера. Фотографии могут быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Текст работы вкладывается в файл.
Оглавление (содержание) включает в себя перечень заголовков и подзаголовков разделов работы. Его помещают в начало реферата (сообщения) после титульного листа. Следует помнить, что лист также не нумеруется, но считается второй страницей работы.
Заголовки и подзаголовки содержания должны точно повторять заголовки и подзаголовки в тексте. Сокращать заголовки или давать их в тексте в другой редакции нельзя. Заголовки первой ступени следует располагать по одной вертикали, заголовки второй ступени - по другой, сместив их на три знака вправо по отношению к заголовкам первой ступени. Против каждого заголовка ставится номер страницы, на которой он расположен в тексте.
Следует помнить, что введение, выводы, список литературы в оглавлении нумеруются, приложения не нумеруются.
Все страницы, включая страницы с рисунками и таблицами, имеют сквозную нумерацию. Номер страницы печатается посредине (или в правом нижнем углу) без дополнительных обозначений (скобок, тире), пример: 10.
Заголовки. Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той же странице, к которой они относятся.
Оформление цитат. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Оформление перечислений. Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.
Оформление ссылок на рисунки. Для наглядности изложения желательно сопровождать текст рисунками, графиками. Все иллюстрации в реферате (сообщении) должны быть пронумерованы. Нумерация должна быть сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Подписываются рисунки справа, внизу изображения.
Оформление таблиц. Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указанием порядкового номера таблицы (например "Таблица 4") без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте реферата (сообщения) только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово "таблица" не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. Размер шрифта текста в таблицах может быть уменьшен до 12 пунктов.
Таблицы и рисунки могут быть вынесены в приложения.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в реферате (сообщении). Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка, например "№", например: "рис.3", "табл.4", "с.34", "гл.2". "см. рисунок 5" или " график....приведен на рисунке 2". Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т.д. Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.
В конце работы прилагается список используемой литературы. Литературные источники следует располагать в следующем порядке:
законы, нормативные акты;
энциклопедии, справочники;
учебники по теме реферата;
газетно-журнальные статьи;
ресурсы локального доступа, интернет-источники.
Образцы оформления:
Законы и нормативные акты:
Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г.// Российская газета.-1998.-05.09.-с.4.
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24 июня 1999.// Российская газета.-1999.-30.06.-с. 3.
Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 // Собрание законодательства РФ.-1995.-№ 28.-ст. 2346.
Энциклопедии, справочники:
Баранников, И.В. Картинный словарь русского языка: Для учащихся начальных классов / И.В. Баранников и др. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993.—223 с.
Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения. Краткий словарь-справочник / Л.А.Вербицкая [и др.]. - СПб.: СПбГУ; М.: Академия, 2008. – 160 с.
Учебники:
1 автора.
Кириллова, О.С. Иллюстрирование сказочной литературы для детей: Методический аспект: учеб. пособие / О.С. Кириллова.- Волгоград: Перемена,2006.-176с.
2-3 авторов.
Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А.Николаева. - М.: Издательский центр Академия, 2009. – 575 с.
4 и более авторов.
Путилова, Е.О. Детская литература: учебник для сред. проф. образования / Е.О.Путилова, А.В. Денисова,И.Л. Днепрова [и др.]; под ред. Е.О.Путиловой. - М. : Академия, 2008. - 384 с.
Газетно-журнальные статьи.
О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками ОУ: Приказ Министерства образования РФ от 07 августа 2000 г. № 2414 // Вестник образования. – 2000.-№10.- стр. 23.
Ресурсы локального доступа:
Шарков Ф. И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. - М.; Экзамен, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Интернет-источники:
Уваров П. Ю. Франция XVI века. Опыт реконструкции по нотариальным актам. - URL: http://www.orbis-medievalis.nm.ru/library/ouvarov.html . Дата обращения: 01.09.2009.
Приложение к журналу Методика преподавания истории в школе. – URL: http://pish.ru/application/category/societymethod . Дата обращения 28.04 2011.
Презентации
Правила оформления компьютерных презентаций
1) Стиль.
- соблюдайте единый стиль оформления;
- избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
- вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
2) Использование цвета.
- цвет фона слайда и текста должен быть контрастным;
- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
3) Анимационные эффекты.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами;
- анимация не должна быть раздражающей, не должна мешать восприятию материала.
4) Содержание информации.
- используйте короткие слова и предложения;
- минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
- заголовки должны привлекать внимание.
5) Расположение информации на слайде.
- изображения нужно помещать в части противоположной от той, где стоит учитель (чтобы он не перекрывал изображение). По центру располагать не желательно;
- надпись к картинке должна располагаться под ней;
- большие объекты не должны располагаться симметрично. Текст если в рамочке, то рамочка должна быть светлее, чем текст.
6) Шрифты.
- для заголовков не менее 24;
- для информации не менее 18.
- шрифт удобнее Arial, плохо читается курсив, не желательно использовать подчеркивание. Лучше выделить цветом, жирным или более крупным шрифтом.
7) Объем информации;
- не стоит заполнять один слад слишком большим объемом информации: дети единовременно могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
- наиболее эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
8) Виды слайдов.
- для обеспечения разнообразия используйте разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, диаграммами.
9) Звук
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.
Рекомендации по оформлению презентации.
На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (руководителя проекта) и дата создания.
Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае – одна фамилия, исключение – псевдонимы). Допустимый вариант – две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.
Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.
В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.
Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.
Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них.
Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.
Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).
Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
Приложение 1
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Жирновский педагогический колледж»
Реферат (Сообщение)
Ролевая игра как средство обучения иностранному языку
Выполнил(а): Голик Екатерина Юрьевна
Специальность 050303 «Иностранный язык», курс IV, группа 4-3
Проверил(а): Гудзева Татьяна Михайловна — преподаватель иностранного языка
Жирновск
2011
Приложение 2
Оглавление
Введение................................................................................................................................3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты профориентации..................................................................................................................4
Глава II. Методика организации и проведения профориентационной работы со школьниками.......................................................................................................................7
II.1. Разнообразные формы профориентационной работы.............................................................................................................................7
II.2. Результаты экспериментальной работы с текстом..........................................................................................................................10
Заключение................................................................................................................................13
Список литературы...............................................................................................................................15
Приложения
Форма контроля и критерии оценки рефератов, сообщений, презентаций, памяток.
Рефераты(сообщения) в рамках учебного процесса оцениваются по следующим основным критериями:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.
Реферат (сообщение):
Оценка «отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12 страниц, сообщения(5-7 страниц), текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата(сообщения), отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, (сообщения 3-5 страниц ), текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата(сообщения), отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат(сообщение) написаны грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
Оценка «удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 (сообщения менее 3 страниц), текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата (сообщения) раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат(сообщение) написаны с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.
Оценка «неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 5страниц (сообщения менее 1), текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата (сообщения) не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
Презентация: презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
Оценка «отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности.
Оценка «удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Сроки сдачи реферата, сообщения, презентации: работа должна быть сдана в течение 2 недель с момента получения задания. В противном случае, оценка снижается на 1 балл за каждый просроченный день.
Требования к результатам работы и оформлению памяток:
1.Памятка оформляется на листах А4 в произвольной форме.
2.Содержание памятки поместить в рамку.
3.Обязательное наличие заголовка.
4.Содержание памятки должно строго соответствовать заданной теме.
Критерии оценки памятки:
Оценка «отлично» - памятка выполнена согласно требованиям к оформлению и содержанию памятки.
Оценка «хорошо» - в памятке есть 1 несоответствие требованиям к оформлению и содержанию памятки.
Оценка «удовлетворительно» - в памятке есть 2 несоответствия требованиям к оформлению и содержанию памятки.
Оценка «неудовлетворительно» - в памятке есть более 2 несоответствий требованиям к оформлению и содержанию памятки.
Сроки сдачи памятки: работа должна быть сдана в течение 1 недели с момента получения задания. В противном случае, оценка снижается на 1 балл за каждый просроченный день.