Программа по социально бытовой ориентации Кулинар



672465635
Программа «Кулинар»
Автор: Тельнова Л.В., педагог – организатор, КОУ ВО «Борисоглебская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Форма: кружковая деятельность
Вид деятельности: познавательная деятельность
Направление воспитания: социальное воспитание учащихся.
Пояснительная записка
Представленная программа сориентирована на воспитанников коррекционных школ - интернатов VIII вида. Дети с ОВЗ проживающие в школах - интернатах во многом не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Данная программа направлена на привитие учащимся трудовых навыков, навыков самообслуживания и устранения проблем в адаптации и социализации.
Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальным в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания способствует воспитанию физически и нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.
Программа предполагает сочетание теоретических и практических знаний – практическим занятиям отводиться 70 % учебного времени, в рамках которого учащиеся выполняют практические работы.
Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда, организации при приготовлении пищи, экономическим расчётам.
Цель программы: формирование у детей умений приготовления здоровой пищи.
Задачи программы:
- дать знания о сбалансированном питании и способах приготовления пищи;
- научить формировать эмоционально – ценностное отношение учащихся к заявленной проблеме;
- научить практико-деятельным умениям в области кулинарии.
Содержание работы
Тематический план
№ Темы Кол-во
часов Форма контроля
1. Вводное занятие. История возникновения кулинарии. Основы здорового образа жизни и рационального питания. 10 дискуссия
2. Способы обработки пищевых продуктов. Соль и сахар. Заготовка продуктов впрок. Витамины. 10 тестирование
3. Минеральные вещества и здоровье. Животные продукты питания. Молоко и молочные продукты питания. 12 тестирование
4. Блюда из яиц. Растительные продукты питания. 3 тестирование
5. Национальная кухня разных народов. Фитотерапия. 2 дебаты
6. Реализация индивидуального проекта «Кулинар». 6 Оценка
7. Организация выставки Парад блюд «Кулинария здоровья». Итоговое занятие.
3 анкетирование
46 Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. История возникновения кулинарии. Основы здорового образа жизни и рационального питания.
Значение питания для жизнедеятельности организма. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях и техника безопасности при работе с ними. Пищевые вещества и их значение. Питание и здоровье. Рациональное питание. Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок.
Практическая работа: Приготовление горячих напитков (чай, какао).
Приготовление блюд из вареных овощей (винегрет из фруктов и овощей, салат из свеклы со сливами).
Приготовление блюд из круп (пшенная каша с тыквой, гурьевская каша).
Тема 2. Способы обработки пищевых продуктов. Соль и сахар. Заготовка продуктов впрок. Витамины.
Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару. Сахар и соль, потребность в них организма, нормы потребления. Заготовка продуктов впрок, способы консервирования. Условия сохранения скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью сохранения витаминов.
Практическая работа: Составление инструкционных карт по приготовлению варёных, тушеных и паровых блюд. Приготовление паровых блюд (суфле морковно-яблочное, яичный омлет). Консервирование плодов и овощей (компот из яблок или сок из тыквы), квашение свеклы, квашение капусты. Приготовление салатов (салат из белокочанной капусты с яблоками и сельдереем).
Тема 3. Минеральные вещества и здоровье. Животные продукты питания. Молоко и молочные продукты питания.
Потребность организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком минеральных веществ, их восполнение. Животные продукты питания и их значение для жизнедеятельности организма. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением животных продуктов питания. Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и детей.
Практическая работа: Приготовление витаминных блюд (салат из сырой свеклы с чесноком и грецкими орехами, салат из морской капусты, морковный пирог). Составление инструкционных карт по приготовлению блюд из мяса, рыбы и морепродуктов. Приготовление мясных и рыбных блюд (запечённое мясо с овощами, рыбная запеканка). Приготовление блюд из молока и молочных продуктов (молочная лапша, пирог из творога).
Тема 4. Блюда из яиц. Растительные продукты питания.
Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность и применение в кулинарии. Растительные продукты питания. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания.
Практическая работа: Приготовление блюд из яйца (яйцо в мешочек, омлет с зелёным луком). Приготовление блюд из пищевых растений (картофельные оладьи, капустные котлеты, пюре из фасоли).
Тема 5. Национальная кухня разных народов. Фитотерапия.
Национальная кухня разных народов. Исторические сведения о национальной кухне разных народов. Изучение особенностей приготовления пищи у разных народов и связь с обрядовой национальной кухней. Традиции в сервировке, подаче и употреблении национальных блюд (русской кухни, болгарской кухни, венгерской кухни, немецкой кухни, казахской кухни, французской кухни). Понятие о фитотерапии и ароматерапии. Основные местные лекарственные растения, правила их заготовки и применения в профилактике и лечении заболеваний.
Практическая работа: Способы заваривания фиточаев. Приготовление блюд из дикорастущих растений (суп из крапивы, бабка морковная).
Тема 6. Реализация индивидуального проекта «Кулинар».
Темы для выполнения проектов:
сервировка стола к ужину;
сервировка стола к праздничному обеду;
приготовление холодных закусок;
приготовление напитков, фиточаев;
дизайн блюд;
меню для похудения;
меню для детей детского сада;
меню для людей с дефицитом массы тела;
Практическая работа: разработка проекта, выполнение проекта, защита проекта.
Тема 7. Организация выставки Парад блюд «Кулинария здоровья».
Изготовление блюд разных национальных кухонь, дегустация блюд. Итоговое занятие. (Приложение№4)
Контроль
К теме 1. (дискуссия)
- Что есть пища для человека?
- Зачем необходимо здоровое и рациональное питание?
- Техника безопасности: необходимость или трата времени?
К теме 2. (тестирование)
1. Кубиками овощи нарезают для:
жарки; 
овощного рагу;
жарки во фритюре;
супов из овощей.
2. Приготовление блюда в большом количестве воды называется:
варка;
жарка;
пассерование;
припускание;
тушение.
3. Что называется пассерованием?
варка в большом количестве воды;
легкое обжаривание;
сухой нагрев продукта на сковороде с жиром.
4. Быстрое обваривание или ошпаривание - это
пассерование;
тушение;
бланширование;
варка.
5. Сухой нагрев продукта на жиру называется:
варка;
жарка;
пассерование.
6. К механической обработке овощей относятся:
сушка;
нарезка;
переработка (сортировка);
промывание;
чистка.
7. Чтобы картофель не потемнел после очистки, его следует…
положить в холодильник;
положить в холодную воду;
положить в горячую воду;
накрыть полотенцем
8. Витамин С разрушается:
под воздействием кислорода воздуха;
при постепенном повышении температуры;
при резком повышении температуры;
при длительном воздействии высокой температуры;
при соприкосновении с железом
при соприкосновении со стеклом.
9. Для максимального сохранения минеральных солей овощи:
варят в воде;
варят в кожуре;
варят на пару
К теме 3. (тестирование)
Какие минеральные вещества входят в состав молока?   
кальций;
фосфор;
железо;
магний;
йод.
2. Какие витамины содержатся в молоке?   
А;
В;
РР;
С;
Д.
3. Какие продукты получают из молока?   
творог;  
масло сливочное; 
сметану; 
 кефир;
йогурт;
сырники.
4. Сроки хранения молока:
 6 часов; 
12 часов;    
20 часов.
5. Сроки хранения сметаны:   
72 часа;   
36 часов;  
24 часа.
6. Сроки хранения творога:   
12 часов;   
24 часа;   
36 часов.
7. Сроки хранения сливочного масла:   
5 дней;   
10 дней;  
20 дней.
8. В какой посуде хранят молоко?   
в стеклянной прозрачной;
в железной;
в эмалированной.
9. Посуду с молоком закрывают крышкой?
да;
нет.
К теме 4. (тестирование)
1. Яйца, опущенные в кипяток, варятся в «мешочек»  .. 
2,5 мин.
4 – 5 мин. 
8 – 10 мин.
10 – 12 мин.
2. Что произойдёт со свежим яйцом, если его опустить в ёмкость с солевым раствором? 
яйцо будет плавать в растворе;
яйцо опустится на дно;
яйцо всплывет на поверхность раствора.
3. Чем можно определить качество яйца? 
тостером;
овоскопом; 
микроскопом.
4. Что такое меланж? 
диетическое яйцо;
столовое яйцо;
замороженная смесь яичных белков и желтков без скорлупы.
5. Каким витамином наиболее богат желток?
 РР ;
С ; 
Д.
6. Какие вещества входят в состав яйца? (Все возможные варианты).  
белки;
углеводы;
жиры.
7. Диетическим яйцом считается, если оно маркировано ...   
до 7 суток;    
до 10 суток;
до 15 суток.
8. В чем заключается первичная обработка яиц?  
промыть яйцо; 
протереть яйцо;  
разбить яйцо.
9. Какие виды тепловой обработки применяются при приготовлении блюд из яиц: 
пассерование;  
варка; 
припускание.
10. Какая посуда используется для приготовления омлета? 
алюминиевая с тонким дном; 
жаропрочная;
чугунная с толстым дном.
11. Какие столовые приборы нужно положить, если на завтрак подаётся яичница - глазунья? 
 ложка;
вилка и нож; 
вилка.
К теме 5. (дебаты)
- Самая лучшая национальная кухня - русская.
- Фитотерапия - «бабушкин» метод лечения.
К теме 6.
Критерии оценивания проектов:
Критерий Показатели балл
1. Структурные 1.1. Логичность достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта 2
обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы) 1
актуальность не представлена в тексте 0
1.2.Культура исполнения элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют 2
не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству) 1
большинство элементов структуры проекта не представлено 0
    сумма баллов по I критерию (макс. 4 балла)  
 
II. Теоретические (макс. 14 баллов) 2.1.Целостность проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована 4
проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы 2
постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют 0
2.2. Коммуникативная компетентность представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками 3
присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет 2
отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации 1
2.3. Информационная компетентность на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части 7
использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме) 5
источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна 4
источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности 3
источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности 2
используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет 1
    сумма баллов по II критерию (макс. 14 баллов)  
 
Критерий Показатели макс. балл
III. Исследовательские (макс. 20 баллов) 3.1. Соответствие теоретической и практической частей практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы 3
практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой) 2
практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему 1
3.2.Корректность методов исследования заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно 5
отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны 3
заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны 1
3.3.Результативность исследования выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения 6
выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме 3
выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования 1
3.4.Элементы исследовательской компетентности цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах 6
цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования 3
представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования 1
    сумма баллов по III критерию (макс. 20 баллов)  
IV.   Особое мнение рецензента (до 2-х баллов)  
    СУММА БАЛЛОВ (макс. 40 баллов) К теме 7.
Итоговое анкетирование (Приложение №1)
Литература и интернет ресурсы
1. Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. – М.: ВО «Агропромиздат», 1987.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
3. Ермакова В.И. Основы кулинарии: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
4. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб. пособие для образоват. Учреждений – М.: Просвещение, 2002.
5. http://www.studmed.ru/view/testy-po-kulinarii-dlya-professii-povar-konditer_aa846d50788.html
6. http://samsonova.86gmz-sov.edusite.ru/p53aa1.html
7. http://festival.1september.ru/
Приложение №1
Анкета
1.Фамилия, имя _____________________________ дата ______________
2.Твое отношение к кружку:
мне понравилось заниматься
мне было трудно
это точно не для меня
другое ___________________________________________
3.Сколько времени у вас занимало выполнение работы?
______________________________________________________________
4. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?
да
нет
5. Какого вида работы тебе нравятся больше
индивидуальные
работа в группе
другое ______________________________________________
6. Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении:
да
нет
другое ______________________________________________
7. Твои пожелания и предложения