Презентация Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство привлекательности учебного предмета


«Содержание и организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения» по теме: «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства и черчения, как средство повышения привлекательности учебного предмета» Название продукта инновационной педагогической деятельностиАвтор: Поликарпова Любовь Валентиновна, учитель изобразительного искусства и черчения 2013
Актуальность Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для всего российского общества, приобретает особую остроту в детской и молодежной среде, поскольку подрастающее поколение наиболее восприимчиво к негативным воздействиям, вызванным кризисом духовных ценностей российского общества. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология. Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Он должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Цель Получение результата, который может быть как социально, так и личностно значим. Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. Учитель в своей работе формирует у обучающихся надпредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество). Учит детей навыкам и приемам работы с различными изобразительными материалами и техниками, которые необходимы им для создания изделий. Все названное способствует не только усвоению знаний, умений, навыков, но и развивает творческие способности ребенка. Здесь очень важно заинтересовать и показать социальную значимость того, что делает ребенок. Новизна Формирование у обучающихся надпредметных умений Расширение арсенала изобразительных средств с целью достижения наибольшей художественной выразительности.Обогащение практики многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения. В корне меняются отношения «Учитель – Ученик»:Ученик определяет цель деятельности – Учитель помогает ему.Ученик открывает новые знания – Учитель рекомендует источники.Ученик экспериментирует – Учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать деятельность;Ученик выбирает – Учитель содействует прогнозированию результатов выбора; Ученик активен – Учитель создает условия для проявления активности; Ученик субъект обучения – Учитель партнер. Результативность Дети стали более общительными, у них появилось огромное желание и умение работать в команде и ответственность за совместную работу, была обеспечена обратная связь. Ребята сообща принимали решения и планировали следующие шаги. Видимый результат деятельности принес детям огромное удовлетворение, повысил самооценку и веру в свои силы, они прибрели собственный опыт, обучаясь ещё и на опыте других. Дети при подготовке проектов пользовались разными источниками информации: книгами, интернетом, помощью учителя. Результат деятельности представлен в форме презентаций, что позволило учащимся повысить уровень ИКТ - компетенции.В процессе работы над проектом сформированы универсальные учебные действия. По окончанию дети сделали логические выводы, основанные на полученных данных и соответствующие целям и задачам работы.С позиции освоения программного материала на теоретическом и практическом уровне: 100% – успеваемость, 98–100% – оценка "4"' и "5".С позиции творческой самореализации (участие и победы в конкурсах и выставках).Расширение и обогащение изобразительных возможностей детей за счет освоения навыков работы различными материалами и техниками исполнения.Умение видеть и понимать выразительные средства различных материалов и использовать их в своих работах. Раскрытие творческого потенциала ребенка.Удовлетворенность учащихся и их родителей результатами художественной деятельности. УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ХАРАКТЕРА. Всероссийский проект для одарённых детей «Алые паруса» проект по народному творчеству Участники - обучающиеся 5 классов, размещен в электронном СМИ в форме презентации http://nsportal.ru. (сертификат), количество участвующих 73%. Проект «Геометрические построения, основанные на конструкции природных форм» . Участники - обучающиеся 8 классов. Количество участвующих 63%. Созданы группы: Историки, исследователи, обозреватели, геометры, чертёжники, художники. Межпредметная связь: история, геометрия, черчение, изобразительное искусство. В процессе проекта были созданы: буклет, газета, бюллетень, альбом - размещено на сайте программы Intel «Обучение для будущего». http://wiki.iteach.ru. Проект «Русская народная игрушка». Участники – обучающиеся 5 классов. Количество учащихся 100%. Созданы группы: исследователи, историки, мастера, художники. Межпредметная связь: технология, история, народное творчество, изобразительное искусство. Размещено в форме презентации на сайте программы Intel «Обучение для будущего» .Информационный урок- соревнование «Занимательное черчение. Участники – обучающиеся 8 классов, по 2 команды от класса. Количество участвующих 75%. Были созданы чертежи, рисунки. Проект «Творчество в черчении». Участники – обучающиеся 8-9 класс. Количество участвующих 87%. Созданы группы: умники, чертёжники, конструкторы, художники. Межпредметная связь: геометрия, черчение, изобразительное искусство, технология. В процессе проекта были созданы : кроссворд, чертежи, модели, макеты. Проект «Эстетическое воспитание» http://google.com. Участники - младшие школьники (в рамках внеурочной деятельности). Были созданы: фотоальбом, презентация, рисунки, видео.  ПОЗИТИВНАЯ ДИНАМИКА УЧАСТИЯ ОБУЧАЕМЫХ В ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, ПРОЕКТОВ, ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ Количество творческих работ учащихся по предметам черчение, народное творчество, изобразительное искусство с каждым годом растёт, также повышается интерес учащихся к самостоятельной проектной деятельности. Творческие работы содержат чертежи, рисунки, макеты, рефераты, презентации, публикации, доклады, газеты, бюллетени, буклеты.ГодКоличество творческих работПроцент2009-201015020%2010-201120025%2011-201250065% РОСТ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «Эффективность образовательной деятельности в школе» процент учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета Сводная анкета для учащихся С удовольствием ли Вы посещаете уроки черчения и изобразительного искусства?На уроке у меня обычно хорошее настроение?   3 ряд 2011-2012;  2 ряд 2010-2011; 1 ряд 2009-2010 3 ряд 2011-2012 ; 2 ряд 2010-2011; 1 ряд 2009-2010 Сводная анкета для родителей Удовлетворены ли Вы качеством предлагаемых услуг школы? Качеством преподаваемых уроков черчения и изобразительного искусства?   РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ УЧАСТИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ ПО ЧЕРЧЕНИЮ 2009-2013 учебный годы – победители 14 человек; призёры 13 человекУЧАСТИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ ПО ЧЕРЧЕНИЮ: 2009-2013 учебный годы – победители 4 человека; призёры 14 человек.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В КОНКУРСАХ 2010-2012 учебные годы – дипломы 1 степени 15 человек; дипломы 2 степени 10 человек; дипломы 3 степени 11 человек. Рефлексия Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке. Что такое рефлексивная культура и как ее развивать? Рефлексивная культура характеризуется следующими признаками: готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно- конфликтные ситуации; умением обретать новые смыслы и ценности; умение адаптироваться в непривычных межличностных отношениях; умение ставить и решать неординарные практические задачи. Для того, чтобы развивать рефлексивную культуру следует: развивать у учащихся умение «приостановить» собственную деятельность и «встать» над собственной деятельностью; развивать умение выделять главные моменты своей и чужой деятельности как целого; развивать умение переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор» Генри Форд«СКАЗ О ТОМ, КАК УЧЕНИКИ С УЧИТЕЛЕМ ПРОЕКТ ТВОРИЛИ»
Долго сказка сказывается, а проект еще дольше делается. Жила-трудилась обыкновенная учительница в школе, самой обыкновенной. Начиталась она умных книжек про современное образование и задумала проекты с детьми творить. Да проекты не простые, а с применением ИКТ. Задумала - то, задумала, а что делать не знает. Как ей свои навыки-компетенции усовершенствовать, чтоб сотворить чудо-проект доселе невиданный, а посему и повысить свою зарплату по новой системе оплаты труда до суммы неслыханной. Поискала в Интернете разные премудрости, съездила на курсы умные – заумные. И давай мечтать.Помечтала – помечтала, да и будет. Что есть, и на том спасибо.Подумала учительница, как сделать, чтобы не она сама проекты создавала, а обучающиеся оные творили. И давай у детей ИКТ - компетентности разные развивать.И начала с детьми над проектами работать. Чтобы привлечь внимание родителей к деятельности проектной, стали ученики с учителем буклеты делать, да самую важную информацию по будущему проекту там печатать Познакомились дети с разными редакторами изображений, и заметили, что рисовать на компьютере продукты проектные очень здорово. Стали учится ребята стенгазеты выпускать. Овладели ребята навыками компьютерными, стали презентации и проекты разные интересные да необычные делать, да представлять их общему вниманию. Создали дети свой продукт творческий, который доставил радость им, и окружающим - сверстникам, учителям да родителям. Видят школьники, как серьезно оценивают их работу, и стали сами серьезно относится к ней. И появилось чувство гордости за произведение, созданное руками своими. Вспомнила учительница про слово модное, заумное – рефлексия. И задумались дети и вспомнили всё, что было ими усвоено, и охотно высказывали пожелания свои. И открытия собственные в ходе проекта сделаны были: Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи. Я открыл в себе художника. Дружба помогает, мы работали командой. Возвратились дети домой и порадовали близких своих и родителей информацией новой, познавательной, что обогатила их. И вывод мудрый сделала учительница, что введение технологий проектных, ой, не отменило методов традиционных , а расширило круг способов организации деятельности учебной. ТУТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ – МОЛОДЕЦ! ТВОРЧЕСКИХ ВСЕМ УСПЕХОВ!