Конспект проведения урока педагогического мастерства. Тема урока: «Я и моя профессия!»

Конспект проведения урока педагогического мастерства
Тема урока: «Я и моя профессия!»
Тип урока: урок-обзор
Форма: час общения.
Вид урока: беседа с практическими заданиями.
Цель урока:
1.Помочь студентам выявить свои склонности к педагогической деятельности, уточнить и расширить представления у студентов об их будущей профессии «учитель начальных классов».
2.Способствовать формированию у студентов устойчивого интереса и положительного отношения, любви к выбранной ими профессии.
3.Воспитывать у студентов желание проявлять активность на уроке, позитивный настрой на предстоящую деятельность.
Длительность: 45 минут
Методы обучения: информационно-развивающий, частично-поисковый, творчески-воспроизводящий.
Оборудование: на доске высказывания известных людей об учителе, тесты,
атрибуты к играм, выставка литературы, методических пособий, мультимедиа средства, презентация, раздаточный материал с цитатами и стихами об учителе.
Ход урока:

I.Организационный момент.
1.Приветствие студентов:
- Добрый день! Рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке педагогического мастерства, дорогие новоиспечённые студенты! Садитесь!
2.Общее знакомство:
- Начинаем самый первый для вас урок в стенах этого учебного заведения,
который буду вести я, преподаватель педагогики - Оганова Наталья Александровна.
3.Поздравление студентов с праздником и пожелание им всех благ:
- Разрешите от себя лично и от лица остальных преподавателей нашего
дружного педагогического коллектива искренне поздравить вас с таким замечательным праздником, как 1-ое сентября, с днём знаний, а также с успешным поступлением в наш педагогический колледж, с началом студенческой жизни и сердечно пожелать вам всего самого доброго и светлого, удачи во всём, стремления и желания учиться, успехов в учёбе, новых, добрых и отзывчивых друзей, крепкого здоровья и всех благ!
II.Основная часть:
1.Беседа об особенностях выбранной профессии, её ценности:
- Сегодня мы с вами поговорим, а о чём, догадайтесь сами!
- Кому за один рабочий день приходится выступать в роли воспитателя, общественного деятеля, психолога, организатора, художника, космонавта (если речь идёт о перегрузках)?
- Правильно, учителю!
Общую тему нашего с вами общения вы определите в конце урока.
- Почему вы решили поступить именно в педагогический колледж?
- Кто конкретно повлиял на ваш профессиональный выбор?
- Почему вы хотите овладеть данной профессией?
(Заслушивание высказываний студентов по этому поводу).
- Что из себя, на ваш взгляд, представляет профессия учителя?
- Какое у вас сложилось представление о данной профессии?
- В каких учреждениях могут работать учителя?
- Всякий ли человек может стать учителем? Почему вы так думаете?
- Кто именно, на ваш взгляд, имеет полное моральное право быть учителем?
- Хотите проверить это относительно себя?
Попробуйте определить, склонны ли вы к профессии сферы «человек – человек», для этого на мои вопросы отвечайте: или «да», или «нет».
а) Проведение со студентами теста по определению их склонности к профессиям сферы «человек – человек».
Если вы на большинство вопросов ответили «Да», то вам предстоит большая работа над собой, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности учителя.
Проведение со студентами теста по педагогической ориентированности. Очень приятно, что результаты теста подтвердили вашу педагогическую ориентированность!
- Кем ещё, на ваш взгляд, можно назвать УЧИТЕЛЯ?
Подберите, пожалуйста, синонимы к данному слову.
б) Проведение игры «Подбери синонимы к слову «учитель».
(Предполагаемые ответы: - педагог, наставник, духовник, тренер интеллекта и памяти, дирижёр мыслей и чувств, «садовник, выращивающий розы» ...).
Обратите внимание на это высказывание, автором которого является Я.Колас: «Педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг, человек, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры».
2.Беседа-рассказ об истории происхождения профессии учителя, её необходимости и особенностях профессии
- Когда именно возникла профессия учителя и с чем это было связано?
а) Выступление студентки группы 3Н2 – небольшой рассказ по теме.
«Профессия учителя – одна из древнейших профессий. Ещё в древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные и талантливые вольнонаёмные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.
В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники. Они должны были хорошо знать науки, но главное – много путешествовать, много видеть, изучать языки, культуру и обычаи разных народов.
В древнекитайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что ещё в 20 веке до н. э. в стране существовало министерство, ведающее делами просвещения народа и назначавшее на должность учителей мудрейших представителей общества.
В средние века педагогами обычно были священники, монахи, хотя в городских школах и университетах ими всё чаще становились люди, получившие специальное образование.
- Когда, по вашему мнению, впервые появилось слово УЧИТЕЛЬ в истории человечества?
Слово «учитель» появилось тогда, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений.
- Что, на ваш взгляд, входило в обязанности учителя?
В киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. По дошедшим до нас преданиям киевский князь Рюрик подавал пример сам и учил своих детей быть скромными целеустремлёнными, добродетельными, сильными и кроткими, как легендарный Давид – юноша-пастух, победивший великого Голиафа.
Уже из этого краткого обзора видно, какой многогранной, образованной личностью должен быть учитель, и эти требования век от века росли».
- А какие, по вашему мнению, требования предъявляются к личности современного учителя?
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель, Учитель с большой буквы? Давайте поиграем с вами в игру, суть которой заключается в следующем: вы по очереди должны назвать профессионально значимые педагогические качества в алфавитном порядке.
3.Проведение со студентами различных игр и упражнений:
а) Игра «Алфавит профессиональных качеств учителя».
- Обладаете ли вы хотя бы частью этих качеств?
- А сейчас я предлагаю вам показать свои артистические способности.
б) Игра-имитация « Изобрази с помощью походки, позы, пантомимики и мимики профессию учителя».
в) Игры на развитие внимания и памяти: «Что изменилось», «Кого не стало».
- В профессиональной деятельности учителя имеет важное значение устойчивое внимание и хорошая память. Давайте потренируем эти необходимые качества. В игре участвует 7 человек, которые выстраиваются в шеренгу, называют по очереди свои имена (заодно и познакомимся), желающий выходит на несколько минут за дверь, стоящие в шеренге меняются местами или один из них садится за парту. Возвратившийся в класс должен определить изменения среди играющих.
- У современного учителя речь должна быть эмоционально выразительной, грамотной, четкой.
г) Проведение упражнений по выразительности и чёткости речи: чтение высказываний об учителе.
- Учитель должен уметь всё делать чётко, быстро, бесшумно.
д) Упражнение-физминутка: «Встань со стула и сядь на него бесшумно».
- Как вы думаете, профессия учителя трудная или лёгкая? Почему вы так думаете? Докажите свою точку зрения, используя примеры из жизни.
е) Игра-задание: назовите плюсы и минусы данной профессии.
Плюсы:
1.Возможность профессионального роста учителя;
2.Богатство социальных связей – с коллегами, учениками, родителями;
3.Разнообразие форм труда (лекции, игры, организаторская деятельность, труд).
4.Возможность удовлетворить высшие человеческие потребности – творческие; 5.Творческая самостоятельность;
Гуманистический («человекообразующий») характер профессии;
7.Летний срок отпуска; 8.Длительный отпуск (48 рабочих дней).
Минусы:
1) Низкая заработная плата, в 2-3 раза ниже инженерской (не только в России, но и в США и в других странах;
2) Ущемление гражданских прав по мотивам политической благонадежности и деятельности по отношению к политике правящих кругов;
3) Строгая регламентация поведения и деятельности учителя, повышенные требования к его нравственному облику;
4) Большие нервные затраты (поэтому отпуск у учителей, к примеру, на 2 недели больше, чем у врача психиатрической клиники).

· - Каких только испытаний не готовит учителю беспокойная жизнь! Это нехватка денег, избыток работы, радость от успехов учеников, слёзы от незаслуженной обиды, усталость от бесконечной суеты и «второе дыхание» от вовремя сказанного слова.
- Настоящий учитель заслуживает очень много добрых, искренних слов любви, уважения, благодарности, поскольку мы часто забываем это делать!
- Давайте с вами вспомним сейчас наших любимых учителей с чувством благодарности и пообещаем себе лично никогда их не забывать!
- Чему же учителя учат в школе?
ж) Задание: вспомните слова к данной мелодии и напойте песню.
(Звучит запись мелодии к песне «Чему учат в школе».)
- Молодцы, вы приняли активное участие в различных играх и упражнениях, отлично справились со всеми заданиями!

3.Рассказ о процессе обучения студентов в педагогическом колледже:
Высказывание П.П. Блонского о подготовке педагога – на доске.
- Все перечисленные выше вами качества, несомненно, необходимы учителю. С этими качествами учитель не рождается, он их постоянно развивает, воспитывает в себе.
Об этом замечательно сказал, верно подметил П.П. Блонский:
(см. на доске: «Педагог должен быть сам воспитанным и образованным
человеком. Поэтому подготовка педагога должна начинаться
с его собственного воспитания и образования».)
- Именно поэтому вы пришли сюда учиться такому непростому ремеслу. И в этом мы: педагоги, преподаватели, психологи, - вам поможем.
а) Выступление студентов группы 3Н2 – небольшой рассказ о студенческой жизни.
б) Перечисление специальных предметов, которые будут изучать студенты:
- С целью получения необходимых знаний, профессиональных умений и навыков вы будете изучать не только общеобразовательные предметы, но и различные интересные специальные предметы: педагогику, психологию, основы педагогического мастерства, различные методики обучения школьников.
в) Демонстрация методической литературы:
Обратите внимание на выставку, где представлена только небольшая часть методической литературы, которую вы будете изучать и использовать не только в процессе своего обучения, но а также и в своей будущей профессиональной деятельности. Недаром К. Д. Ушинский утверждал: «Учить можно до тех пор, пока сам учишься».
- В нашем педагогическом колледже работают очень талантливые, творческие, разносторонне развитые педагоги, с которыми вы ближе познакомитесь в дальнейшем. Многие из них удостоены высоких наград, почётных званий – это можно увидеть на доске почета, расположенной рядом с учительской.

- В век технического прогресса широко внедряются в жизнь новейшие информационные технологии, успешно осуществляется компьютеризация в различных сферах, в том числе и в области образования, поэтому растёт всё больше и больше спрос на учителей грамотных, высококвалифицированных. Так что вы не случайно выбрали данную профессию!
- Несмотря на то, что всё чаще применяется в образовательном процессе дистанционное обучение, оно не заменит радости от непосредственного, доброго, незабываемого общения учителя с учениками.

- Ради чего, по вашему мнению, работает учитель?

г) Решение педагогической ситуации, задачи:

- Как-то поспорили учителя, посвятившие всю жизнь: что считать результатом педагогической работы?
«Я доволен – у меня отстающих нет. Да и троечников немного. Мои отметки подтверждают экзамены в институт», - заметил один.
«Горжусь тем, что многие мои выпускники стали крупными специалистами», - заметил другой.
«а меня волнует, какими они станут людьми, какой будет их последующая деятельность, как они будут воспитывать своих детей», - заключил третий.

Вопросы:

1.Можно ли по этим высказываниям сделать вывод о различии перспективных и стратегических задач которые в учебной и воспитательной работе решают эти учителя?
2.А в чём вы видите результаты своей будущей профессиональной деятельности?

- Настоящий учитель работает не ради наград и званий, не ради денег, а ради светлого будущего подрастающего поколения!
- Очень точно отметил по этому поводу Г. Г. Нейгауз: «Чувство, живущее в самом скромном учителе – вплоть до великих «водителей душ» - чувство это направлено к одной заветной цели: исправлению человека, улучшению его жизни – оно пропитано верой в будущее, в развитие, в прогресс».

III. Подведение итогов урока:

1.Обобщение:
- Так о чём же мы с вами сегодня говорили?
- Сформулируйте тему нашего урока педагогического мастерства.
- Сегодня мы с вами говорили о необходимости и особенностях работы учителя, определяли, какие требования предъявляются к человеку данной профессии, какими качествами он должен обладать.
- Хочется зачитать вам мини-сочинение, которое написала бывшая студентка нашего педагогического колледжа, учитель начальных классов.
Зачитывание мини-сочинения одного из студентов на тему: « Я и моя профессия!».
2. Анализ активности студентов на уроке:
- Сегодняшнее наше с вами общение показало то, что вы неслучайно выбрали профессию учителя, целенаправленно пришли к нам её осваивать, у вас имеется большой творческий потенциал, потребность к процессу познания и желание постоянно работать над собой.
3. Общие выводы о профессии учителя, чтение отрывка стихотворения.
-Бесспорно, профессия учителя является одной из самых уважаемых, почёт-ных и благородных профессий, требующей большой самоотдачи, терпения, самообладания и безграничной любви к детям. Великое счастье встретить та-кого педагога, который учит доброте, справедливости, учит быть Человеком!
Очень точно сказано: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» (Л. Н. Толстой).
- Хочется закончить наш урок стихотворением «Учитель».
Выступление студентки-первокурсницы:
В нашей жизни всё неповторимо,
Так ведётся издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живёт в учениках.
Кто с великой щедростью душевной,
С добротой сердечной без конца
Дарит детям с силой неизменной
И слова, и думы, и сердца.
Чтоб навечно было вдохновенье,
Настоящий творческий задор,
И мечты прекрасной окрыленье,
Мысли нескудеющий простор.
Учит – это значит душ строитель,
Учит – значит, видит жизни бег.
Верю я, что истинный учитель –
На земле счастливый человек!
IV. Окончание урока:
- Спасибо вам за внимание и за продуктивное общение!
- До свидания!
- До новых встреч!
Высказывания об учителе:

«Учитель – это стекло, через которое ребёнок смотрит на жизнь». –
Ш.А. Амонашвили.
«Учить можно до тех пор, пока сам учишься». К.Д. Ушинский.
«Чтобы обучать другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». - М. Монтень.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» В.О. Ключевский
«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое».- Пирогов Н. И.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». -
Д.И. Менделеев.
«Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». - А. Дистервег.
«Во всём, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании – особенно, неудобно как переговаривать, так и недоговаривать». - В.О. Ключевский.
«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». – В.О. Ключевский.
«Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью». – А.П. Чехов.
«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». – Н.Г. Чернышевский.
«Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним». - Л.Н. Толстой.
«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». – В. Гёте.








13PAGE 15


13PAGE 14715




15