Презентация Влияние стиля педагогического общения на адаптацию ребенка к школе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15С РУССКИМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ Влияние стиляпедагогического общения учителя на адаптацию первоклассников к школьному обучению Выполнила: учитель начальных классов первой квалификационной категории Булатова О.В. Актуальность Актуальность проблемы изучения педагогического стиля учителя не вызывает сомнений. Подтверждением тому являются многочисленные исследования влияния стиля общения учителя на класс в целом и на каждого ученика в отдельности. Изучению стилей педагогического общения уделяли внимание М.Ю. Кондратьев, И.А.Зимняя, А.Г.Исмагилова, А.А. Коротаев, А.К. Маркова, Я.Л. Коломинский, В.А. Канн-Калик, К. Эдварс, Т.С. Тамбовцева, Н.А. Березовин и др. Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены условия педагогического общения, при которых возможна эффективная психологическая адаптация к школьному обучению первоклассников. На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: определить роль педагогического общения, как одного из условий, влияющих на процесс адаптации ребенка к школе. Цель исследования:выявить влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.2. Провести эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения на адаптацию первоклассников к школьному обучению.3. Проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию стиля педагогического общения с целью улучшения протекания адаптационного периода первоклассников. Объект исследованияАдаптация первоклассников к школьному обучениюПредмет исследованияСтиль педагогического общения учителя Гипотеза: Наиболее эффективным для протекания адаптации первоклассников к школьному обучению будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным – авторитарный стиль педагогического общения. Теоритическая значимость исследования заключается в том, что выделены особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от типа взаимодействия педагога с учащимися.Практическая значимость проектной работы заключается в том, что полученные в исследовании результаты могут быть использованы школьными психологами в целях проведения просветительской и консультативной работы с педагогами, с целью оптимизации, условий протекания адаптационного периода первоклассников. Методология исследования:При проведении исследования опиралась на концепцию В.А. Петровского об адаптации как особой фазе становления человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития; концепцию о стилях педагогического общения, предложенную А.К. Марковой; на положение Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович о младшем школьном возрасте, основные достижения которого обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения в школе. Базовый метод – констатирующий эксперимент. Структура исследовательской работы«Влияние стиля педагогического общения учителя на адаптацию первоклассников к школьному обучению» работа включает в себя: * « Теоретические основы изучения влияния стиля педагогического общения учителя на адаптацию первоклассников к школьному обучению»; * «Эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения учителя на адаптацию первоклассников к школьному обучению», * а также выводы, рекомендации… Группа испытуемыхГруппа102 человека4 первых класса ( 98 человек)4 учителя начальных классов Методики * Методика «Стиль педагогического общения учителей» ( А.Б. Майский, Е.Г. Ковалева) * Методика эмоциональной близости к учителю» ( Р. Жиль) * Методика «Беседа о школе» ( Д.Б.Эльконин, А.Г. Венгер) * Методика «Мотивы учения» ( М.Р. Гинзбург). Результаты исследования по методике «Стиль педагогического общения учителей» (авторы А. Б.Майский и Е.Г.Ковалева) Результаты исследования по методике «Эмоциональная близость к учителю» (Р.Жиль)  Результаты сформированности «внутренней позиции школьника» первоклассников  Результаты сформированности «мотивов учения» первоклассников Выводы На основании данных, полученных в результате исследования, выявила, что эмоционально далеки дети у учителя с авторитарным стилем педагогического общения. Эмоционально близки дети у учителя с демократическим стилем общения. В данном классе был отмечен наибольший процент детей, у которых уровень тревожности имеет нормальный показатель. "Внутренняя позиция школьника" более успешно формируется в классе у учителя с демократическим стилем педагогического общения. Немного ниже уровень сформированности «внутренней позиции школьника» в классе у учителя с авторитарным стилем педагогического общения. Рекомендации для учителей начальных классовПланирование и проведение уроков с учётом особенностей индивидуальной познавательной деятельности первоклассников, что способствует формированию положительной мотивации первоклассников и повышает статус учителя.Адекватное оценивание собственной личности учителем. Работать над умением управлять своим эмоциональным состояниемУважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.Повышать навыки бесконфликтного общения.Подходить к анализу и решению той или иной учебной ситуации с творческой позиции.Активно поощрять учеников в присутствии других. Речь учителя должна быть при этом выразительной. Создавать на уроке эмоциональный настрой.             Вместо эпилога…« Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем…. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить с ним радость победы и утраты». В.А. Сухомлинский СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!