Сочетание традиционных и инновационных средств обучения на современном уроке.















Доклад
на научно – практической конференции

по теме: «Сочетание традиционных и инновационных
средств обучения на современном уроке»










Выполнила работу: учитель
начальных классов ГБОУ СОШ №2
п. г. т. Суходол Сергиевского района
Кашина Таисия Васильевна















Сочетание традиционных и инновационных средств обучения на современном уроке.
С вводом стандартов 2 – го поколелия меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
От меня, как от современных учителя, реализующего стандарты требуется формировать не только предметные, метапредметные, личностные результаты, но и воспитывать личность.
Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Традиционные средства обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей УУД, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Какие же виды деятельности на уроке оказались наиболее значимыми для самих учащихся? «Что тебе нравится делать на уроке?» - такой вопрос я задала нашим учащимся.
Анализ анкетирования учащихся 4 классов показал, что учащимся на уроке больше всего нравится:
- слушать рассказ учителя- 40 %;
- работать в паре (группе)- 35%;
- делать опыты, проводить эксперименты – 36 %;
- смотреть учебные фильмы – 25%.;
- выполнять работу при помощи ИКТ – 35 %;
- читать дополнительную литературу – 26 %;
- выполнять проекты на уроке – 33 %;
- работать самостоятельно - 20 %.;
- другое (отвечать у доски, выполнять творческие работы, выполнять задания на смекалку, совершать экскурсии, работать с интерактивной доской, решать познавательные задачи, играть в логические игры).
С одной стороны не может не радовать тот факт, что учащиеся отдали предпочтение такому виду деятельности как слушание рассказа учителя. Это предполагает, что рассказ учителя интересен, познавателен и выходит за рамки школьного учебника. Но с другой стороны этот же самый факт не может не вызывать обеспокоенности, поскольку все мы понимаем, что ребенку как пассивному слушателю монологической речи учителя сложно стать активным и творческим.
А именно этому способствуют традиционные и современные средства обучения, которыми располагает школа сейчас.
Именно средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей:
- достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися;
- выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся;
- работе с талантливыми и одаренными детьми
В настоящее время мы не ограничены в выборе средств обучения, а веление времени требует сделать обучение практико-ориентированным. В своей работе я использую, как традиционные средства обучения так и инновационные.
Инновационными по отношению к традиционной системе средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных (компьютерных) технологий.
Инновационные средства обучения содержат:
-аппаратную часть, включающую: компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, МФУ; документ-камеру, модульную систему экспериментов и цифровой микроскоп, систему контроля и мониторинга качества знаний;
-программную часть, включающую предустановленную многопользовательскую операционную систему и прикладное программное обеспечение;
- электронные образовательные ресурсы по различным предметным областям.
Таким образом, современная система средств обучения – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения, которая интегрирует и функционально обеспечивает все уровни информационно-образовательной среды и обеспечивает выполнение требований ФГОС.
Использование инновационных средств обучения выступает симбиозом инновационного и традиционного обучения и значительно экономит время на уроке, поддерживает дисциплину, активизирует учащихся, формирует интерес к предмету, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, то есть повышает эффективность образовательного процесса, делает его современным.
Практически каждый день применяется мультимедийное сопровождение уроков. К учебникам даны электронные приложения с изложением программного материала и задания.
На уроках чтения прослушиваются аудиозаписи произведений писателей и поэтов. Также используются презентации из ресурсов Интернета.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии. Проектные занятия, направлены на воспитание культуры сотрудничества и культуры умстве
·нного и творческого труда. Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях это проекты «Моя семья», «Я и моё имя», книжек малышек «Красная книга», «Числа в загадках» и многое другое. Родители помогают детям в этой работе. При выполнении своих работ дети используют ресурсы Интернета. Выполняют свои проекты и в PowerPoint.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, и их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности цифровой фотографии, документ камера, мультипликации.
На уроках русского языка и математики применяю программу Activinspire.
Созданы флипчаты для работы на уроках математики и русского языка: «Словарные слова», «Решение задач на умножение», «Краткие записи задач разных видов», которые можно использовать и для устных вычислений, и для
самостоятельной работы. На уроках русского языка дети пишут на интерактивной доске предложения, используя линейку, подчёркивают грамматическую основу предложений, выполняют словарную работу, «работают учителями», исправляют ошибки красным цветом.
Компьютерный контроль знаний проводится, используя программу PROCLass. Тесты есть по всем предметам. Они даны в одном варианте. Я составила несколько тестов другого варианта. Преимущество тестирования: объективность, простота, массовость.
Применение на уроке компьютерных тестов (типа «Образовательные тесты», «nachalka.comТест,) проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать
Использование проектора, интерактивной доски и электронно – образовательных ресурсов значительно повышает качество обучения школьников, расширяет их кругозор.
Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Нельзя забывать про такие традиционные технологии, как игровые. Не менее важно проводить уроки в нетрадиционных формах (урок-соревнование, урок - игра, урок – экскурсия, урок – размышление, проблемное обучение).

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Чтобы сделать каждый урок более интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов обучении.
К наиболее эффективным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроку логично, научно, с использованием видеофрагментов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. На своих уроках использую презентации, которые разрабатываю сама, беру у коллег или из Интернета. Очень часто стали использовать презентации, разработанные учениками (заранее приготовленные детьми для изучения нового материала, при выполнении творческих работ, домашних заданий)
Информационно - обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изученных тем. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильно качество знаний по предметам (66-80%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные средства обучения.
Нужно, чтобы традиционные и инновационные средства обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга.




15