Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве

Сербигешева М.Л. 1 к.к.
МБДОУ «ЦРР – д/с «Мечта»
г. Абакан
Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве
Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим компонентом которого является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. Поэтому одной из актуальных проблем сегодня становится проблема воспитания у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей этики межнационального отношения. Важное место в работе занимает возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития.
Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают большое значение поликультурное воспитание. Учитывая, что воспитание подрастающего поколения хакасского этноса представляет собой систему ценностей современного образования, определила тему по самообразованию «Поликультурное воспитание как основа межнационального общения детей дошкольного возраста». Для этого изучили литературу, содержание поликультурного воспитания, особенности общения детей разных национальностей. И пришли к выводу, что поликультурное воспитание способствует, во-первых, сохранению культурного многообразия. Во-вторых – поддержке прав на образование и воспитание. В-третьих – формированию общегражданских, политических, экономических, духовных ценностей. Для этого: знакомим детей с культурой своего народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры; формируем у детей представление о многообразии культур в мире и России; воспитываем позитивное отношение к культурным различиям; создаём условия для развития навыка продуктивного взаимодействия с людьми разных культур; воспитываем детей в духе терпимости гуманного межнационального общения.
Наиболее оптимальным возрастом для поликультурного воспитания является дошкольный возраст. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к усвоению, «присвоению» культуры других народов. В этом возрасте складываются основы нравственности, основные формы межличностного поведения. В этот период происходит формирование системы личностных ценностей. Через общение, организуемое со сверстниками, дети усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы поведения. При изучении культуры других народов у детей появляется возможность сравнивать культуру, историю других народов, воспитывается терпимость к непохожим друг на друга народам, и традициям, увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает с уважением относится к общечеловеческим ценностям окружающим людям. Одним из главных условий поликультурного воспитания является знакомство дошкольников с историей народа, художественным искусством, традиционными ремеслами народа. Это позволяет более четко определить роль и место родной культуры.
При ознакомлении с культурой хакасского народа решаем следующие задачи:
1. Развивать интерес к устному народному творчеству хакасского народа;
2. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятие и детской деятельности;
3. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым разных национальностей;
4. Формировать нравственный такт по отношению к языку, национальным обычаям и традициям хакасского народа;
Задачи реализуем с учетом возрастных особенностей детей, уровня их развития. Перед собой поставили цель дать первые знания разговорной речи хакасского народа. Поэтому обучение детей разговорной речи, приобщение детей к своей традиционной национальной культуре в детском саду осуществляем на занятиях и во время режимных моментов. Непосредственно образовательную деятельность стараемся разнообразить , применяя различные игры, наглядность, художественную литературу, чтобы интерес у детей не терялся.
Таким образом, важным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, является межнациональное общение в поликультурном пространстве.
«Список литературы»
1. Балгазина А.Н. “Моя Хакасия”. Книга для чтения по программе “Культура, литература и история родного края”. Абакан. 2000.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.,2005.
3.Суслова Э.К. Художественная литература, как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей // Дошкольное воспитание.-№9,1991.-С.5-16.
15