Научно — исследовательская деятельность как фактор формирования собственной высоконравственной мировоззренческой позиции.


Научно - исследовательская деятельность как фактор формирования собственной высоконравственной мировоззренческой позиции.

Ковалева Марина Викторовна МОУ СОШ № 15; учитель
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15; г.о. Коломна

Модернизация государства, формирование гражданского общества, требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, патриота, нравственной, духовной личности. Проблема духовного здоровья общества особенно остро обозначилась в наше время. Сегодня со всей очевидностью стало ясно, строить будущее в стремительных ритмах научно технического прогресса, не думая о гуманитарном развитии общества о преемственности истории культуры не возможно. Еще в начале XX века известный русский историк В. О. Ключевский суть этой преемственности видел в том, что «достояние одного поколения: материальное и духовное передается другому. Средствами передачи служат наследование и воспитание». Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала каждого ребенка, формирование собственной мировоззренческой позиции.
Учителями нашей школы накоплен определенный опыт организации исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод, и как самостоятельная технология используется нами как на уроках, так и во внеклассной работе. Основными целями и задачами данной технологии являются:
повышение качества образования;
дифференциация и индивидуализация обучения;
овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы;
формирование активной самостоятельной позиции учащихся;
формирование мировоззрения.
Одной из важнейших задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир.
Актуальная потребность подрастающего возраста стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость и ответственность педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения, в тоже время уважение к взгляда и чувствам верующих детей их родителей.
Задача школы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость. По мере взросление и достижения совершеннолетия воспитанник сам в праве сделать свой мировоззренческий выбор.
Исследовательская деятельность позволяет расширить кругозор учащихся, научить их не только работе с источниками, но и соблюдение определенных моральных и этических норм. Исследовательская работа осуществляется в нашей школе по нескольким направлениям:
индивидуальное: отдельные задания, разовые доклады, сообщения, подбор литературы. Ребенку предоставляется самому выбрать интересующую его тему и вид работы
групповое включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами
массовое: совместная подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно - практических конференциях
Важные ограничения накладывают на тематику характер и объем исследования, требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще не высокий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в данной возрастной группе и для данного контингента учащихся.
Любовь к родине, к народу, к истории своей страны важно прививать с детства, поэтому большое внимание в школе уделяется общему уровню образования молодежи, расширению кругозора, воспитанию патриота - гражданина. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации исследовательской деятельности, способствует развитие у учащихся любознательности познавательных интересов, собирательной активности, увлечению наукам. С большим интересом учащиеся школы посещают элективный курс: «Духовное краеведение Подмосковья» (автор Л.Л. Шевченко). На занятиях педагоги школы стремятся расширить, систематизировать и обобщать знания учащихся по истории, культуре, способствовать формированию гражданственности, нравственности.
Выполнение исследовательских заданий могут быть как отдельной работой способных и одаренных учащихся, так и творческие проекты выполненные группами учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно- ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов. Этот метод ориентирован на достижение целей самих учащихся и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков и поэтому эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности и одновременно воспитывает и поэтому он не заменим.
Формирование умения обобщать и систематизировать информацию, большие воспитательные возможности можно рассмотреть на примере проекта «Святые Борис и Глеб. В чем смысл их подвига».
Данная тема была выбрана не случайно. Культура России является видимым отражением жизни ее народа, стержнем этой духовности на протяжении 10 веков, являлось христианство. Христианство учило уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию, люби к родине, готовности к самопожертвованию.
Данный проект является исследовательским коллективным, средней продолжительности.
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационный проводится установочное занятие, формируется мотивация к выполнению проекта.
Летом 2009 года премьер-министр В. В. Путин посещая художника Илью Глазунова и увидев картину с изображением Бориса и Глеба задал вопрос: «Могут ли они сегодня быть примером для нас?». В самом деле мы, почитая святых страстотерпцев Бориса и Глеба, так до конца и не осознаем в чем смысл их подвига, надо отдать отчет и в том, что те сведения, которые мы можем подчеркнуть, к примеру в «Истории государства Российского» Карамзина не помогают нам с ответом понять смысл жертвы Бориса и Глеба немыслимо. Поэтому начнем наш поиск.
Плановый этап проводится коллективное обсуждение определяется структура и форма индивидуальных заданий.
Учащиеся разбиваются на группы и работают над вопросами:
Происхождение Бориса и Глеба. Их права на престол
Реальные возможности занять киевский престол
Христианские идеалы в воспитании Бориса и Глеба
Поисковый – определяется комплекс необходимых данных, выделяются способы сбора информации (работа с литературой, документами, СМИ). На этом этапе учителю необходимо составить список возможных источников информации, корректировать деятельность учащихся.
Над источниками Повести временных лет, Сказание о Борисе и Глебе, История государства Российского, Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе: Историко - литературное исследование, «Сказание и страсть и похвала святому мученику Бориса и Глеба».
Обобщающий – обработка полученной информации, интерпретируются факты, делаются выводы.
Учащиеся пришли к выводам:
Борис и Глеб должны были положить начало новой династии правителей Руси. С точки зрения византийского права только они имели законное право на престол Владимира и обладали преимуществом перед другими старшими братьями рожденными внецерковного брака.
И Борис и Глеб обладали реальной силой для того, чтобы занять престол. Они могли рассчитывать на поддержку византийского императора Василия II.
Христианское воспитание и мировоззрение заставили Бориса и Глеба ради русского государства принести себя в жертву.
Этап представление и защиты проекта. Учащиеся представляют свои работы, Демонстрируют приобретенные умения и знания, участвуют в коллективной оценке.
В деяниях Бориса и Глеба учащиеся увидели готовность к бескорыстию, вот почему влияние Бориса и Глеба прошло через века и тот импульс, который идет от святых страстотерпцев, заставляет нас вновь и вновь задуматься и изменится духовно
Аналитический учащиеся анализируют результаты и определяют перспективы дальнейших исследований.
В процессе работы над данным проектом учащиеся получили опыт работы с документами, учились работать в группах, вступать в дискуссии и вырабатывать свое собственное мнение, а также обучались приемам публичного выступления, но главное они вооружились не просто знаниями, но получили нравственные ориентиры.
Столь же интересной была работа над проектами «Святыни Коломенской земли», «Церковь и ратный подвиг народа», «Святитель Филарет духовный покровитель Коломны». Учащиеся школы представляли свои проекты на школьных и городских конференциях и участвовали в традиционных филаретовских чтениях, проходивших в городе. Продуктом проектной деятельности являются презентации «За страницами учебника». Изучение истории христианской православной культуры обеспечивает преемственность культурных традиций связь поколений и неважно какое мировоззрение научное или религиозное будет у наших выпускников, главное чтобы они формировали качество патриотизма, гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной мировой культуры, осознавали себя потомками славного прошлого России.

Список, используемой литературы:
Бушуев С. В., Миронов Г.Е. «История государства Российского». - М., Издательство «Книжная палата», 1991.
Ключевский В. О. «Сочинение в X томах. Курс русской истории». - М., 1987 г., Т.1.
Леонтович А.В. Основные понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно - исследовательская деятельность: организация, сопровождения, опыт. - М., 2005.
Переверзев Л. Б. Проектный подход к образовательным проблемам. Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». - М., 2001
Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. Книга для учителя и родителей. _ М.: Просвещение, 1996

15