Методические рекомендации по развитию речи младших школьников.


МОУ гимназия № 59ПРЕДСТАВЛЯЕТПедагогический проект«Система работы по развитию речи младших школьников на основе восприятия картин»учителя начальных классовСмолькиной Елены Михайловны Психолого-педагогическая характеристика особенности речевого развитиямладших школьников на основе восприятия картин. Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.В работе по развитию речи выделяют, как правило, следующие направления: работа над звуковой стороной речи, словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса), работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития речи, развитие связной речи. В данном пособии внимание уде­ляется связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включенными в решение основной задачи. Условия развития связной речи. Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышении речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. Вторым условием является наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чёт-то сказать. Для этого необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредственно, с помощью книг, картин, рассказов других людей. Развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе восприятия картин. Система работы по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, может формировать у детей сложное учебное умение! Объём которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные с анализом живописного произведения. Все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного, можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства. Группа первая.Включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них можно назвать следующие умения: — отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;— понимать тему текста и определять ее границы;— понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании;— понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания;— выделять в данной теме микротемы;— выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основ­ное содержание текста;— догадываться по контексту о значении незнакомых слов;— формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним. Группа вторая – это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например такие, как: — делить текст на логически законченные части;— составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением» а также планировать собственные речевые высказывания;— составлять вступительные и заключительные ча­сти своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;— определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте;— перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами. Группа третья – умения связанные с языковыми средствами. Здесь выделим следующие умения: — пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;— отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста (повествованием, описанием, рассуждением);— отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи. Группа четвёртая – включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами, например следующие умения: — совершенствовать собственный текст. Это самое сложное умение, овладение которым свидетельствует о быстром продвижении ребенка в речевом развитии;— прогнозировать возможные трудности при решений речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления (осуществлять прогностический контроль); — прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;— организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом);— организовать парную и групповую работу по решению речевых задач. К специальным коммуникативно-речевым умениям, связанным с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств картины, можно, по нашему мнению, отнести следующие:— использовать искусствоведческие термины в беседе и сочинении по картине;— анализировать и выражать подтекст, картины, ее эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений;— определять тип и стиль речи в будущем сочинении по картине;— понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на его основе; — устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях. Ошибки и недочёты в речевых высказываниях. Недостаточная сформированное тех или иных коммуникативно-речевых умений приводит к появле­нию в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида. Существует много классификаций ошибок и недочетов, встречающихся в изложениях и сочинениях уча­щихся. В нашей работе мы опирались в основном на классификацию Н. И. Политовой, несколько измененную и модифицированную. Все ошибки учащихся в созданных ими речевых высказываниях делятся на три группы: ошибки в содержании: 1. Пропуск главных частей и важных фактов. 2. Искажение содержания, фактические ошибки. в построении текста: 1. Нарушение логической последовательности, на­рушение связи между фактами и событиями. 2. Повторное возвращение к одному и тому же факту. 3. Неумение делить текст на части. собственно речевые ошибки и недочеты: 1. Неправильное определение границ предложений в тексте.2. Нарушение порядка слов в предложении.3. Неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов.4. Неоправданный пропуск слова.5. Неправильное или неточное употребление слова (без учета оттенков его значения, экспрессивной окрас­ки, стилистической принадлежности).6. Неправильное согласование и управление слов в предложении, неправильное употребление местоиме­ний, предлогов, союзов.7. Неправильное образование слова или его формы (словообразовательные и морфологические ошибки). Урок анализа и редактирования письменных работ учащихся. Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в со­держании, построении текста и отдельных предложе­ний, в употреблении слов, а также развитие тех комму­никативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей урока. Основными этапами такого урока могут быть следующие: 1. Постановка проблемы, сообщение темы и задач урока.2. Общая оценка выполненных работ, их анализ. 3. Ознакомление с лучшими сочинениями учащих­ся, т. е. с сочинениями, в наибольшей степени соответствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения.4. Организация коллективной работы по редактированию сочинений.5. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками.6. Организация дифференцированной работы над ошибками.7. Индивидуальная работа по совершенствований текста. Работа над отдельными ошибками дает, как показывает практика, гораздо меньший эффект. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. Система упражнений по развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности младших школьников. Упражнения объединены общей целью, соотно­сящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию учащихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание. Упражнения как виды речевой деятельности ставят учащихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях. По характеру учебных действий учащихся упражнения, используемые нами при работе с картинами, могут быть разделены на следующие виды: рассматривание картины с заданиями обнаружить то или иное явление, изобразительное средство, в том числе тесно связанное с содержанием и композицией произведения изобразительного искусства; сопоставление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин, соотнесение литературных, музыкальных и живописных произведений; беседа по картине и ее анализ; работа по обогащению словарного запаса учащихся; восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста - образца, связанного с содер­жанием картины, историей ее создания, жизнью и творчеством художника; создание сочинений, связанных с восприятием картины, на основе образца, моделей, опорных компонентов, по заданному началу, середине или концу; написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания; упражнения комплексного характера. Поскольку коммуникативно - речевые умения имеют иерархический характер, многие из них запрограммированы в каждом из предлагаемых видов упражнений, что позволяет работать над формированием этих умений на основе многократного повторения соответству­ющих учебных действий. Речевому развитию учащихся способствует и включение в каждый урок по картине упражнений разных типов. Рассмотрим более подробно, какие виды упражнений могут быть включены в каждую из групп. Первая группа упражнений предполагает формирование коммуникативно-речевых умений: Рассматривание картины без предварительной установки учителя. Рассматривание картины под музыкальное сопровождение. Мысленное воспроизведение ранее рассмотрен­ной картины. («Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали»). Определение «звучания» картины. («Какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины?»). «Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?»). Определение жанра картины. («Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина».) Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?») Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения (стихотворе­ния, сказки, рассказа и др.) и картины. Сравнение основного настроения картины и му­зыкального произведения, например с помощью слова­ря настроений. Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой. («Нарисуйте красками музыку, ко­торую вы слышите»; «Нарисуйте цветовую гамму пей­зажного стихотворения» и т. д.) Сопоставление основной мысли картины с пословицами. Сравнение картин, близких по теме, что позволя­ет детям находить отличия в похожем. Сравнение картин, сходных по настроению. Сравнение картин, контрастных по настроению. Сопоставление образов, созданных одним худож­ником, но в разных картинах. Пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, позы, мимики, движений) внешнего вида, дей­ствий, настроения героев литературного произведения, аналогичных героям картины. Вторая группа упражнений - это упражнения, направленные на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их целью является развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, фор­мирование умений сравнения и обобщения художественных явлений. Сюда целесообразно включить следующие упражнения: Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять доступный младшим школьникам целостный анализ произведения изобразительного искусства в единстве его содержания, языковых средств. Сюда могут входить следующие упражнения: Объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему картина так называется? Обоснуйте свое мнение».) Придумывание названия (озаглавнивание) картины. («Придумайте свое название для этой картины. Ка­кие особенности картины помогли вам назвать ее имен­но так?») Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под которым картина известна сейчас. Выбор названия картины из нескольких заголов­ков, предложенных учителем. Определение по заголовку содержания, темы картины. Выделение (опознавание) и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созда­нию образа. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, воз­никших под ее воздействием, их сравнение. Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных произведениях изобразительного искус­ства. Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа. Выявление роли формата, ком­позиции, освещения, цвета в ее реализации. Определение изобразительных средств, помога­ющих созданию определенного настроения. («Как, с помощью каких средств художник сумел выразить та­кое настроение?») Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины. Отнесение картины к какому-либо живописно­му жанру на основе ее целостного анализа: «К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Что позволяет нам сделать такой вывод?»; «Что такое пей­заж? Можно ли назвать данную картину пейзажем? Обоснуйте свое мнение». Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и коммуникативных задач. Анализ структуры текста, созданного на основе картины . «Разделите текст на части», «Определите, как связаны между собой части текста», «Найдите слова, помогающие соединить различные предложения в тексте» и коммуникативные задачи. Четвёртая группа упражнений предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения: Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учи­телем или самими учащимися. Работа с карточками контекстуальных синони­мов. («Прочитайте слова на карточке (например, ху­дожник, живописец, автор картины). Чтобы избежать повтора слов, используйте эти синонимы как в устной речи, в беседе по картине, так и в своих сочинениях. Попробуйте составить предложения с этими словами» ). Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске. («Рассмотрите картину. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову желтый близкие по значению слова»; «С помощью каких слов можно подчеркнуть размер и торжественность деревьев, изображенных на картине? Какие синонимы можно подобрать к слову большие?*; «Объясните значение слова простор. Подберите к нему синонимы. Определите оттенки их зна­чения»). Подбор слов по определенным микротемам. («Подберите прилагательные и глаголы, которые помо­гут описать данного героя картины (например, Серого Волка)»; «Выберите из предложений слова, раскрыва­ющие образ Алёнушки, образ темного леса»). Объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения, найденного в словаре, развер­нутого описания, включения слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологи­ческого анализа, подбора синонимов и антонимов и др. Выделение в предложении слов, употребленных в неточном или не свойственном им значении, и их за­мена. Работа со словарем настроений. («Какими слова­ми можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?», «Какие чувства хотел выразить худож­ник в этой картине?»). В своей работе учитель, как правило, сталкивается с недостаточным эмоциональным развитием детей, не-дифференцированностью их чувств. В активном слова­ре младших школьников обычно мало слов для выра­жения различных эмоциональных состояний и их от­тенков. Для работы по обогащению словаря учитель готовит карточки с названиями чувств и настроений. Дети могут также пользоваться так называемым слова­рем настроений, сделанным в виде блокнота. На одной стороне листа дано схематическое изображение лица, на другой стороне — слова, обозначающие эмоции. Работа с карточками, обозначающими черты ха­рактера (для характеристики героев картины). Работа со словарем терминов и понятий изобрази­тельного искусства. Пятая группа упражнений - это упражнения по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин или посвященных жизни и творчеству художников. Сюда можно включить следующие упражнения: Творческие диктанты, предполагающие дополне­ние речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися. Творческие диктанты с определенным изменением текста-образца, например заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы. Изложения на основе предварительного прогнозирования текста. Различные виды пересказа. Переконструирование текстов-образцов и др. Шестая группа упражнений направлена на создание сочинений по картине на основе образца. В качестве элементов, позволяющих младшим школьникам в достаточной степени успешно конструировать собственные речевые высказывания, могут служить модели текстов, опорные компоненты (ключевые слова, словосочетания, предложения), заданные фрагменты текста, точные рекомендации (алгоритм действия). Сюда входят следующие упражнения: Написание сочинения-миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предло­женных учителем. Определение учащимися основных микротем картины, выявление последовательности расположения ключевых слов и словосочетаний, выражающих выделенные микротемы, и написание сочинения на основе полученных ключевых слов и словосочетаний. Работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине. Прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов. Написание сочинения на основе модели определенного типа текста (повествования, описания, рассуждения). Написание сочинения на основе модели прояснения речевого высказывания. Работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности расположения частей. Составление плана сочинения в нескольких вариантах. Словесное рисование (словесное иллюстрирование), т. е. воссоздание, описание образа, созданного писателем или художником, учащимися на основе имеющихся в литературном произведении или картине «вех». Создание детьми рисунков на основе воспринятых литературных текстов. Изобразительное или цветовое воплощение словес­ных текстов позволяет учащимся передать общее на­строение произведения, отношение к описываемым со­бытиям, те или иные черты характера героя. Седьмая группа упражнений - это упражнения творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплекса комму­никативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины. В основном это упражнения, предполагающие написание различных сочинений. На основе картин могут быть созданы не только пове­ствовательные речевые высказывания, но также опи­сания и рассуждения, сочинения, посвященные всей картине, и сочинения-миниатюры по одной из микро-тем картины. Таким образом, сюда могут входить следующие упражнения: Сочинения по сюжетным картинкам. Сочинения по одной картине. Описание героя картины, определение его харак­тера на основе внешних признаков. («Опишите героя картины. Как он одет? Как причесан? О чем говорят его поза и выражение лица? Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер»). Описание места действия. («Как изображено ху­дожником место действия картины? С какой точки зре­ния, откуда автор картины видит то, что изображено на полотне? Каково общее впечатление от картины?»). Сочинение от имени одного из героев картины. («Представь, что ты один из героев картины. Попробуй от его имени рассказать, что происходит на картине, каково его отношение к другим героям».). Письмо от своего имени герою картины. Сочинения на основе фотомонтажа. Сочинения, где картина служит лишь одним из источников материала или где она является только толчком для создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений, и др. Восьмая группа упражнений - упражнения, которые носят комплексный характер. К ним относится прежде всего работа с так называемым корреспондентским блокнотом, с помощью которого могут объединяться различные виды упражнений и который в зави­симости от основной цели и этапа работы над картиной может быть использован для: а) накапливания материала о художнике и картине до урока, б) накапливания материала во время урока, в) использования собранного материала во время написания сочинения. Виды диктантов на основе содержания картин. Диктанты являются одним из основных видов орфографических упражнений. По своим целям, характеру, способам они отличаются большим разнообразием, что позволяет использовать их и для развития речи учащихся. Если содержание диктанта связано с жизнью и творчеством художников, с картинами, особое внимание может уделяться таким его видам, как творческий, свободный, выборочный, графический, словарный. Эти упражнения могут способствовать и развитию у учащихся умения видеть и понимать картины, вызвать интерес к их создателям и изобразительному искусству в целом. Творческий, свободный и выборочный диктанты предполагают определённое изменение диктуемого текста. Выборочный диктант – это такой вид упражнений, когда из предложенного текста учащиеся выписывают лишь отдельные языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) в соответствии с определённой орфографической, грамматической или речевой задачей.Свободный диктант представляет собой вид упражнения, сочетающий в себе черты и диктанта и изложения. При записи диктуемого текста учащиеся имеют право на некоторое его изменение. Текст диктуется, как правило, не по предложениям, а по абзацам или группе предложений. Учащиеся могут, соблюдая тему и основную мысль речевого высказывания, свободно выбирать слова и определять их порядок в предложении, заменять одни слова другими, изменять количество предложений. Анализ работы по развитию речи в 4 классе ФИ Ошибки в содержании Ошибки в построении текста Речевые ошибки Результаты пропуск гл. частей и фактов искажение содержания нарушение логической послед. повторное возвращение к факту неумение делить текст на части неправильное опред. границ предложений нарушение порядка слов неоправданное повторение неоправданный пропуск слова неправильное или неточное употр. слова неправильное согласование и управл. слов неправильное обр-е слова или его формы 1. Балащная Е. + + + + + + + + + + + + 5 2. Бородина Е. + + + - - + + V + + v + 3 3. Валеева А. + + + + + + + + + + + + 5 4. Григорьева Д. + + + - + + + V + + V + 3 5. Евстигнеев Е. + + + + + + + + + + V + 4 6. Ермилова Е. + + + + + + + + + + + + 5 7. Звягинцева Е. + + + + + + + V + + V + 4 8. Инкин К. + + + + + + + V + + + + 4 9. Карнов А. + 1 + - - - + V + + V + 3 10. Колянина Л. + 1 + + - + + V + + + + 3 11. Криворотова Д. + + + + + + + + + + + + 5 12. Летярин И. + + + + + + - + + + V + 4 13 .Любимова А. + + + + - + + V + + V + 4 14. Мартынов Е. + + + + + + + V + + V + 4 15. Митрофанова В. + + + + + + + + + + + + 5 16. Митрофанов Я. + + + + + + + + + + V + 4 17. Папина Е. + + + + + + + + + + + + 4 18. Пыринова В + + + + + + + + + + + + 5 19. Родионов А. + + + + + + + + + + + + 5 20. Семёнова Е. + + + + + + + + + + + + 5 21. Тюгашев И. + + + + + + + + + + + + 5 22. Федорищева Я. + + + + + + + + + + + + 5 23. Чернова А. + + + + + + + + + + + + 5 24. Шарина И. + + + + + + + + + + + + 5 Справлюсь с заданием 24 20 24 21 20 23 23 16 23 24 22 24 Не справились с заданием - 4 - 3 4 1 1 8 1 - 2 - Анализ работы по развитию речи в 4 классе Допустили ошибки:в содержании 4 чел. – 16,6%в построении текста 6 чел. – 25%речевые 6 чел. – 25%Выводы:Составлять короткие устные и письменные зарисовки хорошо знакомых предметов, явлений природы, внешности человека. Выделять, устанавливать логические связи, поработать над подбором синонимов. Схема сравнительных данных по развитию речи в 4 классе Б период Ошибки в содержании Ошибки в построении текста Речевые ошибки Пропуск глав частей и фактов Искажение содержания Нарушение логической последовательности Повторение возвращение к факту Неумение делить текст на части Неправильное определение границ предложений Нарушение порядка слов Неоправданное повторение Неоправданный пропуск слов Неправильное или неточное уп. слов Неправильное согласование и упр. слов Неправильное обр-е слова или его формы Сентябрь 3 6 1 5 5 2 3 12 1 2 3 - Декабрь 1 5 - 4 5 2 1 10 1 1 1 1 Апрель - 4 - 3 4 1 1 8 1 - 2 - Заключение.Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребёнка – задача важная, но очень непростая.Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка.В своей работе использую произведения русских художников, чьё творчество близко и понятно младшим школьникам.Практика работы показала целесообразность отбора именно этих произведений. С некоторыми картинами в течение обучения в начальной школе дети могут встречаться неоднократно.Например, в 1 классе по картине проводится беседа; во 2 классе описание картины является основой для выборочного диктанта, в 3 – для изложения, а в 4 классе пишется сочинение. При этом работа над картиной не повторяется, рассматриваются новые её аспекты. Узнаваемость картины помогает детям чувствовать себя по отношению к ней более свободно, и особое внимание обращаю на подтексты и основную мысль.В системе работы над развитием речи использую разные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, творческий, исследовательский.Мои ученики пишут великолепные сочинения, которые можно встретить на страницах журналов «Симбик», «Антошка».Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию эстетического вкуса, открывает способы самовыражения и развивает их свободу. Игра «Собери стихи» Задание учащимся:— Выберите из стихов образные выражения о зиме.Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов. Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов.А. С. ПушкинЗаколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой, Подвязалася сосна.С. ЕсетшЧародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.Ф. ТютчевНе колючий, светло-синий По ветвям развешен иней. Погляди хоть ты! Словно кто-то тароватый Свежей белой пухлой ватой Все убрал кусты.А.ФетНа дворах и домах Снег лежит полотном If от солнца блестит Разноцветным огнем.//. НикитинВы, проворные ткачи — Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для мохнатой ели.С. Маршак— Какой же образ зимы создали поэты?— Какие языковые средства они использовали?Вывешиваются опоры: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение, си­ноним, контраст.Самооценка в листах достижений.5. Организация восприятия и осознания нового материала. Беседа с учащимися по картине Юона К.Ф. «Волшебница зима».— Перечислите то, что вы видите на картине.— Что вы видите на переднем плане? Какие строчки из стихотворения Пушкина вы вспоминаете?— Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине? ,— Природа для Юона — это среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.— Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?— Зима — это прежде всего снег. Как изображает художник снег?— И это обилие снега придает величие русской природе. Все вокруг ста­новится необыкновенным и сказочным. Как вы назвали бы картину? Почему?— Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима — волшебница. Что еще создает образ волшебницы — зимы?— Что мы видим на заднем плане?— Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превра­щения совершила зима.Даются на листках опорные слова для составления текста о зиме, ее вол­шебстве, чудесах в природе. Зачитываются тексты.— Как вы думаете, получился у нас текст? Докажите.— Удалось нам раскрыть тему?— Какой тип текста получился?— Почему этот тип вы использовали? Самооценка в листах достижений.— Еще раз посмотрите на картину, почувствуйте ее, представьте себя в этой картине.— Какие звуки вы слышите?— Удалось ли художнику создать «звучащий» образ русской природы?— Значит, какими еще изобразительными средствами можно создать образ русской зимы?— Каково ваше впечатление от картины?— Какие чувства она у вас вызывает?& Творческая деятельность учащихся: иллюстрирование на тему зимы. Выполняют группой задания: рисуют зиму под музыку П.И. Чайковского «Декабрь».Задание учащимся:— Попробуйте красками создать образ зимы, выразить свое отношение к русской зиме. Внеклассная работа МОУ гимназия № 59 Исаак Ильич Левитан«Золотая осень» Выполнила: Смолькина Елена Михайловнаучитель начальных классов И. И. Левитан – выдающийся художник-пейзажист конца XIX века. Он родился в бедной семье. Судьба его была нелёгкой. Лишившись родителей, он с ранних лет узнал нужду, горе, унижение и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства. В двенадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А. К. Саврасов В. Д. Поленов В девятнадцать лет Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». Она была представлена на выставку и приобретена П. М. Третьяковым для галереи. Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа ожила, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством. В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием прекрасного художник словно очеловечивает природу. «Март» «Золотая осень»