Конспект урока русского языка в 5 классе Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Урок русского языка в 5а классе

Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Предметные цели урока:
1. Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
2. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: учебник

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Ход урока:

I. Орг. момент.  

II. Отработка умения правильно соотносить звучание слова с его графическим изображением (проверка домашнего задания, упр. 307)

III. Повторение пройденного о двойной роли букв е, ё, ю, я (упр. 310)
Предлагается выполнить упражнение 311 и обратить особое внимание на несовпадение количества гласных звуков и букв ([а], [о], [и], [ы], [э], [у] и а, о, и, ы, э, у, е, ё, ю, я соответственно) и затем построить развернутое высказывание на основе информации, которая содержится в п. 61 и сопроводить его своими примерами.
IV. Отработка умения определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в словах и совершенствование умения проводить частичный и полный фонетический анализ слов с этими буквами.

Создание проблемной ситуации. Учитель читает стихотворение В. Левитана “История с переодеванием”
Гласные звуки
Купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили –
И рады.
И то и дело меняют наряды.
– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю, щеголи,
Франты, лентяи, гуляки
– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы!
А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуй-ка сам разобраться.

– Зачем букве два звука? В этом нам предстоит разобраться. “Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного об
·означения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, еж и многих других”.

- Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? Какой звук повторяется в каждой букве? (Ответы детей). Ну конечно, звук [j]. “Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, – но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет.

- Как же его находить? Мы не знаем, но можем предположить или выяснить.
Для полного понимания материала решим небольшую исследовательскую задачу: от каких условий будет зависеть двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я?

Работа у доски и в тетради (упр. 312) – распределительный диктант: в 1 столбике слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, во втором – те, в которых эти буквы обозначают два звука.

Взаимопроверка.

- Делаем вывод: какая роль у наших букв?: (Умение обозначать два звука)
- И еще одна роль есть у наших букв Е, Е, Ю, Я. Попробуйте догадаться, какая. (После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного).
- Какую задачу мы выполнили? - Доказали, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

1)Игра «Кто быстрее?» (у доски два ученика)
Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:
а) с буквами, обозначающими один звук;
б) с буквами, обозначающими два звука.
Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька.

Один звук
Два звука

Цепь, нёс, пять, сюрприз, баня, всё, гиря, редька.

Ёж, въезд, юг, семья, ёмкость, вьюга.


V. Итог урока.
Вопросы:
Какую тему мы сегодня изучали?
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
Достигли ли мы поставленных задач?
Спасибо за урок, ребята. Хорошо поработали, молодцы. Я вами довольна. Оценки за урок.

VI. Домашнее задание - Упр.314.

VII. Рефлексия. Продолжите фразу.
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую