Формирование жизненных компетенций на уроках физической культуры у детей с ОВЗ


ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье физическая культура формирует:- осознанное отношение к своим силам и возможностям (физическим, морально-волевым) по сравнению со здоровыми сверстниками;- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;- компенсаторные возможности, позволяющие использовать функции разных систем и органов вместо нарушенных;- способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;- осознание необходимости своего личного вклада в общественную жизнь;- желание самосовершенствоваться. Двигательную деятельность человека характеризуют такие физические качества:Сила;Быстрота;Выносливость;Ловкость;гибкость.Развитие физических качеств является основной задачей уроков физической культуры в специальной школе. Задачи уроков физической культуры и лечебной физической культуры:Образовательные ( изучение теоретических сведений и овладение практическими навыками выполнения двигательных действий)Оздоровительные ( укрепление здоровья и закаливание)Коррекционные (коррекция и профилактика нарушений здоровья)Воспитательные ( воспитание личностных качеств) Психологические предпосылки овладения движениямиОбучение двигательным действиям – сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, представления. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль – это осознание собственного несовершенства и стремление действовать так, как если бы человек был совершенен.Самоконтроль – это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы.Самоконтроль – это готовность в каждый момент времени действовать наиболее рационально и правильно, вне зависимости от собственного внутреннего состояния. САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИСамоконтроль – это система наблюдений занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок, влиянием на организм занятий физическими упражнениями. Задачи самоконтроля1) расширить знания о физическом развитии; 2) приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки; 3) ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля; 4) определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы скорректировать нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Дневник самоконтроля{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПоказателиДни месяца123...31Самочувствие и настроениеАппетитСонРаботоспособностьЧастота пульса в минуту:а) до занятияб) после занятияЧастота дыхания в минуту:а) до занятияб) после занятияЖизненная емкость легких (ЖЕЛ)ВесРост      Перспективный план работы в рамках экспериментальной площадки по формированию жизненных компетенций при занятиях физическими упражнениями2014-2015 учебный год (2 полугодие):1) составление и ведение дневников самоконтроля учащимися экспериментальной группы;2) анализ записей дневников самоконтроля учащихся экспериментальной группы;3) составление тестовых заданий для определения уровня развития физических качеств и теоретических знаний об охране здоровья учащихся экспериментальной группы 2015-2016 учебный год: 1) педагогический контроль (входящая и итоговая диагностика уровня развития физических качеств и теоретических знаний об охране здоровья) учащихся экспериментальной группы;2) медицинский контроль (входящая и итоговая диагностика состояния здоровья, показания и противопоказания для занятий физическими упражнениями) учащихся экспериментальной группы;3) ведение и анализ записей дневников самоконтроля учащимися экспериментальной группы;4) динамика развития физических качеств, состояния здоровья и самонаблюдений учащихся экспериментальной группы