О.Генри. Мудрые уроки новеллы «Дары волхвов» Урок


О.Генри. Мудрые уроки новеллы «Дары волхвов»
Учитель русского языка и литературы ХООШ №42
Сахненко Ольга Владимировна
Цели:
Обобщение и систематизация знаний в рамках темы: «Идейно-художественное своеобразие новеллы О. Генри, формирование системы универсальных учебныхдействий; аккумуляция нравственного и эстетического начала при анализе новеллы.
Задачи урока:
- организация деятельности по обобщению и систематизации знаний в рамках темы;
- формирование литературоведческой грамотности учащихся, развитие связной речи;
- развитие воображения, ассоциативного мышления и творческого потенциала учащихся;
- побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся, умений и навыков сотредничества;
- убеждение учащихся в приоритетне духовних ценностей над материальными.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся получат знания о теме, проблематике новеллы, закрепят умение воспринимать и анализировать художественный текст; выделять и формулировать тему, идею изученного произведения, выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения, аргументированно отстаивать свою, искать нужную информацию, применять приобретенные знания и умения в практической деятельности при создании устного и письменного высказывания.
Оборудование и материалы: портрет писателя, рисунки детей, высказывания о любви, репродукция картины «Поклонение волхвов» Хугован дер Гуса, аудиозапись «Аве Мария», выставка книг О. Генри;
компьютер. медиа-проектор, презентация, листыбумаги, карточки с заданиями для групп, тесты.
Любовь немыслима без самопожертвования.
Ф. Достоевский
Дар есть благословение дающему.
Ф. Герберт
Любить — это прежде всего отдавать.
Э. Асадов
Высказывания.
Наше счастье зависит более от нас самих, нежели от окружающих. Буаст.
Счастье есть удел добродетели. Буаст.
Добрые и злые одинаково преследуют счастье; но только первые постигают его. Бошен.
Первым порывом добродетели всегда бывает самопожертвование. Мадам де Сталь.
Словарь:
Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.
Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Дар – подарок, приношение, пожертвование, способность, талант.
Волхвы – волшебники, кудесники, чародеи.
Мирра, ладан – ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении.
Ход урока
I.Организация класса.
II.Мотивация учебной деятельности.
1.Вводное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Я хочу начать наш урок со стихотворения В. Беляевой, а вас попрошу подумать, о чём оно, так мы узнаем тему нашего урока.
Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток. Я свяжу тебе жизнь, не солгу ни единой петли. Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы - Пожелания счастья в лучах настоящей любви. Я свяжу тебе жизнь из весёлой меланжевой пряжи. Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю... Где я нитки беру? Никому никогда не признаюсь. Чтоб связать тебе жизнь, Я тайком распускаю СВОЮ....
2. Беседа.
О чём, ребята, эти стихи? (О любви)
Что же значит любить? (отдавать, одаривать того, кого любишь)
А любовь-это дар? Кто более счастлив: тот, кто дарит, или тот, кто принимает подарки? Какой подарок наиболее ценен?
3.Определениедеятельности на уроке Слайд №1.Портрет О.Генри. Объяснение символического значения слова «дороги».
- Сегодня мы будем говорить о даре любви и о способности одаривать тех, кого любишь. А поможет нам в этом рассказ известного американского писателя О. Генри «Дары волхвов».
III.Активизация учебной деятельности.
1.Интерактивное упражнение «О чем мне сказал портрет писателя?»
Всмотритесь в портрет писателя. Какого человека вы видите перед собой?
Дома вы познакомились со статьей учебника о жизни и творчестве О. Генри, удивите меня своими знаниями. (Интерактивный метод «Удиви меня»).
2.Составим портфолио писателя (работа в группах).Слайд №2.Портрет О.Генри.
Каково настоящее имя О. Генри? ( Уильям Сидни Портер.)
Дата рождения. (1862г.)
Где он родился? (в городе Гринсборо в США).
Какие события и впечатления жизни легли в основу его рассказов? (жизнь в Техасе, тюремное заключение, жизнь в Нью-Йорке на «дне жизни»).
Дата смерти. (1910г.)
IV. Изучение нового материала.
1.Работа с ассоциациями. Сообщения учащихся.
Обратимся к названию рассказа.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»?
( дар – добро, любовь, радость, праздник)
2.Словарнаяработа.
- Откроем доску и прочитаем словарное определение :
Дар – пожертвование, способность, талант.
3.Работа с эпиграфом урока.
- Обратимся к эпиграфу, словам английского философа: «Дар есть благословение дающему». Какую характеристику слова «дар» можно взять из эпиграфа (Дар – благословение)
4. Историческийкомментарий.
Слово учителя.
- Как много значений у слова дар. Но в заглавии есть ещё одно слово. Кто такие волхвы? Послушаем об этом.
Выступление ученика Слайд №5. Волхвы.
ВОЛХВЫ, название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда — восточных мудрецов, звездочетов. В христианстве — цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Упоминаются в Евангелии от Матфея, Волхвы следуют за звездой, которая приводит их в Вифлеем. Здесь они совершают обряд «проскинезы» (повергаются перед младенцем ниц) и приносят дары: золото, ладан и мирру. Не ясна этническая принадлежность волхвов. Их считали и уроженцами Аравии, и (особенно часто) персами-магами. На Западе со времен Великих географических открытий (15 в.) волхвов изображают как представителей трех рас: черной, желтой и белой. В восточной традиции имена волхвов приводятся различные, на Западе принято называть их Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Согласно легендам, они были крещены позднее апостолом Фомой и приняли мученическую кончину. Их предполагаемые мощи были захоронены в Кельнском соборе.
Пересказ эпизода о поклонении волхвов (звучит музыка Аве Мария)
Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему как Царю (в виде дани или подати), ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).
Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.
5.Определение целей и задач урока.
-Этот ли Библейский эпизод поклонения волхвов Иисусу лег в основу рассказа О. Генри? (Нет, его герои – влюблённые молодые люди)
-Зачем автор переосмысливает Библейский сюжет – попытаемся понять на этом уроке.
-Какие цели вы ставите перед собой? Что ждете от урока?
-Нам нужно будет доказать, что слова: «Из всех дарителей они были мудрейшими»-ключевая фраза нашего урока.
6. Проверка выполнения домашнего задания. Слайд №4. Тесты.
1. *Какое впечатление осталось у вас после прочтения рассказа?
2. *Выполнение тестовых заданий на проверку знания текста.
*Как вы думаете,что важнее в жизни: материальное или духовное?
*Продолжите предложение: “Счастье – это…” (дети отвечают по очереди)
3.*Работа с рисунками детей к рассказу.
Учитель: А вот какого цвета ваше счастье, и какие образы оно принимает в ваших мечтах, многие отразили в своих удивительных, на мой взгляд, рисунках (несколько слов о работах детей). Как и следовало ожидать, в вашем возрасте счастье именно такое: розовое, голубое и прекрасное.
7. Аналитическое чтение рассказа и беседа по вопросам. «В мастерской художника»
*Обратимся к анализу произведения и посетим мастерскую писателя. Докажите, что жанр произведения- новелла.
Физкультминутка.
*Но давайте продолжим наш разговор дальше. Кто главные герои рассказа? (Делла и Джим Диллингем Юнг)
*Какое средство создания художественного образа использует автор, чтобы показать неповторимую индивидуальность своих героев? (Художественную деталь).
8.Давайте заглянем к ним и посмотрим, в каких условиях живут наши герои. И познакомимся с ними поближе. (Группы получают индивидуальные задания на карточках):
Задание 2.Карточка 1.
Художественная деталь в описании интерьера:1.квартирка…2. почтовый ящик…3.кнопка звонка…4. кушетка…5. трюмо… Установите соответствия изобразительно-выразительных средств:Эпитет- вопиющая нищетаСравнение- красноречиво молчащая бедность Метафора- буквы потускнели, на минутку задумавшись -Что хочет сказать этим автор?
Задание 2.Карточка 2.
Художественная деталь в описании внешности героев: Делла1. Телосложение 2. Глаза3. Волосы 4.Одежда Установите соответствия изобразительно-выразительных средств:Эпитет- прекрасные волосыСравнение- точно струи каштанового водопада Метафора- волосы рассыпались - В чем значение описания красоты волос Деллы ?
Задание 2.Карточка 3.
Художественная деталь –цвет в передаче:а) «Она теперь стояла у окна…» - настроения ;б) «Старенький …… жакет на плечи, старенькую …… шляпку на голову……» -материального положения.
Задание 2.Карточка 4.- Найдите описание сокровищ героев в тексте новеллы.-Как подчеркивается их красота?
Предполагаемые вопросы и ответы.
(«Квартирка» «на верхнем этаже», почтовый ящик сломан, кнопка звонка давно не работает, табличка на двери потускнела, на полу «ветхий красный ковер», у стены «старенькая кушетка», трюмо еле помещается «в простенке между окнами».)
Вывод: Описание интерьера жилища рассказывает о бедственном материальном положении наших героев, принадлежащих к бедным слоям общества.
*Почему это описание даётся в самом начале рассказа? (Это фон и причина)
*Озлобила ли такая жизнь героев? (Бедность, жизнь впроголодь, не озлобила их, напротив, они полны любви и заботы друг о друге)
*Что хочет сказать этим автор? ( Автор дает понять нам, что в мире зла и несправедливости никому нет дела до страданий простого человека и потому – то очень важно сохранить в себе все человеческое: любовь, доброту, человечность.)
*Итак, в бедной квартирке живут двое молодых супругов. Давайте познакомимся с героями поближе. Какой суммой располагает Делла на подарок супругу? (Один доллар восемьдесят семь центов)
(Чтение от лица героя «Делла перед Рождеством»). 9Творческая работа групп).
*На что ей пришлось пойти, чтобы накопить хотя бы эти деньги? (Она вынужден была торговаться за каждый цент с зеленщиком, мясником, бакалейщиком.)
*Приведите цитаты — доказательства того, что Джим и Делла живут небогато. (У Деллы «старенький коричневый жакет», «старенькая коричневая шляпка».Джиму «давно уже нужно было новое пальто», «руки мерзли без перчаток», «часы висели на дрянном кожаном ремешке».)
*Что еще подчеркивает бедность Деллы и Джима? (15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы.)
*В канун какого праздника происходят описанные события? Какие у вас ассоциации с этим праздником?
*Как себя чувствует главная героиня новеллы Делла? (У нее унылое настроение. Она плачет)
*Как цвета, упоминаемые в произведении, помогают понять настроение Деллы?( Вместо праздничных огней, рождественской елки и доброго Санта-Клауса она увидела за окном «серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора». Двойное упоминание коричневого цвета в описании одежды Деллы)
*Какой выход из создавшегося положения находит Делла? (Решает продать главное своё сокровище)
*Но мы же сказали, что они бедны. Какими сокровищами обладают герои? Найдите их описания. («Надо вам сказать…») Слайд №6. Сокровища.
*Как подчеркивается их красота? (Упоминанием Царицы Савской и царя Соломона)
Историческая справка (Поисковая работа групп).
Соломо́н — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 10 в. до н. э., в период его наивысшего расцвета. В Библии описывается роскошь, которую мог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованого золота, и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «Серебро во дни Соломона вменялось ни во что» и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью»
Царица Са́вская, X век до н. э. — легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона, царица Савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, Библия не говорит; упоминается лишь о том, что царь все их разгадал. Царица, например, показала Соломону две одинаковые с виду розы и попросила определить, какая из них искусственная. Мудрец призвал на помощь пчел.
*Почему богатства Деллы и Джима превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона?
*Чем жертвует Делла ради Джима? Почему она это делает?
9.Работа над композицией новеллы.
*Обратимся к композиции новеллы. В какой момент наступает кульминация новеллы? (Когда герои дарят друг другу рождественские подарки.)
*Чтение отрывка новеллы по ролям.(Творческая работа групп).
…Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало страшно. Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас — ни одного из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, и лицо его не меняло своего странного выражения.
Делла соскочила со стола и бросилась к нему.
- Джим, милый, — закричала она, — не смотри на меня так! Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к Рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с Рождеством, Джим, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!
- Ты остригла волосы? — спросил Джим с напряжением, как будто, несмотря на усиленную работу мозга, он все еще не мог осознать этот факт.
- Да, остригла и продала, — сказала Делла. — Но ведь ты меня все равно будешь любить? Я ведь все та же, хоть и с короткими волосами.
Джим недоуменно оглядел комнату.
- Так, значит, твоих кос уже нет? — спросил он с бессмысленной настойчивостью.
- Не ищи, ты их не найдешь, — сказала Делла. — Я же тебе говорю: я их продала — остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя. Может быть, волосы на моей голове и можно пересчитать, — продолжала она, и ее нежный голос вдруг зазвучал серьезно, — но никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе! Жарить котлеты, Джим?
И Джим вышел из оцепенения. Он заключил свою Деллу в объятия. Будем скромны и на несколько секунд займемся рассмотрением какого-нибудь постороннего предмета. Что больше — восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного.
-В каком состоянии вы видите Джима? Как об этом говорит автор? (Слово учителя о роли обрамления диалога авторским комментарием).
-Найдите ключевые фразы, которые помогают понять чувства героев.
10.Слово учителя о введении как элементе композиции.
-Прочитайте, что говорит о волхвах автор.
*Итак, уже с поклонения волхвов Иисусу пошёл обычай дарить подарки, выражая тем самым свою любовь и преданность.
*Что подарили волхвы младенцу Иисусу и что символизировали их дары? (золото -знак земного владычества, ладан- знак божественного происхождения и небесной власти,и мирру -смолу, которой умащали умерших как намек на будущее распятие Христа и Его муки).
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа.
*Как автор рассказа "Дары волхвов» переосмысливает историю встречи волхвов и Младенца Иисуса?
*Послушайте концовку рассказа и подумайте над смыслом ключевой фразы нашего урока: “Из всех дарителей эти двое были мудрейшими”? (Они были по-настоящему мудры, потому что очень любили друг друга и при дарении подарков заботились не о себе, а о другом).
*Что означают слова О’Генри: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного»? (Волхвы оказали родившемуся Иисусу высшие почести в знак уважения и преклонения. Но любви и теплоты сердца дать не могли. Вот о каком даре говорит О’Генри.
*Что герои, действительно, подарили друг другу? (Счастье)
*Автор пишет: “Жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок”… “причем вздохи преобладают””. А какими бы словами вы продолжили первую часть предложения?
Составление кластера «Жизнь».
( Дети говорят, что жизнь состоит еще и из любви, нежности, взаимопонимания, уважения, самопожертвования и тд.).
*Почему о Делле и Джиме автор говорит: «Они и есть волхвы»? В чём главная цель человеческой жизни? (Бескорыстное желание счастья ближнему.)
*Каким главным богатством, величайшим даром обладают герои? (Они любят.)
*Как «ничем не примечательная история про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами» перекликается со строками из стихотворения В. Беляевой?
2.Комментирование высказываний о любви и счастье.
На доске вы видите высказывания великих о любви и счастье. Вот что они думают по этому поводу (чтение высказываний). Какое из этих высказываний понравилось вам больше и почему? (Ответы детей).
3. Творческая работа учащихся.
-Все высказывания сводятся к одному: добродетель, добро, счастье, самопожертвование. Они неотделимы друг от друга. У меня в руках бесценный дар—книга О.Генри. Как вы думаете, что это за листы, вложенные в нее? (Дети читают цитаты из новелл О. Генри и относят их к афоризмам). Это подарок вам от писателя в память об уроке.
VI. Итог урока. (Звучит музыка Аве Мария)
1.Интерактивное упражнение «Микрофон»
*На уроке я с удовольствием …
*Я еще раз убедился, что истинные ценности—духовные.
*Чему нас научили Делла и Джим?
Предполагаемые ответы:
-Мне кажется, что, несмотря на такую неудачу с подарками, Делла и Джим подарили друг другу что-то большее.
- Они показали, что, несмотря на все трудности жизни, каждый из них заботится в первую очередь о своем любимом человеке, а не о себе.
- Каждый из них расстался с самым ценным, что у него было, лишь бы его вторая половина была счастлива. Я думаю, что это яркий пример того, как людям надо любить, заботиться и не забывать друг о друге ни на минуту.
-В мире нет ничего ценнее любви, и никакие подарки, даже самые дорогие, не могут заменить это чувство.
В этом рассказе О. Генри говорится о том, что бедность не может помешать двум по-настоящему близким людям любить. И как торжественно в конце рассказа звучат слова: «да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».
Слово учителя:
-Мне кажется, что сегодня у нас с вами состоялся очень искренний, серьезный и содержательный разговор о
любви, человечности и счастье. И я надеюсь, что вы поняли, что секрет нашего счастья…(Ответ учащихся: «В любви».
2.Слово скипетров о работе в группах. Обмен впечатлениями, самооценивание.VII. Задание на дом. 
1.Написать сочинение-миниатюру «Бесценный дар».
Слайд №7. Выставка книг.
2.(обращение к выставке книг О.Генри.
Рассматривание слайдов №10,№11 «Могила и памятник писателю»).
Прочитать новеллу «Последний листок».