Тренинг Работа с гиперактивными детьми (для учителей начальных классов)



ТРЕНИНГ «Работа с гиперактивными детьми»

педагог- психолог: Коцуба Т. М.
Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Черноморская
средняя школа №1»


Цель: показать необходимость и важность комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения гиперактивных детей.

Задачи:
- дать понятие об основных психологических особенностях
гиперактивных детей и причинах гиперактивности;
- познакомить педагогов с методами выявления гиперактивного
ребёнка (наблюдение, беседа с родителями / педагогами,
анкетирование родителей);
- определить пути и средства оказания помощи гиперактивному
ребёнку;
- посредством вовлечения взрослых в игру дать возможность
почувствовать, как с помощью игровых приёмов можно
контролировать мышечные ощущения. Развивать внимание и
произвольность гиперактивных детей.

ПЛАН
1. Притча «Бабочка»
2. Знакомство.
3 Мини-лекция «Что такое гиперактивность?»
4. Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка»
5. Игра «Давайте поздороваемся»
6. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребёнку?»
7. Игра «Черепаха»
8.Упражнение «Скорая помощь»
9. Рефлексия

СОДЕРЖАНИЕ

1 Притча «Бабочка».
«Жил-был мудрец. На все вопросы он находил правильные ответы. У
Него появилось очень много завистливых людей. Однажды один товарищ
Решил обмануть мудреца. Он подумал: «Положу я между ладонями
бабочку и спрошу у мудреца: «Живая у меня бабочка или мёртвая?» Если
он ответит: «Живая!» Я сомкну ладони, и бабочка станет мёртвой. Если
он ответит «Мёртвая!» Я раздвину ладони, и бабочка вылетит. Но когда
он спросил у мудреца, тот ответил: «Всё в твоих руках!» А в наших руках
успех нашего тренинга, чтобы мы получили от него удовольствие.

2. Знакомство.

Каждый по вертикали пишет своё имя и с каждой буквы пишут свои качества, например, Т- трусливая,
А- артистичная,
Я- яркая.


3 Мини-лекция «Что такое гиперактивность?»

«Активный» - от латинского – деятельный, действенный. «Гипер» - указывает на превышение нормы». Гиперактивность у детей проявляется не свойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» / Психологический словарь, 1977, с.72/
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в дошкольном возрасте. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития, с возрастными кризисами (в1-2 года,3 года и 6-7 лет). В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3года у ребёнка резко увеличивается словарный запас, в 6-7лет формируются навыки чтения и письма.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
В основе гиперактивности лежит, как правило, малая мозговая дисфункция (ММД). Среди родителей и некоторых педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это результат неправильного воспитания, «распущенность» ребёнка. На самом деле гиперактивность- это медицинский диагноз, ставить который имеет право только врач- невропатолог или психиатр.

4. Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка».

Для выполнения этого упражнения нужно разделиться на 3-4 группы. Каждая группа получает карточку «Портрет особого ребёнка», на которой перечислены индивидуальные особенности различных категорий проблемных детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивным детям, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребёнка (работа 5-7 минут). Затем каждая подгруппа зачитывает свою характеристику и делают соответствующие выводы.

5. Игра «Давайте поздороваемся».

Цель: дать почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощущать себя членом группы.
Содержание.
Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определённому сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.
Хлопок в ладоши- надо пожать руку партнёру;
Звонок колокольчика-
- погладить возможно большее количество партнёров
по спине;

6. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребёнку?».

Некоторые дети с СДВГ обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо включение определённых условий:
- благоприятная обстановка;
- строгое соблюдение режима дня;
- ровная эмоциональная атмосфера;
- медикаментозная поддержка;
- поддержка со стороны родителей, выполнение ими рекомендаций
специалистов;
- работа с детьми в начале дня;
- выработка системы стимулирования ребёнка;
- чёткие и краткие инструкции (не более 8-10 слов);
-спокойствие взрослых во избежание манипулирования ими со стороны
ребёнка.
При развитии дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля) коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, так как гиперактивному ребёнку трудно одновременно быть внимательным, спокойным и непульсивным.
Когда в ходе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке двух, а затем и трёх функций одновременно.
Важно научить ребёнка не только слушать, но и слышать- понимать инструкции взрослого: проговорить их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Занятия вначале проводятся индивидуально, затем в малых группах, после чего можно привлекать детей к общепринятым занятиям.
Как можно больше желательно использовать игровые формы. При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях).
В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Для индивидуальной работы хороши игры: «Разговор с руками»,
«Археология».
Одним из примеров игр с гиперактивными детьми является игра «Черепаха».

7. Игра «Черепаха».

Цель: научиться контролировать свои движения.
Ведущий становится у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. Психолог говорит:
«Представьте себе, что все мы черепахи. Я- большая черепаха, а вы- маленькие черепашки. Я пригласила вас на день рождения. Но вот беда: праздничный торт ещё не готов.
По моей команде вы можете идти ко мне, нигде на останавливаясь. Помните: вы- черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет готов. Побеждает тот, кто дальше окажется от ведущего. По окончанию игры ведётся обсуждение трудно ли было двигаться медленно и что помогло им выполнить инструкцию.

8. Упражнение «Скорая помощь».

Участники делятся на 5 групп.
1группа составляет рекомендации для организации внимания ученика на уроке:
-посадить в первый ряд, среднюю колонку, желательно одного;
- если ребёнок сидит с отсутствующим видом, дать ему возможность отдохнуть несколько минут;
- не стимулировать в ребёнке сильные отрицательные эмоции замечаниями;
отрицательная мотивация (страх, наказание, осуждения) для таких детей противопоказано;
- поддерживать похвалой, признанием успехов, игровой мотивацией;
- во время учебного дня планировать минуты двигательной активности
(выход к доске, принести учителю рисунок, раздать учебные материалы);
- периодически предпринимать личные обращения к ученику для поддержания личного контакта.
2 группа составляет специфические поддержки в учебной работе.
- на определённый отрезок времени давать только одно задание;
-контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые
коррективы;
- предоставлять возможность чаще обращаться за помощью к учителю;
-в обучении в большей степени опираться на понимание и смысл, вместо опоры на механическое запоминание;
- использовать опору на наглядность;
- необходимо при чтении текста вслух предварительно предложить прочитать его «про себя»;
- в первом классе желательно, чтобы ребёнок как можно меньше писал;
- по возможности не снижать отметки за помарки, исправления, необходимо сконцентрировать внимание на понимание правил;
- при выполнении контрольной работы напоминать, чтобы такие дети ещё раз проверили свою работу;
- при выставлении отметок не учитывать орфографические ошибки такого рода, как пропуск буквы, двойное написание буквы и слога, перестановка
рядом стоящих букв.
3 группа составляет рекомендации для родителей, направленные на улучшение социального поведения ребёнка:
-обходить острые углы, не концентрировать внимание на негативные формы поведения ребёнка;
-постоянно поощрять и отмечать успехи;
- исключить такие методы воспитания, как крик, взбучка, физические наказания:
- не рекоме6ндуется оставлять ребёнка в группе продлённого дня, т.к. гипервозбудимость у таких детей повышается в местах большого скопления людей;
- больше обнимайте, играйте с ними в совместные игры;
- контролировать ситуацию общения ребёнка с другими детьми.

4 группа составляет рекомендации профилактики переутомления:
- устойчивый режим занятий и отдыха;
-предоставляйте ребёнку достаточный сон:
- ограничивайте для ребёнка просмотр фильмов с агрессией и ужасами;
- питание ребёнка должно быть полноценным;
- при выполнение домашних заданий освободите ребёнка от всякой второстепенной оформительской работы;
- выполнение домашней работы поздно вечером вредно;
- если у ребёнка болит голова или он пережил стресс, не упорствуйте в выполнении домашнего задания4
- если Вы хотите дополнительно заниматься с ребёнком проконсультируйтесь с врачом;
- если у ребёнка часто болит голова, учитель жалуется на повышенную отвлекаемость ребёнка, возможно ему требуется медицинская поддержка.
5 группа составляет рекомендации выполнения домашних заданий:
-организация рабочего места;
- присутствие и участие взрослого;
- повторять пройденный материал вместе с ребёнком;
- освободить ребёнка от несущественных поручений. А сосредоточить
внимание на обдумывание пройденного материала;
- помогать развивать визуальное мышление.

9 Рефлексия
Участники передают по кругу мягкую игрушку и в свободной форме
отвечают на вопросы:
- чем полезна для Вас данная встреча;
- какие конкретные приёмы Вы будете использовать в работе;
- Ваши пожелания.








15