Формирование мировоззренческой культуры учащихся в процессе изучения предметов гуманитарной образовательной области


Формирование мировоззренческой культуры учащихся в процессе изучения учебных предметов гуманитарной образовательной области
Если раньше целью образования были передача и получение знаний, то теперь учёные всё чаще говорят о необходимости создания мировоззренческой парадигмы образования, существенно расширяющей и углубляющей «образовательные горизонты» (М.П. Арутюнян).
Мировоззренческая парадигма не просто формирует новую картину мира и обновляет стиль научного мышления, она задаёт ориентиры ментальности, миропонимания, основанного на Разуме. Она качественно преобразует образовательное пространство. Основной ценностью образования становятся не сами по себе знания, умения и навыки, но жизненный мир человека (ЗУНы из цели превращаются в средства). Перед современным педагогом стоит проблема конструирования реальности, повседневного воспроизводства человеческого в человеке и человеческого бытия. Перед ним стоят непростые задачи воссоздания целостности и гармонизация разрозненных (в условиях современности) миров человека – природного, социального, знаково-символического (культуры), космического, виртуального и др. Мировоззрение в форме картины мира может стать основой для синтеза учебных знаний и межпредметных связей.
Природой мировоззрения полагается возможность осмысления действительности с разных мировоззренческих позиций – встреча взглядов, их диалог. В нем важна культуроёмкая, толерантная позиция педагога и установка образования на право выбора самоопределения личности, выбора ею в образовательном пространстве подлинных ценностей духовной культуры.
В мировоззренческом контексте сегодня осуществляется синтез знаний, их интеграция и дифференциация, формируется важнейший для образования интегративный познавательный образ – научная карта мира. Именно в мировоззренческом дискурсе обсуждаются значимые для теории и практики современного образования понятия, например такие как «экологическое мировоззрение», «экономическая культура» и др.
Природе мировоззрения свойственна устремлённость к переосмыслению действительности и обновлению знаний в контексте изменяющегося духовно-практического опыта человека. Именно в мировоззренческом контексте встречаются традиции и новации познания и деятельности, осуществляется их осознание и ценностный выбор. Это качество мировоззрения может стать основанием роста креативной составляющей образовательной деятельности.
Специфическим качеством мировоззрения является возможность сравнения на первый взгляд несоизмеримых и исключающих друг друга реалий: духовного и практического, личностного и общественного, индивидуального, локального и культуроёмкого, обобщённого, реальности мысли и поступка человека. Они оцениваются, усваиваются, приминаются или отвергаются, становятся внутренними импульсами самоорганизации и саморегуляции личности в воспитательном процессе.
Сегодня перед педагогикой стоит сложная образовательная задача концептуального осмысления, моделирования и практического конструирования психолого-педагогической реальности образовательного пространства созидающего саморазвития личности при посредстве регулируемого педагогом поля аттракторов. Так на пути становления новой парадигмы мышления человеку в сложнейших контекстах современного нестабильного социума открывается реальная возможность БЫТЬ, т.е. путь в Будущее.