Подвижная игра как средство повышения эффективного образовательного процесса по физической культуре и укреплении здоровья учащихся.


Учитель физической культуры
МБОУ Зонской СОШ
Репеха Оксана Валерьевна
Подвижная игра как средство повышения эффективного образовательного процесса по физической культуре и укреплении здоровья учащихся.
Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В соответствии с обязательным минимумом содержания общего образования основной целью учебного предмета является формирование физической культуры учащихся как компонента общей культуры человека, гражданина.
Перед современным учителем стоит задача - обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями.
Еще П. Ф. Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает всякую самостоятельность».
Игра же позволяет не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.
Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельных действий, выработку умения выполнять правила общественного контроля.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных способностей).
В результате обучения учащиеся знакомятся со многими игровыми технологиями, что позволяет воспитывать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их со сверстниками.
Ещё в младшем возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных действий (ходьба, бег, прыжки, метание), и технического и тактического взаимодействия( выбор места, взаимодействие с партнёром, командой, соперником ).
Не секрет, что ученики проявляют большой интерес к подвижным играм. Правильно подобранные игровые технологии принесут ожидаемый результат в решении поставленных задач, как перед игрой, так и перед уроком. Выбирая игру, я учитываю задачу урока, задачи игры, место игры в уроке, состав играющих, соответствие игры в учебной программе, условия игры, наличие инвентаря.
С целью повышения познавательной активности обучения включаю игры в разные части урока.
Та же разминка может стать скучной и не интересной, если её выполнять из урока в урок однообразно. А если её выполнять под рифмованный рассказ, то дети с удовольствием её выполняют. Например, разминка в движении.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
(Ходьба в приседе.)
А потом все дружно стали,
Великанами мы стали.
(Ходьба на носках, руки вверх.)
Как красиво мы шагаем,
Дружно ноги поднимаем.
(Ходьба с высоким подниманием колен.)
Где ваши ладошки?
Тут, тут, тут!
(Ходьба с хлопками над головой.)
Где ваши кошки?
Бегут, бегут, бегут!
(Лёгкий бег по залу.)
Хорошо играли!
А потом, а потом,
А потом - устали.
(Бег сменяется ходьбой.)
За морями, за горами
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На двери весит замок.
Кто ключик найдёт
И замочек отомкнёт?
(Ходьба по залу в поисках спрятанного предмета).
Разминка на месте:
Ручки. Руки в стороны, в кулачок разжимай и на бочок.
Рубка дров. Надо утром печь топить, чтоб обед нам всем сварить.
Дров я быстро наколю, очень я обед люблю.
Мельница. Быстро вертится крыло, мелит мельница зерно,
А из молотой муки испекут нам пироги.
Змея. Вот змея она пугает, и к себе не подпускает,
Раскрывает капюшон и ребятам шлёт поклон.
Выполнение упражнений под стихотворное сопровождение появляется, с одной стороны, некоторая лёгкость за счёт ритмичности, а с другой- трудности, так как свои движения необходимо чётко подстраивать под слова стихотворений. Объяснить детям, что такое качество, как координация движений, помогает выполнять упражнения чётко и без ошибок, и благодаря таким упражнениям координация движений развивается очень хорошо.
Такие задания частично или полностью подготавливают занимающихся к основной части урока. Так как важно научить детей чувствовать своё тело, поэтому уделяется большое внимание развитию координации движений, так как на её основе намного легче затем овладевать различными знаниями, умениями, навыками, а также учиться подвижным играм, с помощью которых можно не только развлекать детей, давая эмоциональную разрядку, прививая интерес к уроку, но и обучать новым ЗУН. В основную часть урока включаю игры, способствующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями и навыками
Освоение техники выполнения изучаемых приемов провожу при помощи игровых соревновательных технологий. Например, тема «Вращение обруча». Для начала даём попробовать просто покрутить обруч. После небольшой тренировки проводим игру- соревнование «У кого обруч будет крутиться дольше». Эту игру можно проводить даже если обручей будет мало, можно разделиться на микро-группы и там уже выявить победителя. Такие игры можно проводить и другими предметами со скакалкой « Кто дольше будет прыгать», с гимнастическими палками игра «Кто дольше удержит гимнастическую палку на одной руке», с мячом игра «У кого выше», Игра «Не урони мяч».
Для заключительной части подбираются малоподвижные игры, активизирующие внимание, способствующие снижению физической нагрузки. Это такие игры как, например, ученики идут по кругу, учитель говорит речь, но если в ней встретится слово «ученик» или родственные слова(ученица, учительница, учитель), то ребята должны остановиться. На следующих уроках слова можно менять. Другая игра на внимание. Задача детей- закрыть глаза и выполнять всего две команды учителя «вперёд»-делать шаг вперёд и «назад»- делать шаг назад. Тот, кто подглядывает, выбывает. Следующая игра. Если учитель произносит чётное число, дети делают шаг вперёд. Если нечётное, стоят на месте, если любое другое слово шаг назад.
Правильно организованная игра активизирует деятельность сердца и лёгких, повышает их работоспособность, содействует улучшению кровообращения и обмену веществ в организме. При этом необходимо следить за физическими нагрузками, чтобы не допускать переутомления. Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Я достигаю это путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игры, которая вызвала бы у них положительные эмоции. Только положительные эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организма, а также на самочувствие и поведение учащихся.
Необходимо помнить, что проявление отрицательных эмоций в играх( страх, обида, гнев) нарушает нормальный ход нервных процессов и вредит здоровью. Подвижные игры должны приносить ученику моральное и физическое удовольствие.
При проведении подвижных игр я использую их возможность для формирования у учащихся положительных черт характера, волевых качеств, стараюсь приучить их к взаимоуважению во время совместных действий и ответственности за свои поступки. В зависимости от качества выполнения роли участник может заслужить поощрение или порицание. Таким образом, подвижные игры - один из важных способов воспитания детей в коллективе или через коллектив при руководящей роли педагога.
Организуя подвижные игры, я учитываю физиологические особенности учащихся в каждом возрасте. В 1-4 классах игры занимают ведущее место в уроке. Это объясняется необходимостью движений, свойственным детям этого возраста. Такие движения как бег, ходьба и прыжки дети усваивают больше в игре. Для этого возраста я провожу не сложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой, постепенно повышаю требования к развитию и совершенствованию координации движений, поведению играющих , проявлению инициативы каждым участником. « Горелки», «День и Ночь», «Перебежки под обстрелом», «Пустое место» и т.д.
Применение игровых технологий на уроках и во внеурочное время, позволяет:
. повысить заинтересованность детей к урокам физической культуры
. воспитать потребность к систематическим занятиям спортом
. повысить эффективность обучения на уроках физкультуры
. повысить жизнедеятельность детей и сформировать основы личностной культуры
. сохранить и укрепить здоровье в единстве физического - психологического - социального.
И в заключении хочется подчеркнуть, что оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в подвижных играх нужно решать во взаимодействии и единстве. Только в этом случае каждая игра будет действенным средством разностороннего развития и нравственного воспитания учащихся.
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучится над ними; но свяжите их с игрой, с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их лету».
К.Д.Ушинский.