Статья Проектно-исследовательская деятельность младших школьниковв


Автор статьи ГУБАРЕВА елена ГЕННАДЬЕВНА,
маоу «сПШ №33»
Г . СТАРЫЙ оСКОЛ
2016-17 УЧ ГОД
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как один из эффективных способов обучения
Современное российское образование направлено на создание новых технологий и способов преподавания. Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Для повышения качества знаний необходимо мотивировать обучающихся, чтобы получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования. Эта форма самообразования обеспечивает готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности. Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого еще «исследовательским обучением», является формированием у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.
В данный вид деятельности включены личностные, регулятивные, общепознавательные, коммуникативные универсальные действия. Методика дифференцированной работы состоит в том, что она устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, недостаточность развития которых мешает усвоить учебный материал, развивает логическое мышление, требует от учащегося рассуждать, выдвигать гипотезы, запоминать информацию, использовать ее на практике и делать выводы.
Началом работы является контрольно-оценочная система. Поэтому в своей работе использую современный метод фиксации и оценивания учебных достижений учащихся, как компьютерный тест. Для тематического и итогового контроля создаются разноуровневые контрольно-измерительные материалы, тестовые формы, само- и взаимопроверки. Использование в работе КИМов помогают решать как психологические (снятие стресса), так и дидактические задачи (повышение учебной мотивации, формирование навыка самооценки, развитие психических процессов личности). Разработка тестов проводится совместно с методистами ИУУ, руководителем методобъединения, психологом школы. Проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Проведено тестирование детей по выявлению склонностей и их интересов. Выявлены группы учащихся, которым интересна математика, природа и естествознание, гуманитарные науки. Совместно с психологом определена группа одаренных детей. Проведена диагностика мотивации к исследовательской деятельности и диагностика уровня умственного развития учащихся. . Результаты первичной диагностики уровня развития исследовательских навыков- высокий уровень – 3 чел., 19 %; средний уровень – 10 чел., 62 %; низкий уровень – 3 чел., 19 %, умение называть проблему очень низок
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии способности учащегося самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности, в обеспечении способности ученика саморазвития и самосовершенствования посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Целью работы является развитие критического мышления учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы и принимать решения, а также навыки познавательной, исследовательской, творческой деятельности
Один из главных принципов применения метода проектов — обучение в сотрудничестве. При работе над проектом (если только это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности: как обладающие достаточным запасом знаний, так и не готовые к исследовательской деятельности, а потому выполняющие роль “статистов”. Поэтому подготовка всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности — одна из основных задач, стоящая перед учителем — организатором проектного обучения. Сам же учитель в процессе работы над проектом расстается с обычной для него функцией посредника. Он становится соучастником процесса обучения. При этом важно не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность школьников — необходимо поощрять их самостоятельность.. К основным принципам, на которых базируется проектная методика, можно также отнести ситуативную обусловленность (выбор тем осуществляется с учетом ситуации и жизненного опыта), самоподготовку и собственную ответственность за выполнение проекта, межпредметные и интегративные связи.
Этапы работы над проектом включают в себя подготовку, планирование исследование, выводы, отчет и оценку результатов проекта и всего процесса его выполнения в целом. При организации проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка.
Первые шаги проектной деятельности начинаются со 2 полугодия 1 класса. Обучающиеся знакомятся с терминологией, в классе проводятся тренировочные занятия: «Подумай самостоятельно», «Спроси у другого человека», «Посмотри в книгах»,«Посмотри по телевизору» (познакомься с кино- и телефильмами по теме своего исследования), «Получи информацию у компьютера», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент»,«Свяжись со специалистом».
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы («исследование», «информация», «знания», «проблема», «гипотеза» и др.). Работа по тетради «Я ‒ исследователь»,(автор А.И. Савенков) 2. Осуществление коллективных исследований с соблюдением всех этапов. На этом направлении учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы, проводятся 2-3 тренировочных занятия. Таким образом, во 2 классе происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации, осуществляется работа по проведению кратковременных исследований.
В 3-4 классах осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам.
В начале обучения в центре внимания ученика находится он сам. Ребенок осознает себя как личность. Поэтому можно предложить ученику первые творческие работы выполнить индивидуально, выбирая с помощью учителя интересующую его тему, например: “Мое имя”, “Любимая книга”, “Домашние животные”, “Моя семья”. Далее в процессе обучения зона внимания ученика расширяется. Ребенок начинает соотносить себя с окружающими. Теперь можно предлагать как индивидуальные проекты, так и работу в небольших группах, и такие темы, как: “Мои друзья”, “Мой класс”, “Моя школа”, “Школьные праздники” или темы, которые заложены в учебных предметах: “Города России”, “Моя родословная”, “Профессии”.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают;
- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно действовать эффективно, всегда подходить к проведению этой работы творчески.
Важно учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегая прямых инструкций, не сдерживая инициативу детей, не делая за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно, не спешить с вынесением оценочных суждений, помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний, ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты, учить младших школьников прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями, помогать формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования, учить анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения, умозаключения, отстаивать своё;
- мыслительные навыки: учащиеся учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять.
Чтобы работа была эффективной, необходимы тематические экскурсии: посещение краеведческого музея, кондитерской фабрики, знакомство с микрорайоном, рейд "Помоги старушке", прогулки по лесу.
Типы проектов: исследовательские проекты. Темы : «Мой город», «Народы России», "Воздух, которым мы дышим", "Исследование влияния бытовых приборов на организм человека", "Комплексное использование бытовых отходов".
Творческие проекты: стенгазета, сценарий праздника, фоторепортаж о лекарственных растениях Приосколья.
Игровые проекты (ролевые). Игра «Историческое моделирование»(по разработке психолога В.Ю. Большакова). Например, игровой проект «Добро и зло», который помогает раскрыться учащимся, трудно идущим на контакт и на выстраивание отношений в коллективе. Продолжением будет являться постановка мини-спектакля о добре; открытие мастерской по изготовлению поделок, олицетворяющих зло и добро. Следующим этапом может являться акция «Спеши делать добро".
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду можно отнести проекты “Эмоции человека", «Положительные эмоции", "Витамины и их роль в жизнедеятельности человека", "Чем полезен мед", "Чем полезно молоко".
Практико-ориентированные проекты направлены на решение определенной практической проблемы. Их отличает четко обозначенный результат деятельности с самого начала проекта: разработка действий, рекомендаций, направленных на устранение выявленных нарушений в состоянии природных и социальных объектов. Проект требует четких выводов, например "Инструкция по сбору лекарственных трав".
Основные этапы работы:1 этап - мотивационный: тренировочные занятия. На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее - сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации, составить план в строгой последовательности. С чего начать исследование? Что делать во вторую, третью очередь и далее. Можно «Получить информацию у компьютера», «Позвонить по телефону специалисту» или «Отправить письмо специалисту по электронной почте". Чем больше методов, тем лучше и интереснее пойдет работа.
«Спросить у другого человека» - следующий метод исследования и пункт плана. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться как одна из важнейших целей педагогической работы.
2 этап: планово-подготовительный: разрабатывается замысел проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, формируются группы. Вначале объединяются учащиеся самостоятельно, чтобы было комфортно работать. В дальнейшем формирует группы учитель, объясняя почему: есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию, потому что главной целью является выстраивание коммуникативных отношений с любым коллективом. На этом этапе надо подготовить учащихся к поиску информации из разных источников, составить план действий.
3 этап: информационно-операционный (реализация проекта). Работая, например, над проектом «Литературная газета», учащиеся составляли тексты, согласовывая единый дизайн, отбирая лучшее фото и материал для газеты. Также материал можно использовать в подготовке внеклассных мероприятий «Книжкина неделя», «Праздник книги», к юбилейным датам книг и их авторов.
4 этап: рефлексивно-оценочный: защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Повторная диагностика уровня развития исследовательских навыков у младших показала положительную динамику. Уровень развития способности ребёнка к творчеству и изобретательству на повторной диагностике обследовался по методике, которая была использована при первичной диагностике.
Повторная диагностика способности ребёнка к творчеству и изобретательству показала, что ни у кого из учащихся нет низкого уровня развития этой способности, Средний уровень достиг 50%, что свидетельствует об эффективности опыта.
Учитель, в свою очередь, из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности учащихся.
Библиографический список
1. Савенков А. И.Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», : Издательский дом «Федоров», 2010. 2010. - 80 с2. Рабочая тетрадь «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
3. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010.
4.Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся// Школьные технологии. – 2007 - №1- с.103 – 117
5.Русских Г.А. Технология проектного обучения / Г.А.Русских // Биология в школе//научно – методический журнал. – 2003. - №3.- с. 21-31