Статья на тему Сотрудничество детского сада и школы по вопросу преемственности


Дениченко Г.В.,
директор общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней село Великая Шишовка управления образования города Шахтерска

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ ПО ВОПРОСУ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме - преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования в условиях введения Государственных образовательных стандартов. Автор описывает пути успешности реализации преемственности.
Ключевые слова: преемственность, Государственные образовательные стандарты, дошкольное образование, начальное общее образование, универсальные учебные действия, адаптация.

Дошкольное и начальное общее образование это единый развивающий мир. Еще в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов.
Как отмечал В.А.Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В условиях введения Государственных стандартов на 2015-2017 года актуальным направлением деятельности любой школы является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Эта проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Ее надо рассматривать в контексте подходов к реализации Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень , которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой - школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности относится к числу важнейших приоритетов образования в Донецкой Народной Республике.
Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделения в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике проблемы преемственности.
Введение Государственных стандартов дошкольного образования и начального общего образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры.
Решение же проблемы преемственности и результативности непрерывного образования связано с социально-личностным развитием ребенка, с успешностью его социализации. Это требует развития социальной и коммуникативной компетентности дошкольника и младшего школьника, освоения навыков организационной и психологической культуры.
В настоящее время Государственному стандарту дошкольного образования соответствует комплексная программа «От рождения до школы». Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
патриотизм;
активная жизненная позиция;
творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения.
В соответствии с программой «Портрет выпускника ДОУ» выглядит так:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
эмоционально отзывчивый;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия;
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе и государстве, мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
овладевший необходимыми умениями и навыками.
Согласно Государственным стандартам начального общего образования общие требования к уровню подготовки учащихся как планируемые результаты начального общего образования обусловлены целями, задачами и осваиваемым предметным содержанием данной ступени основного общего образования. Они отражают составные компоненты формируемых у учащихся ценностей национальной и общечеловеческой культуры, а также общеучебные умения и навыки, связанные с познавательной и коммуникативной образовательной деятельностью учащихся.
В соответствии с Государственными стандартами начального общего образования «Портрет выпускника начальной школы» выглядит так:
любящий свой народ, край ,свою Родину;
выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Поэтому при поступлении ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки универсальных учебных действий:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Предполагается , что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. Уровень первичной сформированности универсальных учебных действий показывает мотивация к обучению в школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки, взаимодействие с окружаюшим миром и т.д.
Таким образом, сопоставляя требования к выпускнику дошкольного общеобразовательного учреждения и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ГОС в очередной раз мы видим преемственную связь.
Но как сделать переход детей в школу более мягким? Как дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям?
Во-первых, на мой взгляд, учителю начальной школы необходимо знакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним возрастом не столь велика. Во- вторых, ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников, что развивает у них интерес к школе, желание учиться.
Наша школа не один год работает в этом направлении. Особую роль мы отвели методической работе. С этой целью разрабатываются планы совместных заседаний школьных методических объединений учителей начальных классов и воспитателей детского сада. С января месяца ежегодно работает «Школа будущего первоклассника», в которой принимают участие не только будущие первоклассники, но и их родители.
Наиболее действенными формами работы по преемственности, исходя из нашего опыта, являются:
Посещение учителями начальной школы занятий в детском саду и воспитателями уроков в школе.
Проведение совместных круглых столов, семинаров, совещаний учителей начальных классов и воспитателей детского сада.
Работа «Школы будущего первоклассника».
Проведение различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей.
Взаимопосещения занятий и уроков.
Преемственность возможна на основе учета того общего, что объединяет две ступени развития. Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном сотрудничестве детского сада и школы, воспитателя и учителя.
Литература:
Государственный стандарт дошкольного образования.
Типовая «От рождения до школы».
Государственный стандарт начального общего образования.
Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


15