Статья Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС


Формирование умений самоорганизации учебной деятельности
у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Ильясова Г.В.
учитель начальных классов
СОШ №12
2016 год
В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоорганизация», «самоконтроль», «самооценка» и т.д.
В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности.
Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности, самоорганизации
В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению», воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».
Овладение умениями самоорганизации: определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для младших школьников
На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать.
Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.
Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:
- Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
- Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).
Здесь, как пример, работа по памятке, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
- Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной самоорганизации).
Основной педагогической целью является получение детьми собственного опыта и знаний не из книги и рабочих тетрадей, а посредством самостоятельно организованных и проведённых экспериментов.
В процессе собственной исследовательской деятельности дети сами задают себе вопросы и находят на них ответы. Таким образом, они уже на ранних этапах обучения получают естественнонаучные и технические знания, на основе которых может быть построено дальнейшее образование.
В своей работе я использую приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников, приемы: дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д., которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, в которых ученик:
-защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
-задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;
- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
- ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним; - выбирает задания из поисковых и творческих задач;
- осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.
Для формирования у детей активности и самоорганизации, развития их умственных способностей получения глубоких знаний хорошим средством является самостоятельная работа, разные виды и формы которые мною используются на учебных занятиях. Самостоятельная работа осуществляется детьми по карточкам, по индивидуальным заданиям, индивидуально с проверкой результата выполнения в паре, самостоятельного выполнения задания с самооценкой. Все эти виды работ способствуют также тому, что у учащихся повышается самооценка, чувство уверенности в себе, когда им удаётся самостоятельно успешно справиться с заданием.
Предположим, что учащиеся получили задание: определить правильное написание слов: ВЕ З/С ТИ.
Первый вопрос, над которым я предложу подумать: почему важно не ошибиться в написании данных слов, к чему может привести орфографическая ошибка? Далее конкретизируются учебные задачи: какие правила нужно применить в первом и втором случае? Следующий шаг – выбор соответствующего способа решения задач. Контролирую правильность решения включением данных слов в словосочетание или предложение. Это помогает обнаружить различия в значении слов, выявить понимание учащимися сути проделанной ими работы, ее практической пользы.
Поэтому, я считаю главными задачами по отношению к ученикам:. Развивать веру в успех.
• Обращать внимание на прошлые успехи.
• Сделать процесс обучения ощутимым.
• Признавать и видеть достижения каждого.
• Учить детей управлять собственной деятельностью.
И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.