Презентация по логопедии на тему Коррекция просодической стороны при стертой дизартрии


Практический подход В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного и младшего школьного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др. То есть все просодические компоненты речи, коррекция которых имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. устранение речевых нарушений и, прежде всего нормализация просодической организации речиразвитие согласованности речи и движения гармоничное развитие личности ребенка развивать голос развивать речевого дыхания научить детей ритмично выполнять задания педагогов развивать слуховое внимание, зрительный контроль за выполнением упражнения научить детей подбирать рифмующееся слово развивать умение пользоваться интонацией, паузойнаучить правильно пользоваться ударением Просодика (просодия) Речевое дыхание Интонация Ударение Темп Тембр Голосовые модуляции(высота и сила голоса) Ритм Этапы нормализации просодической стороны речи у детей-дизартриков: 3. Заключительный 2. Основной 1. Подготовительный 1. Работа над речевым дыханием.2. Работа над голосом.3. Формирование ритмической организации речи.4. Формирование темповой организации речи. 1. Формирование общих представлений об интонации.2. Знакомство с повествовательной интонацией.3. Знакомство с вопросительной интонацией.4. Знакомство с восклицательной интонацией.5.Дифференциация интонационной структуры предложения. 1. Работа над интонацией повествовательного предложения.2. Работа над интонацией вопросительного предложения.3. Работа над интонацией восклицательного предложения.4. Дифференциация интонационной структуры предложения. «Задуй свечку» «Лопнула шина» «Воздушный шар» «Сдуй листочек» «Листопад»«Снежинки летят» И И И И И А А О ОИ ИИ и . Упражнение "Укачивание" (имитация укачивания куклы):Упражнение "Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух, трех звуков" (вдох носом). «Певцы» (пение гласных звуков). «Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко). «Кукла спит» (гласный - а -, укачай куклу). «Учим мишку петь» (гласные звуки). «Строим домик» (тук – тук - тук). «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да). «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)). «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша». «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы). У-У-У! А-А-А! Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами. Зарядка:А - руки в стороны вверх. О - руки соединить. И - руки развести в стороны. У - руки вперед, назад, вместе. Цель: развивать чувство ритма. (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой, Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам. Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой, Ко-зел ша-га-ет по цве-там. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.1 этап – формирование представлении об интонационной выразительности в импрессивной речи.Задачи этапа: показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Формирование общих представлений о выразительности речи. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.Дифференциация интонационных структур предложений в импрессивной речи. Задачи этапа: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в экспрессивной речи.В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, т.е. постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции . Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по следующим направлениям:Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.А. Работа над ритмикой слова.Б. Отработка интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. А. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова (в процессе резкого повышения тона в словах разной слоговой структуры и с разным местом положения ударения в слове). Б. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом (при выделении вопросительного слова в предложении, проводившимся параллельно с закреплением умения изменять место интонационного центра внутри предложенной конструкции). После отработки вопросительной интонации в специальных упражнениях проводится ее закрепление в стихах сначала сопряженно с логопедом, затем по подражанию и самостоятельно. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения.А. Отработка восклицательной интонации на материале междометий осуществляется при отрабатывании выражения различных эмоциональных состояний с помощью междометий на материале картинок и стихов, при предъявлении которых детьми проговариваются с нужной интонацией только междометия, соответствующие эмоциональному содержанию картинок и стихов.Б. Отработка интонационной конструкции, выражающей обращение, требование, восклицание.Проводится в процессе сопряженного проговаривания, повторения и самостоятельного произнесения соответствующих речевых образцов.В. Закрепление восклицательной интонации.Дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи. Вывод Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у большинства детей в идеале происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.