Образование как общественное явление: модели и парадигмы образования. Гуманизация и гуманитаризация современного образования. Гуманизация и ее влияние на изменение содержания исторического образования.


Образование как общественное явление: модели и парадигмы образования. Гуманизация и гуманитаризация современного образования. Гуманизация и ее влияние на изменение содержания исторического образования.
Образование как общественное явление: модели и парадигмы образования.
Образование - процесс и результат целостного становления личности (интеллектуального, физического, духовного), осуществляемый посредством приобщения её к культуре.
Под определением «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.
Поэтому в понятие образования включены и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности общественного производства.
Таким образом, под сущностью образования человека понимается следующее: специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта.
Структура образования, как и обучения, в данном случае представляет собой триединый процесс, состоящий из:
1) усвоения опыта;
2) воспитания качеств поведения;
3) физического и умственного развития.
В педагогической практике распространены три различных подхода к трактовке содержания образования:
Одна трактовка содержания образования представляет образование в качестве адаптированных основ различных наук, которые изучаются в школе. При этом в стороне остаются другие качества личности, например, способность к самостоятельному анализу, творчеству, возможность принять самостоятельное решение и свобода выбора. Эта концепция направлена в основном на то, чтобы приобщить ребенка к науке и производству, но упускается из вида становление человека как личности и стремление его к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. В данном случае человек представлен в качестве фактора производства.
Другой подход представляет содержание образования как сочетание знаний, умений и навыков, обязательно усвоенное школьниками. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. С. 128).
Это определение не дает анализа содержания человеческой культуры и не раскрывает содержания знаний и умений. Оказывается, необходимо достаточно предложить школьнику, чтобы он что-то знал и умел, но не более. Тогда в данном случае представляются и требования к образованию: необходимо выдать ребенку знания и навыки по определенным наукам, например, по языку, математике, физике и другим предметам, но не берется во внимание то, как подрастающий человек будет использовать полученные знания.
Данный подход не эффективен в современных условиях развития общеобразовательной школы в России, поскольку решение сложных задач, связанных с отдельными сферами жизни общества, требует не только наличия определенной информации у учащихся, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, моральная устойчивость. В данном случае факторами и условиями функционирования общественной жизни являются выработка и постановка учащимися ценностно-ориентированных целей, желаний и намерений, что приводит их в конечном итоге к самообразованию.
Третья концепция представляет собой педагогически-адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте. В этом подходе заключено наличие творческого и эмоционального начала в опыте деятельности и отношений, кроме уже имеющихся знаний, что также предполагает наличие опыта выполнения различных видов деятельности.
Все представленные виды социального опыта являются отдельными особыми видами содержания образования, которые дают знания о природе, обществе, производстве, технике и видах деятельности. Овладение этими знаниями формирует в сознании ребенка истинное представление об окружающем мире, предлагает верный подход к познавательному и практическому видам деятельности. От подрастающего поколения требуется самостоятельно применить усвоенные знания и умения на практике в новых ситуациях, а также сформировать новые виды деятельности на основе уже известных.
Таким образом, все вышеуказанные компоненты содержания образования достаточно связаны между собой и взаимоопределены. Умения без знаний невозможны.
Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.
Образование как социальное явление – это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества через овладение определенными знаниями, умениями, навыками, идейно-нравственными ценностями и нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Как и всякий социальный институт, институт образования складывается на протяжении длительного периода исторического развития и принимал различные исторические формы.
На начальных этапах человеческой истории образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всем взрослым населением непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Расширение границ общения, развития языка и общей культуры привело к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче подрастающему поколению. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания социальных структур, специализирующихся на накоплении и распространении знаний – института образования. Историки свидетельствуют, что уже в условия первобытно-общинного строя в каждом племени создавались специальные школы, в которых наиболее знающие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили их с обрядами и преданиями, посвящали в искусство магии и колдовства.
Возникновение частной собственной, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающихся и воспитательных функций и переход от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.
Однако уже мыслители древности осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семьи зависит от могущества государства. Последнее может быть достигнуто не семейными, а общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях.
Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев.
Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждения. Это означало и переход от не институциональной социализации к институциональной.
Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В ХП-ХШ вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.
Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу у классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.
Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машина индустрии потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение этого противоречия связано с возникновением реальных училищ им технических школ, высших технических учебных заведений.
Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в ХIХ в. Привели к том, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.
Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков образовательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.
Вторая половина ХХ в. Характеризуется небывалом охватом детей, молодежи и взрослых различными формами обучения. Это период так называемого образовательного взрыва такое стало возможным потому, что автоматы, придя на смену механическим машинам, изменилось положение человека в производственном процессе. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.
Таким образом, выделение образования в специфическую отрасль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение.
Анализ толкования термина «образование» - см. распечатки. (дополнительно)
Согласно последним государственным документам, понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей.
Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:
является способом социализации личности и преемственности поколений;
средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;
ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.
Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования).
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития системы образования.
Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике
Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.
Образование (воспитание в широком смысле слова) как функция человеческого общества – овладение совокупностью общественного опыта

Обучение – овладение знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями Воспитание в узком смысле слова – формирование социальных, нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек, поведения
Основными компонентами структуры образовательного процесса являются:
целевой (определение целей образования);
содержательный (разработка содержания образования);
операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования);
стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании);
оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).
Термин “парадигма” (от греческого  – пример, образец) означает строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих наиболее существенные черты действительности. В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования. 
В ходе исторического развития общества и образования сложились различные парадигмы образования. Наиболее распространены следующие:
1) традиционалистско-консервативная (знаниевая парадигма);
2) рационалистическая (бихевиористская, поведенческая);
3) феноменологическая (гуманистическая парадигма);
4) технократическая;
5) неинституциональная парадигма;
6) гуманитарная парадигма;
7) обучение “через совершение открытий”;
8) эзотерическая парадигма.
Эти парадигмы различаются подходами к выбору главной цели образования, к пониманию роли и предназначения образования в системе общественных институтов, к его видению в системе подготовки человека к жизни, формирования общей и профессиональной культуры подрастающих поколений.
Каждая из этих парадигм ставит свои вопросы перед образованием:
о функциях школы как социального института;
об эффективности системы образования;
о приоритетах школы;
в чем состоят общественно значимые цели образования;
какие знания, умения, навыки являются ценными и для кого, или каким должно быть образование в современном мире.
Основные педагогические парадигмы.
В настоящее сложное время особое внимание должно быть уделено нашему будущему – молодому поколению, его образованию, для чего важно понять принципы, заложенные в основу образования. Для этого следует рассмотреть педагогические парадигмы (модели постановки проблем и их решения). В педагогической науке выделены три педагогические парадигмы, включающие содержание образования и смысл обучения.
1. Знаниевая традиционалистская парадигма. Главная цель заключается в передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации и ее опыта. Эта передача осуществляется на основе выдержавшей испытание временем совокупности знаний, умений и навыков, а также нравственных идеалов и жизненных ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся.
Эта парадигма имеет в своей основе 3 постулата.
Первый постулат: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, т.е. чтением, письмом и математической грамотностью.
Второй постулат: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания, т.е. в образовании надо отделить зерна от плевел. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.
Третий постулат: гуманистический. Большое место надо уделять этическим ценностям. Речь идет об общечеловеческих ценностях. На инновационной волне на Западе даже возникло движение
Н.Поустмен в книге «Преподавание как сберегающая деятельность» в 1980-х гг. утверждает, что школа не должна приспосабливаться к информационной сфере: телевидение оказывает разрушающее воздействие на интеллект, так как - подобно школе - имеет свою программу, свою систему и методику. Школа должна противостоять такой информационной среде. Это возможно, если школа дает детям хорошее знание истории, языка, искусств, религии. Отстаиваются такие ориентиры, как усиленный акцент на основы образования, естественных наук, и особенно истории, как наследия науки.
Традиционалистско-консервативная парадигма образования имеет в своей основе идею о «сберегающей» роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению культурного наследия, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, выдержавших испытание временем знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию ребенка. Это академическое направление, не связывающее школу с жизнью.
2. Бихевиористская рационалистическая парадигма образования предполагает, прежде всего, обеспечение усвоения знаний, умений и навыков и практического приспособления молодого поколения к конкретным условиям существующего общества. (Р. Мейджер). Главный термин этой парадигмы: “Школа – это фабрика, для которой учащийся представляет собой “сырье”. В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный “поведенческий репертуар”, соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Основными методами такого обучения выступают тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка.
Бихевиористы меньше описывают внутренний мир, его состояние, а больше - внешние стимулы. Модель рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей, иными словами школа - это образовательный механизм адаптации к среде.
С этой концепцией связана концепция Б.Блума, суть которой - в достаточно оптимистическом подходе к учащимся. Он считает, что почти все дети не только могут успевать, но и успешно учиться. Он выделил следующие категории учащихся:
малоспособные (~5%); они не могут усвоить знания даже при большом сроке обучения;
талантливые (~5%), учатся в очень высоком темпе;
обычные учащиеся (~90%). Их способности определяются затратами учебного времени.
Недостатком как традиционалистской, так и рационалистической модели обучения является их слабая гуманистическая направленность. В соответствии с ними обучающийся рассматривается только как объект педагогического воздействия, а не как субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. В рационалистической модели образования отсутствует творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.
3. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма образования рассматривает и педагога, и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Его главной целью выступает при этом персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, создание условий для развития и саморазвития обучаемого, предоставление ему свободы выбора для возможности максимальной реализации своих природных потенциалов и для самореализации. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так и педагогов. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании человека и его самосовершенствовании.
Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - вот что в основе этой модели образования, а не субъект - объектные отношения (как у других моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.
По мнению известного психолога Л.С.Выготского, развитие определяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в его обучении.
Согласно Выготскому:
зона актуального развития - те знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно;
зона ближайшего развития - те знания, умения и навыки, которыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего).
Различают развитие:
общее (универсальных способностей, в том числе физических);
специальное (связанное со способностями, одаренностью);
культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре).
Высший уровень развития - саморазвитие.
В условиях реализации гуманистической парадигмы образования главное - нахождение каждым человеком истины, т.е. пути познания. Девиз этой парадигмы по внутреннему смыслу - «Познание - это сила!». Педагогический процесс строится по принципу диалога и богат импровизацией.
4. Технократическая парадигма образования провозглашает основной своей целью передачу подрастающим поколениям и усвоение ими “точного” научного знания, необходимого для дальнейшего совершенствования практики. В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно обоснованным знанием, проверенным опытом. Для учителей данного типа с давних времен актуален девиз «Знание - сила», а критерием истинности знания служит только практика. Человек ценен не сам по себе, как уникальная индивидуальность, а лишь как специалист, носитель определенного эталонного (усредненного, стандартизированного) знания или поведения. Определенные элементы этой парадигмы присущи, к сожалению, и нашей системе инженерного образования, которая направлена преимущественно на профессиональную подготовку специалиста, а не на личностное его формирование.
В основе - доказательство истинности конкретным научно - обоснованным опытом.
Ценности – точное знание.
Норма – соблюдение четких правил.
Девиз – «Знание - сила!»
Бинарные шкалы оценок: «да – нет», «знает – не знает», «владеет – не владеет».
Система оценок приводит к состязательности и неравенству; предпочтение отдается «сильным» на данный момент.
Основа педагогической технологии – монолог учителя (ответы на вопросы, которые ученик не задавал). Как следствие – неравенство в системе «ученик – учитель» и вообще между взрослым и ребенком.
Ценность ребенка определяется по принципу «больше - меньше», «лучше - хуже», «сильнее - слабее», что порождает в учебных заведениях атмосферу состязательности, конкурентной борьбы. Выбор преподавателя, как правило, делается в пользу «сильного».
Дело в том, что, хотя она и построена на недоверии к возможностям индивида, именно ей мы обязаны многими продуктивными педагогическими технологиями и интересными формами работы. К ним относятся: письмо по трафарету, компьютерные игры, опорные конспекты и многое другое, что помогает упорядочить сложные педагогические процессы, оценить их количественно, установить обратную связь.
Несмотря на все недостатки, технократическая парадигма обеспечивает высокий уровень знаний учащихся. Именно в годы ее господства наша страна первой в мире начала осваивать космическое пространство.
5. Неинституциональная парадигма образования ориентирована на организацию образования вне традиционных социальных институтов, в частности школ и вузов. Она предполагает получение образования человеком с помощью сети Internet, в условиях так называемых “открытых школ”, дистанционного обучения. При наличии определенных преимуществ такого образования (выбор удобного времени, индивидуализация режима обучения и его содержания) эта парадигма, вместе с тем, лишает учащегося или студента главного условия успешного образования и личностного развития – непосредственного контакта с учителем или преподавателем. А как совершенно справедливо подчеркивает В.Г. Кремень, “если даже использовать самые совершенные компьютерные системы, высокие коммуникационные технологии, которые, вне всякого сомнения, стимулируют динамику и эффективность учебного процесса, повышают интерактивность образовательной среды, никто и ничто не сможет полностью вытеснить и заменить искусство непосредственного педагогического диалога “учитель – ученик”. Поэтому особенно важной становится подготовка высокопрофессиональных педагогических и научно-педагогических работников”.
6. Гуманитарная образовательная парадигма (по И.А. Коесниковой), центром которой становится не обучающийся, усваивающий готовые знания, а человек, познающий истину. Но поскольку однозначной истины не существует, то важна не сама истина, а отношение к ней. При этом субъект-субъектные взаимодействия и отношения участников педагогического процесса строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции, познание мира путем обмена духовными ценностями.
Ее центр – нахождение истины.
Главное – вовлеченность ученика в процесс познания, поиска истины.
Девиз – «Познание – сила!»
Основной прием педагогической технологии – диалог или полилог.
Характерные черты – богатство импровизации, сотрудничество, сотворчество с учеником, взаимообогащение.
Установка – признание равного права каждого познавать мир без ограничений.
В основе – любовь к ученику, вера в его творческие возможности.
Шкала оценки успехов основывается на отслеживании движения в развитии относительно своих прежних достижений, а не относительно других и не относительно заданных нормативов. Диагностика успехов не служит средством отбора и продвижения «сильных».
7. Парадигма обучения “через совершение открытий” (Джером Бруннер). В соответствии с этой парадигмой, обучающиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и одновременно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. Творческое обучение, по Бруннеру, отличается как от усвоения “готовых знаний”, так и от обучения путем преодоления трудностей тем, что обучающиеся на основе накопления и оценки данных по определенной проблеме формируют соответствующие обобщения и даже выявляют закономерности, выходящие за рамки изучаемого материала.
8. Эзотерическая парадигма образования, по мнению И.А. Колесниковой, отражает самый высокий уровень взаимодействия человека с внешним миром. Сущность этой парадигмы состоит в отношении к истине как вечной и неизменной, которую человеку нельзя понять, но к ней можно приобщиться в состоянии особого озарения. Высший смысл педагогической деятельности, заключается в освобождении природных, сущностных сил человека для общения с космосом, для развития познавательных способностей, духовности и нравственного самосовершенствования.
Педагогика посвященных для подготовки посвященных.
Истина рассматривается как вечно существующая и неизменная. Ее не нужно доказывать, а нужно постигать.
Учение – путь к истине.
Девиз – «Осознание – сила!»
Высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с Космосом, для выхода в сверхзнание, при этом особенно важна охранительная функция Учителя, осуществляющего нравственную, физическую, психическую подготовку и развитие сущностных сил ученика.
В настоящее время преобладает научно – технократическая педагогическая парадигма. Но в нынешний период социальных и экологических кризисов необходим безотлагательный переход к гуманистической педагогической парадигме, ориентированной на развитие способностей ученика.
Известный советский психолог Б.М.Теплов выделил три характеристики способностей:
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
во-вторых, способностями называют лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности;
в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а являются как бы благоприятной предпосылкой для их формирования.
Выделяются два уровня способностей:
репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу);
творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное).
Именно на развитие творческого уровня способностей и должно быть направлено внимание учителя.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
А значит, учитель должен быть:
непременно талантливым;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным; 
интеллигентным, нравственным и эрудированным; 
владеющим передовыми педагогическими технологиями.
Гуманизация и гуманитаризация современного образования.
Гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребёнка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в её содержании, организации средствах, а также в характере взаимодействия членов школьного коллектива.
Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальные функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность понять самого себя и своё бытие.
В зависимости от общественной реальности развивается одна из двух тенденций в сфере образования: либо авторитарно-догматическая, либор гуманистическая.
Первая ориентирована на формирование «адаптивной» личности. (Характерна ставка на преподаваемые истины, на оценивание и контроль. Источник знания- учитель, показатель успешности- исполнительность и дисциплина школьника. Главный ориентир для учителя- объём знаний, которые должен усвоить учащийся.
Вторая делает акцент на целостном развитии личности, её духовных и познавательных способностях, самоорганизации и саморегуляции, приобщении в универсальным ценностям культуры. Главным инструментом становится партнёрство, тесная связь с жизнью, социальной средой. Гуманистическая парадигма понимает под образованием процесс, относящийся к общественной жизни и не ограниченный узкими рамками школы.
Роль гуманизации в развитии системы образования. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, а это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель -ученик» -установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Закономерности гуманизации образования. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, сформулируем закономерности гуманизации образования.
Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое или мысленное общение).
Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, чтобы сделать их своими потребностями, «органами своей индивидуальности», человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.
2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную -ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
3.Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития»,т.е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Данная ориентация требует выдвижения таких целей образования, которые обеспечивали базисные качества, необязательно универсальные, но обязательно необходимые для развития личности в том или ином возрастном периоде.
4. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре -стержневая линия гуманитаризации содержания образования.
5.Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческою культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.
6.Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания.
7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Личностный подход требует включения в педагогический процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).
8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная последовательность: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию учащихся к полной саморегуляции в обучении.
9. В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.
10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при котором человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе.
Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации образования позволила выделить основные ее закономерности и систему взаимосвязанных с ними принципов. Теоретическое осмысление закономерностей и принципов гуманизации образования позволяет не только определить стратегическое направление образовательного процесса, но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических целей.
Суть гуманитаризации образования - в очеловечивании всех знаний, полученных ребёнком, в важности и нужности их не только для производства, но и для развития, для жизни каждого человека
«Предпосылки»:
потребность в гуманизации образования обусловлена опытом мировых войн- необходимость в воспитании молодых людей в духе мира, нацеленных на формирование способности к пониманию других народов и культур, уважения к правам человека и народов.
Технократический прогресс- техника доминирует над человеком и его ценностями. Без заботы о человеке, социальном прогрессе научно-технический прогресс исчерпывает свои возможности в области техники и производства и становится опасным.
Распад идеалов права и законности, растущий потребительский эгоизм, националистический и политический терроризм, рост уголовных тенденций, распространение алкоголизма и наркомании- первопричина: внутренняя бездуховность человека.
Тотальная информатизация общества. Создается иллюзия доступности культуры, всего богатства накапливаемых идей и т.п. Подлинное приобщение к культуре не может быть обеспечено расширением информационных возможностей. Необходимо формирование глобального, планетарного мышления, содействующего пониманию каждым молодым человеком значения разных культур, обогащающих мировую культуру, и помогающего осмыслить своё место в мире.
Объективная необходимость в обновлении школы диктуется особенностями её сегодняшнего существования и того места, которое она занимает в системе ценностных ориентаций школьника. Если школа не будет меняться, то она не сможет сохранить за собой ведущую роль в социализации подрастающих поколений.
Смена педагогических парадигм выражается прежде всего в изменении антропологических оснований педагогики. Образованный человек – это не только человек знающий, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить своё место в жизни.
Не защитить школьника от противоречий жизни, а готовить к жизни в обществе социальных перемен- так, вероятно, можно сформулировать общую направленность гуманистического образования. Она реализуется во всех компонентах образовательной системы: содержании образования и организации коммуникации учителя и учащихся в учебной деятельности.
( С.Г. Вершловский Проблемы гуманизации школьного образования/ Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб., 1994)
Гуманизация образования означает ориентировку как учащихся, так и педагогов на такие общечеловеческие ценности, как жизнь, здоровье, достоинство человека, свобода личности, естественное право человека быть хозяином своей судьбы, индивидуальность, система прав и свобод личности, демократия, провопорядок.
Гуманизация образования означает развитие отношений между участниками процесса, основанных на миролюбии, взаимопонимании, взаимном уважении, милосердии.
ГО может осуществляться лишь охватывая все основные сферы пед. деятельности и включать следующие направления:
Ориентированное на гуманистические ценности целеполагание, относящееся к деятельности всего пед.коллектива и каждого отдельного учителя
Изменение содержания образования как за счёт введения новых гуманитарных предметов, так и путем увеличения гуманитарного компонента в содержании традиционных учебных дисциплин.
Задачи ГО:
Приобщение учащихся к гуманистическим идеям, накопленным человечеством, овладение ими культурным наследием гуманистического направления, что должно способствовать гуманистической направленности личности.
Обеспечение их системой интегрированных знаний о человеке, которые в сочетании с выработанными также в определённой системе умениями стали бы основой самопознания, саморазвития, самообразования личности, выявления и развития её творческого потенциала.
Адаптация личности к окружающему миру как путём сообщения необходимых сведений о современном мире, так и формирования навыков и умений общения на гуманистической основе с другими людьми, приёма и передачи информации, включая и овладение иностранными языками, организацию своей деятельности, работы в коллективе.
(Элиасберг Н. Гуманизация образования и проблемы преподавания историко-обществоведческих дисциплин/Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб.,1994)
Критерии гуманизации образования:
Гуманизация образования - явление многоплановое, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках общественной системы воспитания и обучения, в сфере разнообразных педагогических процессов и систем, в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений.
Направление развития ценностных ориентаций, профессиональных установок среди практических работников учебно-воспитательных учреждений, администраторов, ведающих структурой управления образованием и т.д.
Логика этого движения должна быть направлена в сторону работы с Человеком. Открытость людям, внимание к конкретному учащемуся, воспитаннику, деятельный интерес к проблематике человека, стремление глубже проникнуть в закономерности, по которым идёт развитие индивидуальности ребёнка, взрослого - это качественные показатели о наличии у педагога личностно-гуманной.
Идея ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка, в своём прирождённом человеческом праве неограниченного познания мира, причем в тех формах, которые органичны и комфортны на индивидуально-личностном уровне.
Формирование потребности и возможности выдвигать и корректировать цели воспитания и обучения при активном участии детей и взрослх, входящих в данную педагогическую систему. Это позволяет учителю создать индивидуально-личностно ориентированную модель своей деятельности, а также выстроить субъективированное содержание, направленное на жизненные и познавательные интересы учащихся.
Профессиональный язык, в котором формулируются цели. В целях должна быть заложена динамика развития личности, индивидуальности, межличностных отношений.
Приоритет воспитательных целей над целями обучения. Стремление педагога способствовать расцвету индивидуальности учащегося, раскрытию его подлинно человеческой сущности.
Возможность для учащегося и учителя самореализоваться в сфере образования. Для ученика это такое построение системы обучения, когда он сам получает возможность определить социально-педагогическую нишу, в которой ему будет комфортно и где действуют стимулы, обеспечивающие развитие его креативного потенциала. Для учителя это обеспечение ситуации выбора: предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, также свободное владение всем спектром методических средств, приёмов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения.
Наличие у учителя комплекса начно-практических знаний о человеке вообще, о ребёнке конкретного возраста, о себе и умение использовать их в своей деятельности. Не зная глубинных процессов, обуславливающих становление человека на индивидуально-личностном уровне, невозможно грамотно, профессионально организовать такие привычные педагогические процессы, как обучение и воспитание, невозможно реализовать такие основополагающие принципы, как природосообразности и культуросообразнсоти. Ученик также призван овладеть информацией, касающейся его собственного развития.
Гуманитаризация мышления педагогов и воспитанников. Гуманитарность сопряжена с диалектичностью, проблемностью, диалоговостью, терпимостью, наличием знаний современного уровня, ориентированных на человека, способностью к вариативности применения этих знаний, готовностью к их критическому пересмотру. Сознание гуманитарного типа всегда ориентировано на рассмотрение человека как носителя индивидуально-личностного, субъективно-деятельностного начала. Признаком гуманитаризации мыщления является способность к рефлексии на индивидуальном, групповом, коллективном уровнях.
Возможность движения педагогов от «рецептурной модели» профессионального поведения к концептуальной. Субъектность позиции учителя- это безусловный показатель того, что в образовательной системе в достаточной степени развиты гуманистические тенденции. Субъекность проявляется в способности к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих педагогическую природу; в целесообразности и целенаправленности, обоснованности действий в различных ситуациях воспитания и обучения, в оригинальности выбора и сочетания форм, позиций, приёмов своей деятельности, в умении влиять на изменение ситуации, в к-ой эта деятельность осуществляется. Гуманистически-ориентированный учебный процесс организуется так, чтобы способствовать развитию субъектных проявлений и на стороне учащихся, прежде всего это касается познавательной деятельности.
Качество отношений, которые складываются в образовательной системе. В гуманистически ориентированной системе совершенствование личности является приоритетным, поэтому человек может быть для другого только целью, никогда- средством. Постоянно реализуется установка на развитие субъект- субъектных связей, на ценностно-смысловое взаимодействие.
(Косолапова И.А. О критериях гуманизации образования/ Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб., 1994 )
Критерии результативности гуманизации образования:
(предполагаемые результаты)
Наличие у выпускника школы научных знаний о человеке и умения ими оперировать в целях самопознания, самообразования, самосовершенствования; эти знания должны стать основой взаимопонимания в отношениях с другими людьми.
Усвоение школьниками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, восприятие ими этих ценностей как важнейших жизненных ориентиров и, как следствие этого,- гуманистическая направленность личности, гуманистическое мироощущение и мировоззрение, гуманистические, нравственные потребности.
Приобретение за годы обучения в школе опыта общения, основанного на гуманистических принципах, сформированность чувства собственного достоинства, миролюбия, терпимости, готовности прийти на помощь к другим людям.
Выявление возможностей и способностей познавательных интересов учащихся и их развитие, сформированность таких свойств личности, как уверенность в своих силах, самостоятельность мышления, готовность к творчеству и потребность в нем.
Наличие у выпускника школы необходимого «запаса прочности» для адаптации к окружающей жизни в виде разносторонних знаний о современном мире, разнообразных интеллектуальных и практических умений, позволяющих успешно продолжить образование профессиональной направленности и заниматься самообразованием, а также умения социального характера как «умения жить среди людей» , действовать в рамках правовых норм.
Гуманитаризация образования - это не только процесс получения новых знаний и навыков, но и воспитание подрастающего поколения. Именно вне уроков ребята должны учиться жить в современном обществе, развивать в себе чувство гордости за свою страну. Основные тенденции гуманитаризации образования подразумевают тесную взаимосвязь между школой и различными секциями, позволяющую воспитывать гармонически развитую личность будущего гражданина страны. Многие педагоги дополнительного образования, школьные учителя выступают за увеличение количества часов именно вне обычных уроков. Разнообразные школьные клубы и секции, созданные по разнообразным направлениям, являются обязательным условием новых ФГОС. Такие творческие объединения помогают подрастающему поколению искать путь для собственного развития, получать необходимые умения и практические навыки. Никто не говорит о том, что необходимо заменить обычные уроки занятиями по интересам. Речь идет о повышении роли внеучебной деятельности, именно на это направлена гуманитаризация образования.
Необходимость гуманитаризации. В образовании важность подобного процесса характеризуется целым рядом факторов. Человечество потребительски относится к природе, перестает ценить и передавать культурные традиции и обычаи новым поколениям. Основные характеристики гуманитаризации образования связаны с возвращением к своим историческим истокам, формированию у молодого поколения бережного отношения к природе. Та ситуация, которая возникла в стране, предполагает не только некую политическую нестабильность, но и становление рыночной экономики, что сопровождается серьезным кризисом мировоззрения. Россия, испытавшая в конце прошлого века «распад», ищет способы восстановления связи времен, включая и общекультурные ценности. Рассуждая над тем, что такое гуманитаризация, ведущие педагоги страны, выделяют именно поиск смысла существования для будущих поколений. Новая система должна вернуть школьникам желание учиться, помочь им в постановке жизненных целей, выделении приоритетов.
Гуманизация и ее влияние на изменение содержания исторического образования
Путь к гуманизации содержания образования лежит не через расчленение мира знаний на десятки разных предметов и не через простое увеличение количества часов, отводимых на изучение традиционных и новых гуманитарных учебных предметов, а в обретении учащимися целостной смысловой картины современного мира. Она может быть достигнута посредством интеграции содержания школьного образования.
Один из возможных вариантов подобной интеграции связан с отказом от « автономии» учебных дисциплин и объединением разнородных знаний для решения глобальных проблем. (Проект «Глобальное мышление»- изучение глобальных проблем современности и поиск решения данной проблемы).-Пример.
В основу интеграции кладется реальная, жизненная проблема, для разрешения которой необходимы различные знания, получаемые из жизненного опыта, учебных дисциплин, общения.
Конкретная педагогическая деятельность является деятельностью общения, обладающей двумя взаимосвязанными аспектами: коммуникацией, т.е. передачей информации, и интеракцией, т.е. взаимодействием субъектов. Т.О. учитель становится соучастником группы и поощряет взаимодействие между учащимися. В процессе сотрудничества развиваются навыки межличностного общения.
( С.Г. Вершловский Проблемы гуманизации школьного образования/ Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб., 1994)
Школьное историческое образование должно дать выпускнику:
Объём знаний по предмету, необходимый и достаточный для интеграции личности в систему мировой и национальной культуры
Устойчивую гуманистическую позицию, систему гуманистических ценностных ориентиров
Основы исторического мышления, позволяющего вычленять тенденции, анализировать процессы, их внутренние причинно-следственные связи, определять характерные черты каждой исторической эпохи, видеть её своеобразие, представлять исторический процесс в «человеческом обличье»- как жизнь сменяющих друг друга поколений людей в их преемственности.
Комплекс практических умений, необходимых для овладения историческим материалом в процессе работы с различными историческими источниками, что позволило бы им по окончании школы продолжать историческое образование, в т.ч. и самостоятельно
Устойчивый интерес к истории своей страны и других стран и народов
Обществоведение как цикл школьных курсов должен дать учащимся интегрированные знания о человеке и его месте в обществе, способствовать самоопределению личности, становлению человека-гражданина; дать обобщённую картину современного общества, способствуя адаптации молодёжи к окружающей среде.
(Элиасберг Н. Гуманизация образования и проблемы преподавания историко-обществоведческих дисциплин/Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб.,1994)
В течение 1990-х гг. российская историческая наука постепенно стала преодолевать привычные подходы в исследовании человека на поле отечественной истории. В результате активного диалога с мировой исторической наукой обнаружились новые механизмы исследования общества, культуры и личности.
И в настоящее время школа получила возможность воспользоваться новым инструментарием. Очевидный результат изменившихся подходов к собственной исторической практике е состоит в актуализации гуманитарного потенциала истории.
Очевидно, что на первый план в историческом образовании выступает человек как главный герой российской истории. Его творчество и его ценности могут привести и приводят (или не приводят) к созданию ценностно-смыслового поля деятельности в реальной исторической практике. Представляется, что это наиболее перспективное направление в содержании исторического образования и критерий, на основе которого может происходить отбор учебной литературы для школьного исторического образования.
Актуализация этого направления в историческом образовании вызвана необходимостью понять особенности российского менталитета, специфики картины мира и системы ценностей той или иной исторической эпохи, на основе которых складывались и складываются черты экономической, политической и социальной практики как отдельного человека, так и общества в целом. Это весьма полезное знание в условиях происходящего процесса модернизации, поскольку динамизм общества в конечном счете зависит от степени толерантности его граждан, их способности к конструктивному диалогу и осмысленной созидательной деятельности. Формирование толерантного сознания становится одним из условий, которое поможет преодолеть ситуацию социальной нестабильности, избежать угрозы постоянной конфронтации.
В новых исторических условиях активизируется интеллектуальная работа над концепцией мира и места в нём человека. Поэтому неизбежно обращение к культурному и историческому опыту человечества, человеческого измерения социальной практики, в пространстве большой и малой, местной истории. Эти обстоятельства актуализируют ту часть исторического образования, которая обозначена как «региональный компонент».
Плодотворную почву для активизации гуманитарного потенциала школьного исторического образования создаёт его региональный компонент.
(см. Госстандарт по истории)
(Н.П. Берлякова Гуманитарный потенциал школьного исторического образования/Историческое образование в современной школе/Альманах №3, 2004)