Способность педагога к самоанализу профессиональной деятельности

Методическая работа как фактор развития способности педагога к самоанализу профессиональной деятельности.

Современные изменения в российском образовании определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующего от педагога способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому развитие способности педагога к самоанализу деятельности является основным условием для выявления профессиональных затруднений и образовательных потребностей.
Способность к взаимодействию и сотрудничеству - проявление высокого профессионального мастерства, результат постоянного совершенствования профессиональной деятельности педагога, постоянной работы над собой. Для этого необходимо: создать условия для творческой работы педагогов, что поможет педагогам освоить навыки не только педагогической, но и исследовательской деятельности; систематизировать информационно-методические материалы; обобщать передовой педагогический опыт педагогов; включать формы и методы активизации методической деятельности; проводить контроль, который позволяет выявить аналитические умения, прогностические и стратегические способности, психолого-педагогические знания педагогов; проводить педагогическую диагностику как систему методов и средств изучения профессионального мастерства педагога
Для успешной методической работы с педагогами мы в первую очередь добиваемся того, чтобы педагоги стремились эффективно работать, а это зависит от трудовой мотивации. Можно выделить следующие группы педагогов с различным соотношением мотивационных доминант:
группа педагоги с доминирующей внутренней мотивационной доминантой, для которых характерно стремление к творческому росту, активность в инновационной деятельности, желание иметь интересную работу. Чаще всего педагоги с этой мотивационной доминантой встречаются в группе педагогов, имеющих педагогический стаж от 2 до 10 лет, а также после 15 лет.
группа педагоги, для которых ведущими являются внутренняя и внешняя положительные мотивационные доминанты. Для данной категории педагогов характерны как стремление к достижению различных успехов в своей профессиональной деятельности, желание добиться признания, так и ориентация на саморазвитие. Эта группа педагогов является самой многочисленной, ее представители в значительном количестве представлены в различных стажевых группах.
группа педагоги с доминирующей внешней положительной мотивационной доминантой. Эти педагоги ориентируются на внешние оценки своей деятельности, они весьма чувствительны к материальным стимулам. Именно такие педагоги наиболее подвержены воздействию разнообразных стимулов, что позволяет руководителям даже при ограниченном количестве организационных, включая финансовые, ресурсов эффективно влиять на их труд. Наибольшее количество педагогов с доминирующими внешними положительными мотивами встречается среди педагогов со стажем работы менее 5 лет и со стажем от 10 до 20 лет.
группа педагоги с доминирующими внешними как положительными, так и отрицательными мотивами. Так же как педагоги предыдущей группы они ориентируются на внешние оценки своей работы, но при этом для них в большей степени актуальны потребности в гарантиях и безопасности, поскольку педагоги данной категории стремятся избегать дисциплинарных взысканий и критики. Чаще всего данный тип педагогов встречается в стажевой группе педагогов, имеющих стаж работы свыше 20 лет.
группа педагоги с доминирующими внешними отрицательными мотивами. Данный тип педагогов отрицательно относится к различным организационным изменениям и новациям в педагогической деятельности, при выборе места работы уделяет повышенное внимание условиям труда в образовательном учреждении. Ведущими потребностями таких педагогов являются низшие потребности: физиологические и безопасности. Поскольку удовлетворить их можно благодаря приобретению определенного статуса, то потребность в признании также является одной из наиболее актуальных для данной категории работников. Следует отметить, что чаще всего педагоги с доминирующими отрицательными мотивами встречаются среди персонала, имеющего педагогический стаж более 20 лет и даже находящегося на пенсии, но продолжающего трудиться.
Для того чтобы повысить заинтересованность педагогов в результатах их труда, необходимо максимально разнообразить содержание и формы методической работы, стимулировать педагогов к повышению профессионального мастерства, поощрять творческую инициативность.
Таким образом, можно представить модель организации методической службы в образовательном учреждении, направления которой способствуют формированию у педагогов потребности к самоанализу, самосовершенствованию, саморазвитию. Направлениями данной службы являются:
- анализ диагностик, изучение профессионального уровня педагогов;
- планирование индивидуальной работы с педагогами;
- изучение передового педагогического опыта;
- контроль;
- самоанализ педагогов;
- формы методической работы.







модель организации форм методической работы



















Очень важно научить педагогов развивать свой творческий потенциал, анализировать свою деятельность. Поэтому так актуальна и значима сегодня, педагогическая диагностика, которая создает основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные или слабые стороны педагогической деятельности педагога, наметить оптимальные пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей. Ее организация и проведение включает в себя несколько этапов:
- подготовительный (подготовка анкет, вопросников, схем, таблиц);
- организационный (определение и обсуждение механизма проведения диагностики);
- самооценка педагога (с каждым педагогом индивидуально проводится работа по определению его уровня в соответствии с подробными критериями);
- оценка педагогов со стороны администрации, коллег, родителей и детей;
- обработка данных и их анализ;
- подготовка рекомендаций для каждого педагога.
При проведении диагностических мероприятий педагог получает сведения о себе как о личности, о требованиях к своему труду, о способах оценки, тем самым, овладевая умением самостоятельно производить диагностику педагогической деятельности (самоанализ: «само..»- означает направленность чего-либо на себя, анализ /в переводе с греческого - разложение, расчленение /- метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части).
Систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные формы методической работы с педагогическими кадрами проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга на основе педагогической диагностики. Проведение различного рода дискуссий, диспутов, викторин, марафонов, педагогических гостиных и т.д., способствует развитию творчества и профессионального мастерства и обеспечивается обратная связь, откровенный обмен мнениями, что позволяет анализировать конкретные ситуации, развить способности педагогов к самоанализу профессиональной деятельности.
Учёные выделяют такие основные компоненты самоанализа: самоконтроль, самодиагностика, осознание своих затруднений и самооценка. Эти компоненты позволяют педагогу постоянно анализировать образовательный процесс, выделять противоречия между фактами и явлениями, осознавать их природу и причинно следственные связи и тем самым находить способы решения проблемы, продуцировать новые идеи. Несоответствие между тем, что есть, и тем, что требуется, - это и есть характер затруднений, ведущих к поиску путей их устранения.
Выделим такие уровни сформированности способности и готовности педагога к самоанализу: низкий (чувственно эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно осознанный).
Самоконтроль - начальная стадия анализа. Он помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием дел: сравнивать идеальную модель профессиональной деятельности и собственных действий и на этой основе определять противоречия.
Компоненты самоанализа
Уровни и показатели


Низкий
Средний
Высокий

Самоконтроль
Спонтанный контроль, когда всё определяется с помощью интуиции
Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, явлениями, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Самодиагностика
Невладение навыками самодиагностики
Умение определять проблемы и причины их возникновения
Выявление проблем и причины возникновения, определение их приоритетности

Осознание затруднений
Слабо выражена осознанность затруднений
Чёткое осознание результатов деятельности
Предвидение возможных последствий, принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Самооценка
Слабо развитые навыки самооценки
Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин возникновения затруднений
Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего успешного труда

Выявлению причин профессиональных затруднений поможет педагогу систематическая оперативная информация педагогическая самодиагностика, мониторинг. Педагог, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем, выделяет главные, с другой ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если педагог способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними. Готовность к самоанализу профессиональной деятельности можно таким образом рассматривать как многофакторный аналитический процесс осмысления педагогом своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и определении дальнейших перспектив самосовершенствования.
Методическое сопровождение развития готовности и способности педагога к самоанализу профессиональной деятельности должно быть ориентировано не только на умение проводить анализ собственной деятельности, но и на расширение знания педагога о себе как профессионале, о человеке, своих возможностях.
Важным аспектом методического сопровождения является теоретическая подготовка педагогов. На заседаниях отдела в прошедшем учебном году были рассмотрены вопросы по темам:
- Показатели успешности педагога.
- Анализ и самоанализ педагогической деятельности.
- Самообразование один из путей повышения квалификации.
- Самодиагностика педагога, ориентация на успех.
Анализ научных исследований по организационному основанию методической работы с педагогами и анализ практики показывают, что знания, обновляемые в процессе методической работы становятся субъективно значимыми, определяют отношение педагогов к образовательной ситуации и к ребенку, а также обеспечивают прогнозирование, развитие ситуации, которая может оказать положительное влияние на учащегося и на самого педагога.
Формирование способности к самоанализу педагогической деятельности начинается с самоанализа педагогом проведенного занятия.














Инновационные формы методической деятельности

Школа передового педагогического опыта
Деловые игры, ролевые игры
Неформальные объединения педагогов, клубы
Решение ситуативных задач
Конкурсы педагогов
Стажерские площадки
Публикация пособий, проектов, программ
Круглый стол, гостиная
Педагогический диалог
Мозговой штурм
Тренинг

Методический кабинет

Методическая работа для педагогов всех категорий

Мониторинг педагогического процесса


Микрогруппы

Инициативные группы

Школа педагогического мастерства

Творческие объединения

Творческие лаборатории

Традиционные формы методической деятельности

Теоретические, практические семинары
Работа над единой методической темой
Методические объединения
Теоретические, научно-практические конференции
Открытые мероприятия
Методические, экспертные, педагогические советы
Педагогические чтения
Методические выставки, газеты
Психолого-педагогические совещания
Курсы повышения квалификации



15