ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Е.А. Мамедова
Высшая школа словесности, европейских и
восточных языков, магистрант, 1 год обучения
науч. рук. д-р псих. наук, проф. Лидак Л.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Темп развития социально-культурного и технического прогресса диктует новые условия развития и модернизации различных сфер жизни человека, в частности, системы образования. Так, современная педагогика выдвигает на первый план не стремление организации статической учебной деятельности, а внедрение новой формы педагогического процесса, основой которого является мотивация.
Современный урок русского языка – это выражение деятельностного подхода, ориентированного на развитие и воспитание творческого потенциала, системного и критического мышления учеников. Следовательно, актуальность данность статьи заключается в рассмотрении преимуществ набирающей популярность педагогической методики ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), использующейся при обучении русскому языку и направленной на развитие гармоничной и креативной личности, которая готова осуществлять процесс поисковой и изобретательской деятельности. Целью работы является ознакомление широкой аудитории читателей с инновационными педагогическими приемами.
Основоположником теории решения изобретательских задач является ученый Генрих Альтшуллер. Главная идея его методики состоит в том, что решение изобретательских задач строится на системе логических операций. ТРИЗ — один из инновационных подходов в образовании, способных повысить эффективность обучения детей на уроках русского языка. Представленная методика ставит перед собой следующие цели:
формирование адекватного восприятия окружающей действительности и основы анализа деятельности;
развитие личностных качеств учеников, в том числе чувство уверенности в своих силах;
повышение уровня интереса к занятиям;
повышение качества общей образованности;
развитие логики, памяти, внимания;
развитие речи и творческих способностей;
формировать умение критически мыслить и анализировать.
Таким образом, познавательные и практические задания ТРИЗ, включенные в ход урока русского языка, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию необходимых предметных умений и навыков.
Но в чём же заключатся уникальность данной методики и как ее использовать на практике? Особенность ее состоит в том, что процесс усвоения знаний, умений и навыков должен осуществляться в процессе научно-практической и познавательной деятельности посредством различных дидактических приемов. К таким приёмам можно отнести следующие:
использование приема «Мозговой штурм», где ученики должны разбиться на команды и создать банк идей по той или иной проблеме: «Представьте, что из русского языка исчезли бы все имена существительные. Что может произойти? Смоделируйте ситуацию»;
решение лингвистических задач, соответствующих изучаемой на уроке теме. Например, при изучении морфемики можно предложить следующую задачу: «Незнайка решил помочь Морфемике собраться в поход и положил в рюкзак приставки, глаголы, запятые, суффиксы, основы, корни. Что Морфемика должна выгрузить из рюкзака?»;
предложение на обсуждение открытых задач: «Как вы думаете, что появилось раньше: приставка или суффикс? Аргументируйте ответ»;
прием «Лови ошибку», когда ученики коллективно ищут ошибку в тексте;
использование нетрадиционных форм урока: урок-мастерская, урок-приключение, урок-квест;
нестандартная подача домашнего задания, которая активизирует интерес к выполнению домашней работы. Например, чтобы узнать домашнее задание, нужно разгадать шифр: н п а и ь т с а с н ч е и е н о (написать сочинение).
Таким образом, приведенные выше и многие другие дидактические приемы методики ТРИЗ позволяют развивать творческий потенциал учеников на уроке, способствуют сотрудничеству ученика и учителя, влияют на формирование мотивации к изучению русского языка.
Библиографический список
Альтшуллер Г. С. Найти идею. – Петрозаводск, 2003
Альтшуллер Г. С. Структура талантливого мышления. Творчество как точная наука. – М.: Сов. радио, 1979.
Севидова Е. В. Приёмы ТРИЗ на уроках русского языка. Новокузнецк, 2009
Гвоздикова Е. И. Теория решения изобретательских задач. //Сибирский учитель, 2011