Помощь а адаптации ученикам 5 класса


Выполнила работу А.Л.Пасечникова Помощь в адаптации ученикам 5 -го А класса МКОУ СОШ№5 г.Киренска по русскому языку и литературе. Слово «кризис», написанное по-китайски,состоит из двух иероглифов: один означает «опасность»,другой — «благоприятная возможность». «Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально- педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий. Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Первоначальная задача тьютора – работа с интересом учащегося и создание условий для первичного инсайта (диагностика, индивидуальные и групповые консультации, наблюдения, составление карт интересов, целей, внешних вызовов и т.д.). Это работа наиболее близкая по своему формату для такого рода деятельности как коучинг. Но важно также заметить, что тьютор оказывает лишь сопровождение, и чтобы оно осуществилось, учащийся должен прежде всего сам совершить некую «образовательную пробу» и проанализировать ее совместно с тьютором.Во-вторых, тьютор должен владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебное действие.В-третьих, он должен быть «дипломатом» при адаптации, решении текущих проблем, установлении взаимодействия между тьюторантом и социальной средой.В-четвертых, тьютор – это «доверенное лицо» ученика, поэтому авторитарное поведение, давление, принуждение, раздражительность и властность – неуместные инструменты интеракции. Тьюторское сопровождение Как тьютор я поставила следующие задачи создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников к школе;оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;   Цель : Организация учебно-воспитательного процесса по русскому языку и литературе пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-ого классаСохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5-ый класс   Работа с обучающимися  Сентябрь 1.Работа с классным коллективом.2Консультирование учащихся по теме «Особенности организации учебной деятельности в 5 классе по русскому языку и литературе»3.Консультации с родителями «Что должен уметь и знать ученик к началу 5классник по русскому языку и литературе»4.Пробные проверочные работы по русскому языку5.Индивидуальное коучинг-консультирование 7.Определение уровня познавательной активности, культуры поведения в коллективе.Знакомство с требованиями к учащимся по русскому языку и литературе 8Выявление учащихся, требующих индивидуальной работыПомощь родителям в адаптационный период 9.Определение уровня навыков обученности 10.Пути исправления пробелов в знаниях             Октябрь 1.Тематические срезы по рус.яз. 2.Работа с группой учащихся по теме «Домашнее задание»3.Работа с инклюзивом4.Наблюдение Ноябрь  Изучение психолого-педагогических проблем в период адаптации.Выявление уровня обученности, проблем неадаптивных учащихся по русскому языку и литературе1.Работа с группой учащихся по теме «Выразительное чтение» Разработка алгоритма «Как читать выразительно»2. Коучинг-беседа. «Страх»3.Индивидуальное коучинг-консультирование Ноябрь  декабрьРабота с группой учащихся по теме «Рождество»Наблюдение 2.Проверочные работы3.Работа с группой учащихся по русскому языку ,которые показали низкий результат обученности по русскому языку за первое полугодие4.Коучинг –беседа.5.Индивидуальное коучинг-консультирование Принято выделять следующие поколения: Поколение GI (1900-1923); Молчаливое(1923-1943); Поколение беби-бумеров или бумеров (1943-1963); Поколение Х, неизвестное поколение (1963-1983); Поколение Y, также названо поколением Сети и поколением Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии (1983-2003); Поколение Z (2003-2023). Следует отметить, что эти дети легко адаптируются к вызовам современного мира в том числе смене технологий, терроризму и изменению климата. Они растут в мире, который ориентирован на достижение и результат. Поколение обладает широкой информационной обеспеченностью, эти дети быстро обучаемы, им свойственны идеализм, креативность, творческая реализация, активность и бездействие. Что такое коучинг? Коучинг: возможности для образования «Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). «Коучинг» возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал. «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи. «Коучинг» процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов. «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений. коучинг как технология направленная на  развитие «чемпионского мышления», выход за пределы возможного, процесс, позволяющий  проявиться и реализоваться талантам Коучинг как эффективную психологическую практику целесообразно включать в систему научно-образовательных проектов в школьном образовании. Методы и приемы коучинга могут вполне гармонично вписаться в практику профессионально-личностного сопровождения школьников как надежный инструмент, позволяющий эффективно достигать целей не только в образовательном пространстве, но и в профессиональном становлении будущих специалистов. Итак, данный подход направлен на воспитание и становление высокоразвитого, осознанного и ответственного нового поколения[3]. Когда меня просят рассказать в двух словах о том, что такое коучинг, я отвечаю: «Коучинг – это задавание вопросов». Вот короткий ответ, состоящий из двух слов.  Но задавание вопросов само по себе не есть коучинг. Необходимо уметь делать это правильно. Коучи очень хорошо знают о том, что наша жизнь определяется тем, на чём мы фокусируем своё внимание. А наше внимание зависит от тех вопросов, которые мы задаём себе каждый день. Беседа.Самый страшный страх.Большинство из того, что мы боимся, никогда не произойдёт.Робин Сигер. Нам нечего бояться, кроме самого страха.Франклин РузвельтЗадача чемпиона – рассказать, чего он больше всего боится в движении к цели. Задача коуча – постоянно задавать один и тот же вопрос: «Если это произойдёт, что будет самое ужасное (страшное)?» Чемпион отвечает: «Будет то-то и то-то». «Хорошо, а что в этом самого ужасного?» – «Будет то-то и то-то». – «Хорошо, а что в этом самого ужасного?» – «Будет то-то и то-то».Таким образом Вы погружаетесь всё дальше и дальше в ситуацию, стараясь исчерпать её до дна. Беседа.Не бойтесь делать ошибки«Безумие делать одно и тоже сноваи снова и ждать при этомразных результатов».Альберт Эйнштейн «Право на глупость — одна из гарантийсвободного развития личности».Марк Твен Вот примеры некоторых конструктивных вопросов:«Чему Вы научились?» – Вместо «Кто виноват?»«Как Вы можете это применить?» – Вместо «Почему это произошло?»«Что произошло? И что Вы хотите теперь?» – Вместо «Что не так?»Первоначальная задача тьютора – работа с интересом учащегося и создание условий для первичного инсайта (диагностика, индивидуальные и групповые консультации, наблюдения, составление карт интересов, целей, внешних вызовов и т.д.). Это работа наиболее близкая по своему формату для такого рода деятельности как коучинг. Но важно также заметить, что тьютор оказывает лишь сопровождение, и чтобы оно осуществилось учащийся должен прежде всего сам совершить некую «образовательную пробу» и проанализировать ее совместно с тьютором[6].Во-вторых, тьютор должен владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебное действие.В-третьих, он должен быть «дипломатом» при адаптации, решении текущих проблем, установлении взаимодействия между тьюторантом и социальной средой.В-четвертых, тьютор – это «доверенное лицо» ученика, поэтому авторитарное поведение, давление, принуждение, раздражительность и властность – неуместные инструменты интеракции. Утренние вопросы ? Почему это важно для меня?Что делаем меня в моей жизни особенно счастливым (какие ситуации)? Где и как я это чувствую? Почему это важно для меня?Что в моей жизни вдохновляет меня сильнее всего? Где и как я это чувствую? Почему это важно для меня?Где мне всегда хорошо (какие ситуации)? Где и как я это чувствую? Почему это важно для меня?Чем в моей нынешней жизни я больше всего горжусь? Почему это важно для меня?Чему в моей нынешней жизни я особенно благодарен (какие ситуации)? Где и как я это чувствую? Почему это важно для меня?От чего в моей нынешней жизни я получаю наибольшее удовольствие? Почему это важно для меня?Каковы дела, к которым я причастен и которые решаю делать (какие ситуации)? Где и как я это чувствую? Почему это важно для меня?Кого я люблю? Кто любит меня? Что это, что я люблю в других людях? Почему это важно для меня?Что другие любят во мне? Вечерние вопросыТот, кто задаёт вопросы,выглядит глупо всего лишь пять минут,тот, кто не задаёт, остается глупым навечно.Китайская пословицаЧто я сегодня сделал для других людей? Как я их сегодня одарил?Чему я сегодня научился? Какие подарки я сегодня получил?Как этот день помог оживить мне мои ценности?Как сегодняшний день улучшил мою жизнь?Каким образом я могу использовать уроки сегодняшнего дня в будущем?Повтори утренние вопросы! Вопросы,обращённые к цели Что в моей задаче (ситуации) великолепно?Что ещё не совсем отлично?На чём мне интересно первым делом сфокусировать своё внимание?Что я намерен сделать/изменить, чтобы достичь своей цели?Что я готов сделать и сделаю, чтобы прожить день так, как я этого хочу (позволять проживать себе свои ценности)?Что я готов сделать и сделаю, чтобы прожить день так, чтобы счастливым, двигаясь к цели? Приём метафоры А какова метафора Вашей жизни? Игра? Путешествие? Война? Борьба? Работа? Симфония? Танец? Ведь какая метафора, такая и жизнь. И уже здесь мы видим, что метафора одновременно и описывает и создаёт жизнь. Содержание индивидуального коучингаПостановка целей — «Чего ты хочешь?»Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?» Некоторые коучинговые вопросыЧего Вы хотите на самом деле?Почему для Вас это важно?Как Вы можете этого достичь?Как Вы узнаете, что достигли?Что ценного в твоей жизни сейчас не происходит?Что в этом ценного? Что еще ценного в этом?Чем это для тебя ценно? Чем еще?Если бы ты знал ответ, каким бы он был?Что еще в этом не хватает?Что еще?Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?Какие могут быть последствия для тебя и других?Какими критериями ты пользуешься?Что для тебя в этом самое трудное?Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?Я не знаю, что делать дальше. А ты?В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?Что ты будешь делать?Когда ты намереваешься это сделать?Достигнешь ли ты при этом своей цели?Какие возможны препятствия на пути?Кому следует знать об этом?Какая поддержка тебе нужна?Зачем тебе это нужно? Хороший коучинг не бывает без юмора. И действительно, юмор расслабляет, снимает стресс, поднимает настроение и выполняем массу других полезных функций. На таможенном контроле в аэропорту собака, натасканная на наркотики, невербально взглядом дала понять пассажиру, прилетевшему из Голландии, что проблему можно легко уладить за килограмм мяса.Коуч-урок: Коуч обращает внимание на состояние клиента во время коучинг-бесед Оно хорошо определяется по невербальным признакам. Методы и приёмы коучингаПутешествие герояМетафора в коучингеРазвитие концентрацииПреодолеть самый страшный страхНемного юмораКризис и коучингНаступать на грабли…полезноПравильные вопросыДолгосрочное планированиеВ помощь героюОшибки-это прекрасно…когда есть правильная обратная связь К чёрту обстоятельства.Я создаю возможности.Брюс Ли Я знаю то, что невозможное возможно.Дима Билан После коучинга ученики как правило выходят на следующий уровень своего развития:- они смотрят на вещи шире;- видят более полную картину происходящих с ними событий;- смелее ставят перед собой амбициозные цели;- быстрее получают результаты;- и в целом получают больше удовольствия от жизни!- Более успешно проходит адаптация .