Урок по биологии на тему Неклеточные формы жизни — вирусы (9 класс)

Конспект урока на тему: «Неклеточные формы жизни - вирусы».

№ этапа
Структура урока
Вид занятия
Время

I этап
Мотивация.
Отрывок из мультфильма «смешарики»
Просмотр
мультфильма
4мин

II этап
Целеполагание.
На уроке вы узнаете об истории вирусов, о строении вирусов.
На уроке, вы научитесь определять какие заболевания вызывают вирусы.
В конце урока вы сделаете буклеты по пропоганде вирусных заболеваний.

Рассказ учителя
1мин

III этап
Представление новой информации.
История вирусов
(приложение 1)

Характерные особенности вирусов (приложение 2)

Вирус враг или друг? (приложение 3)

Профилактика вирусных заболеваний

Доклад учащегося
Рассказ учителя
Работа в группах
Прием развития памяти «Гонец»
Работа с учебником
Изготовление буклетов

25мин

V этап
Подведение итогов

Что вы узнали на уроке.
Что было для вас самым интересным
Какой вывод вы можете сделать.
беседа
5мин

VI этап
Задание на дом
Параграф 19, стр. 88-91

2мин





приложение 1
История вирусов

В конце XIX учёными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулёза, дифтерии. Однако, возбудителей таких опасных заболеваний, как оспа, корь, грипп, гепатит, полиомиелит, обнаружить не удавалось, хотя об этих болезнях знали давно.
Лишь в 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), продолжая в Никитинском ботаническом саду (под Ялтой) и ботанической лаборатории Академии наук заниматься поисками возбудителя болезни табачной мозаики, приходит к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтры Шамберлана. Возбудитель мозаичной болезни называется Ивановским, то “фильтрующимися” бактериями, то микроорганизмами.
Шесть лет спустя, независимо от Ивановского, такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейерник. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывает не микроб, а “жидкое заразное начало” или фильтрующийся вирус (от лат viros – яд). Название «вирус», тогда еще неизвестному и невидимому в оптический микроскоп организму, который размножается лишь в других живых организмах, дал Луи Пастер. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителями мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое начало, как предполагал Бейеринк. Хотя удалось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб, и было установлено, что по химической природе это, нуклеопротеиды (нуклеиновая кислота + белок). Сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными.
Увидеть вирус удалось лишь в электронном микроскопе спустя 50 лет после их открытия. Впервые был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является наиболее изученным. Но ученый мир не сразу признал природу вирусов.





приложение 2
Характерные особенности вируса
Сходство с живыми организмами
Отличие от живых организмов
Специфические черты

1. Способность к размножению
1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого
1. Очень маленькие размеры

2. Наследственность
2. Не потребляют пищи
2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белок)

3. Изменчивость.
3. Не вырабатывают энергии
З. Занимает пограничное положение между неживой и живой материей

4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды
4. Не растут
4. Носитель наследственной информации либо ДНК, либо РНК
 


5. Нет обмена веществ



6. Имеют неклеточное строение







Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся со строением вирусов. У вас на рабочих листах есть рисунок. С помощью учебника, подпишите все части вируса (стр. 90).





приложение 3


Вред и польза вирусов (беседа с учащимися)

Многие вирусы – причина опасных болезней человека. Кроме СПИДа и онкогенных, вызывающих рак, к ним относятся вирусы оспы, кори, бешенства, полиомиелита, гриппа, острых респираторных заболеваний: ОРЗ, желтой лихорадки, герпеса (говорят: «на губах высыпала лихорадка») и даже вирусы, вызывающие рост бородавок.

С вирусными заболеваниями человек боролся, еще не подозревая о существовании этих паразитов. На Востоке с незапамятных времен практиковали защиту от оспы, но она была небезопасна. Лишь в 18 веке Э. Дженнер установил, что человек, переболевший безобидной коровьей оспой, не заражается оспой черной, или азиатской. Теперь поголовные прививки привели к тому, что оспа на Земле исчезла. Другая великая победа медицины – открытие Л. Пастером прививки от бешенства.

Однако далеко не все болезни, вызываемые вирусами, научились успешно предупреждать и лечить. Лечить и иммунодефицит мы еще не научились, и, как правило, это страшное заболевание через несколько лет приводит к смерти. И совсем нерешенная проблема – раковые заболевания. Научиться успешно, бороться с вирусами, вызывающими злокачественные опухоли, предстоит врачам будущего.

Какая польза может быть от вирусов? Ведь это враги всего живого. Польза может быть, если вирус – враг врага, а это значит, что не во всех случаях действие вируса негативно. Если он атакует одноклеточные организмы, к которым, в частности, относятся бактерии, те погибают. Поэтому с помощью таких вирусов, бактериофагов, можно уничтожать бактерии, вызывающие такие опасные заболевания, как дизентерия, холера, чума.

Некоторые вирусы, вызывающие болезни насекомых, используют для борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства. Однако следует признать, что вред, приносимый этими простейшими формами жизни, во много раз превышает их пользу.































вирус из уч15