Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у младших школьников


Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у младших школьников
Мардиева А.Г , студент гр. Д2341
Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова
(ИЭУП)Научный руководитель – к. пед. н., доцент Паньков А.В
Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например,20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.
В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. [5, 3-4]
В школе у ребёнка появляется новый вид деятельности - учение, но игра тоже сохраняет своё значение. Игра - это одно из средств развития коммуникативных навыков. Она не выступают открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Ребёнка привлекает возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. [10]
Л.В. Знаков говорил: "Обучение, воспитание и развитее - единый процесс. Игра включает в себя все составляющие этого процесса". [7, 231]
Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Способность к общению включает в себя понятие "коммуникативные навыки".
Коммуникативные навыки - это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.
Информация помогает производить анализ и качественную характеристику высказываний, которые использованы детьми в процессе реального и специального организованного общения. [17, 5]
Коммуникативные способности включают в себя:
желание вступать в контакт,
умение организовать общение,
знание норм и правил при общении.
В младшем школьном возрасте наступает важный и ответственный момент - поступление в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учитель и посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. [22]
Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов готовности ребёнка к школе - коммуникативный. Ребёнок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Таким образом новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка, его коммуникативные способности. [17, 56]
К началу младшего школьного возраста ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому моменту он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. [11, 7-8]
В школе в новых условиях жизни эти приобретённые рефлективные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками.
В школе в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Всё многообразие составляющих межличностного общения ложится на каждого ребенка с силой истинных реалий социального взаимодействия людей. Начальная школа "вторгает" прежде защищённого семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где действительно, в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, своё мнение, своё право на автономность - своё право быть равноправным в общении с другими людьми. [5]
Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем
Игра - это деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Дидактическая игра - это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. [18, 211]
Эти игры способствуют развитию коммуникативных, интеллектуальных операций, представляющих собой форму обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Такая игра имеет две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов и развитие навыков ребёнка. [14,113]
Желание выиграть побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра помогает ребёнку чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой обстановке.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. компоненты, характеризующие игру как форму обучения игровую деятельность одновременно. Рассмотрим эти компоненты.
Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре "Узнай предмет по звуку" обучающая задача такова: развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку. [10]
Игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в "чудесный мешочек", нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором и др.
Для детей младшего школьного возраста предусматриваются сложные игровые действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В их играх преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривающие наказания. Запрещающие правила усиливают контроль за своим поведением, что повышает произвольность последнего. В играх младших школьников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим, что влекут за собой проигрыш и выигрыш. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. [16]
В последнее время поиски учёных (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта и коммуникативных навыков, которые характеризуются гибкостью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.
В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, которые тоже развивают коммуникативные способности детей. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в игре "Пекарня", закройщицы и швей в игре "Ателье" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуаций ("Кукла Наташа заболела", "Устроим кукле комнату", "Маша обедает") (см. приложение 2), о литературных произведениях ("Путешествие в страну сказок"), о нормах поведения ("Что такое хорошо и что такое плохо", "В гостях у куклы Маши").
В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребёнок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр.
В игре дети учатся полноценному общению дpyг с дpyгом. Младшие школьники, несмотря на эгоцентризм, оставшийся со времён дошкольного детства, договариваются дpyг с дpyгом, пpедваpительно pаспpеделяя pоли, а также и в процессе самой игpы. Содержательное обсуждение вопpосов, связанных с pолями и контролем за выполнением правил игpы, становится возможным благодаpя включению детей в общую, эмоционально насыщеннyю для них деятельность.
Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующих их полу и социальному статусу. [23]
Многочисленные исследования психологов показали, что чем ребёнок становится старше, тем меньше он играет в одиночестве и больше тянется к сверстникам, с которыми он усваивает социальные нормы поведения. Так было выделено 6 типов поведения:
Неигровое поведение: ребёнок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.
Игра-наблюдение: ребёнок наблюдает, как играют другие, часто задаёт им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.
Игра в одиночестве: ребёнок играет с игрушками однако изредка заговаривает с другими детьми.
Параллельная игра: ребёнок играет один, но в близости других детей.
Связанная игра: ребёнок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а обмен игрушками.
Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определённого результата. [21, 83-84]
Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения специфических проблем. Для большинства детей невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстаёт, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Следует приглядеться к тому, что мешает ребёнку в общении с другими детьми, и обучать его умению налаживать отношения со сверстниками, используя различные дидактические игры.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе. Класс во главе с лидером - лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. [20, 233-235]
Игровое общение занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребёнок трёх лет уже скучает пи расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, даёт им советы.
Детям необходимы игра и общество сверстников не только для развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь законам коллектива и находя своё место в нём, и, главное, получают более верное представление о жизни. [15, 123-125]
В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, чтобы у детей была возможность находиться в коллективе. [3, 238]
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.
Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
Дидактическая игра всегда одновременно существует как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой, - она всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Общение младшего школьника со сверстниками разворачивается в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. [21, 147-149]
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 682 с.
2. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда. - СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004. - 352 с.
3. Венгер А.Л., Петровский А.В., Карпенко Л.А. Психология развития. Словарь. М.: Академический Проект, 2005. - 780 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 2002. - 352 с.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с. - (Руководство практического психолога).
6. Даргевичене Л.И. Особенности личностных взаимоотношений между учащимися младших классов. М.: Гардарики, 1999. - 380 с.
7. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: Лабиринт, 2002 - 311 с.
8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 458 с.
9. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 2003. - 211 с.
10. Олешков М.Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования. - М.: Педагогика, 2008. - 365 с.
11. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета. - СПб: Светлячок, 2000. - 584 с.
12. Развитие речи детей младшего школьного возраста: Пособие для педагога нач. класов. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2005. - 223 с.
13. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: "Мецниереба", 2001. - 597 с.
14. Селивёрстов В.И. Дидактические игры с детьми. - М.: Просвещение, 2000. - 190 с.
15. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 324 с.
16. Сербина Е.Б. Развивающие игры для детей. - М.: Ространсфер, 1999. - 268 с.
17. Сиротюк А.Л. Обучение детей общению с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
18. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. - М.: Педагогика, 2001. - 286 с.
19. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская общения. - М.: Педагогика, 2005. - 279 с.
20. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 2002. - 360 с.
21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х т. - М.: Генезис, 2003. - 160 с.
22. Шпицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.Н., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 384 с.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: АЛМА-ПРЕСС, 2000. - 356 с.