Реферат на тему «Психолого-педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении»


АНО ВПО
«ЕВРОПЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
“БИЗНЕС ТРЕУГОЛЬНИК” »
РЕФЕРАТ
По дополнительной профессиональной образовательной программе
Тема:
«Психолого-педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении»
Реферат подготовила: Сырбу Инна Николаевна
Номер и дата договора: №2016/01-5095-09
09.11. 2016 год
г.Чехов ,Московская область ,Российская Федерация

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1. Понятие «индивидуализация» обучения…………………..
2 .Сущность дифференциации обучения……………………..
3.Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся…………………………………………........
4.Использование индивидуально-дифференцированного
подхода в обучении……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
3
4
5
7
9
11
12
ВВЕДЕНИЕ
Проблема индивидуальных особенностей учащихся и возможностей учета их в учебно-воспитательном процессе не нова. Еще во времена древнего мира учителя сталкивались с тем, что ученики по-разному воспринимали, усваивали, запоминали учебный материал. Но в условиях индивидуального обучения была возможность учитывать индивидуальные возможности и способности.
С появлением классно урочной системы возникло противоречие между коллективной формой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Появилась проблема индивидуального подхода к ученикам в учебе. Ее становление, развитие и решение происходило постепенно: от простых правил, требований учитывать индивидуальные особенности учащихся к выделению их в соответствующий дидактический принцип [6].
Сегодня главным измерением качества функционирования образовательной системы должно быть способность молодого поколения полноценно жить и активно действовать, постоянно самосовершенствоваться. Ведь выпускник современной школы должен обладать определенными качествами. Сформировать такие качества можно только через личностно ориентированное обучение, основанное на дифференцированном подходе.
Цель настоящей работы - изучить психолого-педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении.
Достижение цели возможно при реализации следующих задач:
-раскрыть суть понятия "индивидуализация" обучения;
-изучить особенности познавательной деятельности учащихся;
-проанализировать направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся.
1.Понятие «индивидуализация» обучения
Индивидуализация обучения как проблема интересует представителей философии, психологии, антропологии, педагогики, социологии и т.д. В разное время обсуждение проблемы то активизировалось в научных кругах, то снова исчезало на многие годы. Теперь, когда ученые, практики, организаторы и руководители системы образования взялись за коренное преобразование обучения и воспитания, - снова вспомнили, что индивидуализация - один из самых эффективных средств, направлений, принципов качественного преобразования педагогического процесса.
Понятие индивидуализации и индивидуального подхода к обучению учащихся выражают особенно сложные явления педагогического процесса. Характерно то, что эти явления, используются в различных неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения». Анализ соответствующей литературы показал, что точный смысл этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства есть, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике [6].
Наибольшие трудности при определении этого понятия вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких понятия, как "индивидуализация" и "индивидуальный подход". Преимущество того или иного слова это в основном вопрос традиции или договоренности.
В "Педагогической энциклопедии" индивидуализация определяется как "... организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению"[5].
Большинство наиболее известных исследователей индивидуализации обучения используют понятие индивидуализации приблизительно в том же значении. Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп качеств учащихся похожих по какому-либо комплексу. С той же позиции, например, дает определение А.А. Кирсанов. Он рассматривает индивидуализацию учебной работы как "систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения" [1].
При использовании понятия "индивидуализация обучения" необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика или отдельного учащегося, а в группе учеников, обладающих примерно похожими особенностями;
2) учитываются лишь раскрытые особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учебного процесса [6].
Человек со всеми его проявлениями и сторонами психической деятельности выступает как единое целое. Но в этом единстве именно индивидуальные качества наиболее ярко проявляются и влияют на окружение, коллектив учащихся.
2 .Сущность дифференциации обучения
Под дифференциацией понимают способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.).
Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цель, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Для эффективности дифференциации обучения необходимо учесть не только индивидуальные различия обучаемых, но и тех, кто учит, помня о том, что обучение — это процесс двусторонний, предусматривающий обязательное взаимодействие, а значит, и взаимовлияние субъектов, которые принимают в нем участие.
Дифференцированные подгруппы создаются на основе индивидуальных различий — особенностей мотивации, внимания, восприятия, мышления, особенностей учебной деятельности и тому подобное. Не следует забывать, что такие группы могут существовать как
формально (разно уровневые классы), так и лишь в сознании учителя (гетерогенные классы).
Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. Так, например, Рональд Де Гроот выделил три уровня.
1 уровень - дифференциация между школами, создание различных типов школ.
2 уровень - уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами.
3 уровень, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса [6].
Существует два основных типа дифференциации содержания обучения:
- уровневая дифференциация, при которой у учащихся есть возможность и право усваивать учебный материал на разном уровне глубины и сложности. Как пример уровневой дифференциации – углубленное обучение отдельных предметов. Данный вид дифференциации осуществляется в случае разделения класса на группы по уровню знаний, умений и навыков, интеллектуального развития, интересов, склонностей и способностей, эмоциональных и волевых качеств (в том числе — отношения к учению).
- профильная дифференциация, которая связана с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей школьников, их жизненных планов и намерений. Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений [1].
3.Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся
Необходимым условием для воспитания всесторонне развитой личности является изучение индивидуальных анатомо-физиологических и социально-психологических особенностей развития учащихся. Биологической основой индивидуальности ребенка являются типы нервных процессов, темперамент и преобладание одного из полушарий большого мозга. Все эти характеристики являются унаследованными и на их основе под влиянием обучения, воспитания, среды и внешних условий формируется поведение и характер детей[2].
Не менее серьезное значение для развития ребенка имеет социальное направление. То есть развитие ребенка, определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывался ребенок, в таком направлении и будет происходить его развитие [3].
Процесс изучения личности учащегося должен происходить с соблюдением определенных правил:
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей физического, психического и социального развития конкретного ученика.
2. Исследование процессов развития школьников должно продолжаться на протяжении всех лет обучения.
3. Уровень развития личности должен быть описан как содержательная характеристика.
4. Изучение личностей учащихся и их коллективов важно не само по себе. Оно всегда должно быть направлено на решение конкретных педагогических задач.
5. Стремиться к соблюдению комплексности в изучении учащихся, охватывать все стороны физического, психического и социального развития.
6. Применение методов и методик изучения учащихся и школьных коллективов должны соответствовать возрастным возможностям детей.
7. Исследования социально-психического развития, как правило, должно происходить в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
8. Диагностикой должны быть охвачены все учащиеся.
9. Диагностика должна проводиться систематически.
10. Изучение учащихся сочетается с воспитательным воздействием на них.
11. Изучая учащихся, следует акцентировать внимание на положительных, а не на отрицательных чертах характера и поведения [4].
Методы изучения учащихся подразделяются в зависимости от:
- характера участия школьников при их применении - на пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности) и активные (анкетирование, тестирование, социометрические измерения, проективные);
- времени проведения - это сиюминутные (анкетирование, тестирование и др.) и длительные (целенаправленное наблюдение, биографический метод и др.);
- места проведения - школьные (классные и внеклассные) и лабораторные;
- сущности - на не экспериментальные, диагностические, экспериментальные (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент) и формирующие методы.
4.Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении
Основные составляющие технологии дифференцированного обучения определяются на основе разработанных в педагогической теории и практике требований, которые относятся к педагогической технологии вообще и к уровневой организации учебной деятельности учащихся в частности:
- определение четкой системы целей обучения;
- установление исходного состояния учебных возможностей учащихся, выделение типологических групп;
- конструирование учебного цикла, создание программы воздействий с учетом переходных состояний учащихся каждой типологической группы;
- реализация запланированных задач, организация разно уровневой учебной деятельности школьников;
- получение информации о ходе деятельности, оценивание текущих результатов;
- уточнение целей обучения, внесение необходимых коррективов;
- итоговое оценивание результатов обучения;
- повторное воспроизведение цикла без изменений или с коррекцией.
Выделяют три уровня дифференциации:
1) по структуре системы образования (средняя общеобразовательная школа, ПТУ, техникум);
2) по содержанию обучения (углубленное, профильное);
3) внешняя и внутренняя;
Под внутренней дифференциацией понимают такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях работы учителей в обычных классах.
Благоприятные условия для обучения и развития школьников с разным уровнем учебных возможностей создаются с помощью таких организационно-управленческих мероприятий:
-определение времени осуществления дифференцированного подхода (на уроке или вне него);
- последовательное применение (на всех или отдельных этапах учебного процесса);
- отбор дидактического материала (качественный, что определяется характером задач; количественный, что определяется дополнительным материалом, как для сильных, так и для слабых детей);
- определение характера обучения (углубленное или ускоренное или углубленное и ускоренное изучение программного материала);
-дифференциация учебных заданий, которые отличаются содержанием, степенью сложности, темпом овладения программным материалом, формами организации учебной деятельности, дозами и характером помощи, которая предоставляется учащимся во время выполнения работы;
- варьирование методов контроля, коррекции и оценивания учебных достижений школьников. Особенностью внутренней дифференциации обучения является ее направленность не только на учащихся, которые испытывают трудности в обучении, но и на одаренных детей.
Под внешней дифференциацией понимают такую организацию учебного процесса, при которой для учета индивидуальных особенностей учащихся их объединяют в специальные дифференцированные учебные группы [2].
Следовательно, внутренняя дифференциация предполагает типологического группирования субъектов учения, тогда как внешняя — строится на основе различных форм профильного и углубленного изучения предметов и происходит при условии выделения стабильных, относительно гомогенных групп учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы изучили психолого-педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении, раскрыли суть понятия "индивидуализация" обучения, сущность дифференциации обучения, проанализировали направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуализация обучения и воспитания подрастающего поколения является объективной потребностью реформируемого общества и школы. Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Следовательно, сущность принципа индивидуального подхода в обучении заключается в изучении и учете в учебном процессе индивидуальных и возрастных особенностей ученика с целью максимального развития положительных и преодоления отрицательных индивидуальных особенностей, обеспечения на этой основе повышения качества его учебной работы и всестороннего развития.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что главной целью индивидуализации и дифференциации обучения является не столько усвоение необходимого минимума знаний, умений и навыков, сколько обеспечение надлежащего развития способностей каждого ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М.; Знание, 2002. – 226 с.
2.Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении//Начальная школа 2005. № 7. – С. 48-54.

3.Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современнуюдидактику:принцип индивидуализации и проблема субъективности //Педагогика,- № 5 - 2013 - с.51-56.
4. Кучманова Е. Г., Ряполова М. В. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015.—С.10-13.
5. Педагогическая энциклопедия. Т.2. – М., Академкнига, 2004. – 456 с.
6.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 128 с.