Урок математики в 1 классе по теме «Число и цифра 4»

Урок математики, проведённого 31 октября 2012 года в 1 классе МБОУ «Немдинская СОШ» Мосуновой Е.А.
Тема: Число и цифра 4.
Цели и задачи урока:
Познакомить с числом и цифрой 4.
Научить правильно соотносить изученные цифры с числом предметов.
Совершенствовать навыки счета предметов.
Продолжить формирование умений сравнивать предметы по разным признакам.
Развивать умение анализировать и обобщать.
Тип урока: Изучение нового.
Элементы содержания. Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 10.
Оборудование: карточка с числом 4, индивидуальные карточки, геометрические фигуры, корабль и карточки с названиями островов.
План урока.
Организационный момент.
Устный счет.
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Физкультминутка.
Работа в печатной тетради №1 (с.50-51)
Итог урока.
Ход урока:
Организационный момент, сообщение целей урока..
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот и книжки на столе,
А вот тетрадки.
И все девчонки и мальчишки
Готовы к уроку.
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по морю «Математика» вот на этом корабле.
- Девизом нашего путешествия будут слова: «Слушаем внимательно! Пишем красиво!» Как и в любом путешествии, нам понадобятся смекалка, взаимопомощь, взаимовыручка, терпение и, конечно, знания.
Итак, мы и отправляемся в путь. Первый остров «Посчитай-ка».
Устный счет.
МЫ УМЕЕМ: Считать от 1 до 10 и обратно. Так давайте же посчитаем.
Задание.
- Круг положите справа от квадрата, но слева от треугольника. Проверьте себя по образцу.





Задание на развитие внимания, памяти и умений анализировать:
- Рассмотрите рисунки. Сколько предметов на каждом рисунке?









- Проведите стрелки от карточки с цифрой к каждому рисунку.


- Как назывались бы смешарики, если бы были другой формы?

А сколько их?


- Где спрятались цифры?

А какой нами изученой цифры нет? (3)
МЫ ЗНАЕМ: Справа от числа 2. (3).
Назовите соседей числа 3.

Работа по теме урока.
Остров «Угадайка»
Отгадайте загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет. (Подушка)

На четырех ногах стою,
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты станешь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять. (Стул)

Какое число используется в этих загадках?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой 4, и научимся правильно писать цифру 4.
Делал Егорка уборку,
Опрокинул стул в квартире,
Стал похож он на четыре.
- Число 4 означает устойчивость и прочность. Это число тесно связано с Землей: четыре стороны света, четыре времени года и времени суток. Животные, передвигающиеся по суше, имеют четыре точки опоры.

Работа по учебнику.
Остров «Два плюс два»
Выполним задание №1.
- Сколько лап у кошки? (Четыре)
- Сосчитайте: две пары – пара передних и пара задних.
- Назовите, где вам еще встречалось число четыре. (Четыре ноги у собаки, у коровы; четыре колеса у машины; четыре ножки у стула.)

Задание №2.
Вот и к нам пришла цифра 4. Посмотрите, как она выглядит. А теперь среди данных знаков обведите цифру 4.
- Сравните понятия «число» и «цифра».

Задание №3.
- На что похожа цифра 4?
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
С мешком заплечным
Единица –
Такою мне четверка снится.
- Рассмотрите рисунки. Назовите, что здесь изображено.
- Какие предметы или их части похожи на цифру 4?

Физкультминутка.
Остров «Поиграй-ка».
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура замри!


Продолжение работы по теме урока.
Остров «Числа 4»
Задание №4.
- Рассмотрите, как пишут цифру 4, обозначающую число «четыре», и объясните, как ее правильно писать.
Цифра 4 состоит из трех элементов: двух наклонных палочек и одной горизонтальной. Начинаем писать меньшую наклонную палочку от верхней стороны клетки, немного правее ее середины и ведем ее наклонно вниз чуть ниже середины клетки. Затем без отрыва пишем горизонтальную палочку, ведя ее вправо, чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Длинную палочку начинаем писать чуть ниже вершины угла правой стороны клетки, и ведем к нижней стороне клетки чуть правее ее середины.

Задание №5.
Остров «Сказочный»
- Ребята, давайте вспомним сказку про нашего Козленка. Я прочитаю, а вы внимательно слушайте.

«И Корова с Теленком бросились на Козленка. Тот помчался по лужайке. А за ним – Корова с Теленком. Неподалеку гулял Бык.
- Почему вы гонитесь за этим куцехвостым малышом? – пробасил Бык.
- А он нас считает! – заревел Теленок.
- Один – это я, два – это Теленок, три – Корова, четыре – это Бык. Один, два, три, четыре! – сказал Теленок.
- Ой, теперь он и тебя сосчитал! – жалобно сказал Теленок.
- Ну, это ему даром не пройдет, - проревел Бык и вместе с другими бросился в погоню за Козленком.»
- Кого Козленок посчитал первым? Вторым? Третьим? Четвертым?
-Сколько животных теперь сосчитал Козленок?

Задание №6.
Что изображено на рисунке?
- Найдите и поставьте на четвертую ступеньку снизу фишку, а на третью сверху – синюю.
Физкультминутка. Нам нужно подготовить пальчики, что писали красиво. Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа,
Этот пальчик мама,
Этот пальчик – я,
Вот так дружная семья!
Работа в печатной тетради №1 (с.41-44).
Остров «Красивый и правильный»
Выполним задания №1.
Мы уже знаем, как правильно писать цифру 4. Возьмите ручки, правильно положите тетради, спинки прямые, локоточки не висят, пишем.
№2. Сколько животных на рисунке? Запишите.
№3. Сколько у каждого многоугольника сторон? Запишите.
№4. Сколько у каждой ломаной линии вершин? Запишите. Расставьте знак >, <, =.

Итог урока.
- Вот мы и вернулись домой. Подведем итоги нашего путешествия.
-Что нового узнали на уроке?
- Что такое цифры?
- Продолжите предложения:
Моя задача
Я справился
Мне понравилось
Символ числа 4 – квадрат – является знаком земли, вспаханного, засеянного поля, связанного с усердием и трудолюбием людей.









3

2

1



Рисунок 1Объект 5Объект 5Объект 5Объект 8Объект 8Рисунок 11Рисунок 11Рисунок 16Рисунок 1715