Урок математики в 1 классе на Тему: «ЧИСЛО И ЦИФРА 10»

Урок математики 1 класс в ОГКОУ Шарьинской школы – интернат VIII вида
Лугинина Лариса Михайловна, учитель начальных классов
Цель: познакомить детей с числом «10»
Тема: «ЧИСЛО И ЦИФРА 10»
Задачи:
1. Ввести число 10, рассмотреть состав числа
10, учить считать в пределах 10; закрепить умение решать задачи и сложения и вычитания с
помощью числового отрезка;
2. Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
3. Воспитывать усидчивость, уважение к ответу товарища.
Оборудование: модель числового отрезка, набор цифр, образец цифры 10, демонстрационные таблицы,
мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. Организационное начало.
Долгожданный дан звонок
¬Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка проблемы.
Открытие нового.
1. Числовой отрезок.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Восстановите числовой отрезок.
- Какое число следует в натуральном ряду за числом 9?
- На сколько 9 меньше 10? На сколько 10 больше 9?
- Какое число стоит левее 10 на 2 единицы?
- На сколько 8 меньше 10?
- Какое число нужно увеличить на 3, чтобы получить 10?
- Сколько единиц дополняет число 6 до 10?
- Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получить 10?
Ответы на вопросы даются с опорой на числовой отрезок.
2. Определение темы урока. Постановка целей.
- Проанализируйте выполненные задания.
- Попробуйте определить тему урока.
- Какие цели поставим на сегодняшний урок?
3. Число и цифра 10.
- Чем число 10 отличатся от остальных?
(При записи используем два знака - 1 и 0.)
Цифра вроде буквы О ¬
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это - десять.
С. Маршак
- Что насчитывается у человека в количестве 10?
Где вы встречаетесь с числом 10?
(Поскольку у человека на руках 10 пальцев, то число 10 с давних времён использовалось как укрупнённая единица счёта. С этим связано и обозначение десятка: 1 десяток 0 единиц - 10.)
«(на клеточках» l-я строчка). Написание 10.
III. Первичное закрепление. Повторение пройденного.
1. Продолжение знакомства с 10. Работа с учебником.
* Демонстрационное табло.
- Сколько рыбок на сюжетной картинке?
- Как обозначить количество рыбок на рисунке?
- Где находится 10 на числовом отрезке? Как получили 10?
Расскажите, используя отрезок..
2. Состав числа 10.
*
- Покажите разбивку фигур в соответствии с данными выраже¬ниями, опираясь на образец.
- Обоснуйте свой выбор.
*
- Что нужно сделать? Объясните.
С помощью рисунка-чертежа составить суммы, равные 10,используя натуральный ряд чисел.
Физкультминутка

Зарядка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
* Совместная работа.
- Какие числа нужно вставить? Почему?
- Что записано на клеточках справа?
- Какую взаимосвязь используем? (Взаимосвязь между частью и целым.)
- Прокомментируйте решение, указывая часть и целое и способ нахождения.


4. Решение задач.
* - Сейчас я буду читать задачу, а вы внимательно слушайте.
- Какое выражение подходит к этой задаче?
- Запишем выражение на пустом месте рядом с вопросом. (Один у доски.)
Разбираем другие задачи таким же способом.
- Какая задача отличается выбором действий? Почему? (Задача (а), так как нужно найти целое.)
5. Работа на клеточках.
- Погуляем по клеточкам.
- Кто сможет прочесть первое число второй строчки?
- Из каких цифр оно состоит?
- Прочтите второе число. Что изменилось? (Вторая цифра в записи числа уменьшилась на 1.)
- Продолжите ряд чисел.
- Рассмотрите узор в третьей строке. На что он похож? (Ответы детей.)
Продолжите узор на строчке.

Запасные задания.
6. Решение примеров с помощью числового отрезка.
*
С комментированием у доски.
Физкультминутка
«Качели»
7. Сравнение чисел и выражений.
*
Самостоятельно. Проверка с доказательством.
8. Итог урока.
- С чем мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто запомнил состав числа 10?
(Работа с таблицей).
- Молодцы, ребята!
Спасибо за работу.

15