Формирование экологической культуры младших школьников в условиях реализации ФГОС

Формирование экологической  культуры младших школьников в условиях реализации ФГОС
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца»
Соколова Галина Евгеньевна
  Высшая цель современного образования согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Достичь этой цели позволяет работа учителя, которая решает ряд задач экологической культуры подрастающего поколения.         На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.   Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической  культуры.  По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в  основе  детского  мышления,  чувств  и  творчества.  Отношение детей и подростков к  объектам  природы  известный  педагог  тесно  связывал с тем, что природа –  это  наш  родной  край,  земля,  которая  нас  вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Сама   природа   не   воспитывает,   воспитывает    только    активное взаимодействие с ней.  С  раннего  возраста нужно учить  ребёнка понимать  природу,  чувствовать  её красоту, беречь  её  богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
В работе учителя результатами экологической культуры школьников будут являться;
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.

В своей работе по воспитанию экологической культуры ставлю цель - создание условий для социального становления и развития экологической воспитанности обучающихся через организацию совместной природоохранной деятельности. Приведу пример из своей практики. Во внеурочной деятельности было предложено учащимся принять участие в муниципальной экологической акции «Будем друзьями птиц!». Ребята с удовольствием откликнулись на призыв. На уроке технологии смастерили кормушки. Провели экологическое исследование о том, какие птицы зимуют в нашей местности и какой корм им необходим, чтобы пережить зимние холода. Следующим этапом экологического проекта стало развешивание кормушек на территории школы и в микрорайоне. Но на этом ребята не остановились. Группа учеников создала и развесила листовки для жителей города с призывом «Покормите птиц зимой!» Такие акции в нашем классе мы проводим ежегодно.
При реализации данного проекта я решала следующие задачи:
реализовать интересы и потребности учеников через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, краеведения;
организовать значимые для школьников дела, акции, ролевые игры по сохранению природы родного города;
формировать нравственную экологическую позицию личности младшего школьника;
развивать у ребят личный экологически ориентированный опыт взаимодействия с окружающим миром.
включать обучающихся в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность.
Формы для формирования экологической культуры:
практико-ориентированные проекты экологической направленности;
игровые проекты экологической направленности.
Знания, которые школьники приобретают в рамках предметно-информационной составляющей образованности:
знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
знать растительный и животный мир Липецкой области, особенности их изменения под воздействиями предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплекса;
знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в области.
В рамках деятельностно-коммуникативной составляющей образованности:
владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в родном городе
участвовать в экологических акциях школы;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в её сохранении.
Анализируя свой опыт работы можно прийти к выводам: во-первых, учащимся нужно сначала во внеклассной работе раскрыть теоретические основы, и сделать таким образом, чтобы учащиеся заинтересовались в этой области знаний. Во-вторых, основным в экологическом воспитании является практическое применение полученных знаний и умений в окружающей среде.
Чтобы прочно сформировать экологическую культуру у учащихся нужно многократное повторение навыков, знаний, умений на практических мероприятиях.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образованияпо стандартам ФГОС ООО.
Обучить экологической культуре школьника нельзя только на уроке. Необходимы другие формы и методы работы. К ним относятся: занятия в клубе, экскурсии в природу, внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
В целом экологическая культура позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.В настоящее время опубликовано большое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков по ФГОС ООО. Необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся [Текст]/ Д.С. Ермаков. – М.: МИОО,2009. –180 с.
2. Касимов, Н. С. От экологического образования к образованию для
устойчивого развития [Текст] Н. С. Касимов. // Экология и жизнь. 2006. –№9 (58). – С. 30-34.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от4 февраля 2010 г. Приказ № 271.









13PAGE 15


13PAGE 14115