Презентация по коррекции чтения Семантическая дислексия


Коррекция специфических нарушений чтения у учащихся с семантической дислексиейАвтор: Коровинская Наталья Васильевна, учитель-логопед МОСШ № 3 Объектом исследования является проблема проведения коррекционной работы в современных условиях.Цель исследования состоит в том, чтобы понять причины, лежащие в основе нарушений чтения, разработать эффективную методику предупреждения и коррекции семантических нарушений у учащихся. Задачи исследования:Проанализировать теоретический и практический материал по проблеме формирования навыка чтения у младших щкольников. Обследовать навык чтения учащихся с целью выявления у них дислексии.Рассмотреть различные подходы к коррекции специфическихнарушений чтения, связанных с нарушением понимания текста.Разработать и использовать систему разнообразных заданий с целью формирования технических навыков чтения и процесса понимания смысла читаемого.Гипотеза исследования: систематическая, комплексная и поэтапная коррекция семантической дислексии будет способствовать орфографической зоркости учащихся, предупреждению возникновения семантической дисграфии. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; изучение работы логопедов-практиков.Практическая значимость исследования заключается в разработке и систематизации приемов коррекции семантической дислексии. Исследование проводилось с 2006 г. по 2009 г. Было изучено 12 учащихся первого класса МОСШ №3. Эта группа наблюдалась в течении 3 лет. Средний возраст 7, 8, 9 лет. Для учащихся 1 класса предлагались следующие виды заданий из «Альбома обследования чтения». (Приложение №1): Нахождение, узнавание и называние букв. Чтение слогов. Чтение слов. Чтение предложений. Чтение текста. Альбом обследования(Н. М. Трубникова)Обследование усвоения букв Назвать указанную букву.П а в о т н и м с в ч ы у к е ш л щ д б Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам).П б с з ш ж р л с ц к г в ф ч щ д т Назвать буквы, написанные разными щрифтами.А, а А, аБ, б Б, бВ, в В, в Назвать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением. Р - , З - , С - , Г - , Ь - . Назвать букву, перечёркнутую дополнительными штрихами.В И Р Е А О З У П Ы Л Ю Ь М Н С Щ Найти среди сходных по начертанию букв нужнуюЛА ЛМ АД ЛД ГБВР ВЗ ВЫ ГТ ГЕКЖ ГП ПН ПШ ШЦСО КХ НИ ОР ЙИ Обследование чтения слогов.Прочитать прямые слоги.Са, шу, ха, ну, со, ры, да, ми, ты, зу, пи, хо.Прочитать обратные слоги.Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом, ек, ют, ис.Прочитать слоги со стечением согласных.Ста, кро, тру, гло, цви, вло, клу, пре.Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными.Та – тя, ка – кя, зу – зю, ло – лё, са – ся, ду – дю. Обследование чтения слов.Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи).Рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, шалаш, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички.Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?»Бровь, журавль, строчка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки.При обследовании понимания слов предлагаются такие задания:А) Прочитать слово, найти его изображение по картинке и положить соответствующую надпись.Картинки с изображениями животных и предметов; карточки с надписями к этим предметам.Тетрадь, туфли, кукла, портфель, пальто.Б) Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку.Ручка, цветок, кубик, галоши,валенки. В) Прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам. Жук – сук Стул – стол Шкаф – шарф Уточка – удочка Киска - мискаГ) Прочитать слова с пропущенными буквами.Руч…а…апочкиК…ыш…аКонве… …М…л…коКо…к…Бу…аш…а Обследование чтения предложений.Задания:А) Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие.Покажи глаз.Подойди к стене.Возьми ручку.Встань со стула.Подними руку.Б) Прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы.Сюжетные картинки и предложения:Лампа стоит на круглом столе.Мальчик поднял гирю.Иван Иванович старше Николая.Дядя Витя отдыхает после работы в кресле.Плотник строгает доску на деревообрабатывающем станке. Обследование чтения текста.Проводится на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном. Подарок. На день рождения мамы львёнок Лёва нёс в подарок воздушный шарик. Увидев красивую бабочку, которая села на цветок прямо перед ним, львёнок от неожиданности выпустил ниточку из лап. Шарик взлетел вверх и зацепился за пальму. - Как же я достану подарок для моей любимой мамочки?! – огорчился львёнок Лёва.Не переживай, малыш! Я тебе помогу, услышал львёнок голос жирафа, который важно прогуливался рядом. И через несколько минут львёнок отправился дальше, крепко прижимая к себе воздушный шарик.Ответь на вопросы:- Как звали львёнка?- Куда шёл львёнок?- Что нёс львёнок в подарок маме?- Что случилось с воздушным шариком?- Кто помог малышу?- Почему жирафу удалось снять шарик с пальмы? Параметры исследованияОшибки 1классКол-во12уч%Узнавание, называние, нахождение букв433%Чтение прямых, обратных слогов650%Чтение слогов со стечением согласных650%Слоги с твёрдыми-мягкими согласными542%Чтение слов433%Лексическое значение слов650%Понимание слов325%Чтение предложений650%Чтение текста650% Виды дислексических ошибок 1 классвиды ошибок33%50%50%42%33%50%25%50%50%Узнавание, нахождение, называние буквЧтение прямых, обратных слоговЧтение слогов со стечением согласныхСлоги с твёрдыми-мягкими согласнымиЧтение словЛексическое значение словПонимание слов]Чтение предложенийЧтение текста Параметры исследованияОшибки 2 классКол-во12уч%Узнавание, называние, нахождение букв325%Чтение прямых, обратных слогов433%Чтение слогов со стечением согласных433%Слоги с твёрдыми-мягкими согласными433%Чтение слов325%Лексическое значение слов542%Понимание слов217%Чтение предложений433%Чтение текста433%Виды дислексических ошибок 2 классвиды ошибок25%33%33%33%25%42%17%33%33%Узнавание, нахождение, называние буквЧтение прямых, обратных слоговЧтение слогов со стечением согласныхСлоги с твёрдыми-мягкими согласнымиЧтение словЛексическое значение словПонимание слов]Чтение предложенийЧтение текста Параметры исследованияОшибки 3 классКол-во12уч%Узнавание, называние, нахождение букв18%Чтение прямых, обратных слогов217%Чтение слогов со стечением согласных217%Слоги с твёрдыми-мягкими согласными217%Чтение слов217%Лексическое значение слов325%Понимание слов18%Чтение предложений325%Чтение текста325%Виды дислексических ошибок 3 классвиды ошибок8%17%17%17%17%25%8%33%33%Узнавание, нахождение, называние буквЧтение прямых, обратных слоговЧтение слогов со стечением согласныхСлоги с твёрдыми-мягкими согласнымиЧтение словЛексическое значение словПонимание слов]Чтение предложенийЧтение текста Параметры исследованиясреднее количество ошибок до коррекционной работысреднее количество ошибок после коррекционной работыкол-во ошибок%кол-воошибок% Высокий уровень (чтение без ошибок)00%18%уровень выше среднего (2-3 ошибки дети самостоятельно замечают и исправляют)18%217%средний уровень(3-4 ошибки дети самостоятельно замечают и исправляют)217%433%уровень ниже среднего (4-6 ошибки, значительное количество исправлений)650%540%низкий уровень (более 6 ошибок, многочисленные исправления)325%0 0%Исследование состояния чтения на материале текстов .Диаграмма состояния чтения0%8%17%50%25%8%17%33%40%0%8%17%33%40%50%60% Высокийуровеньуровень вышесреднего средний уровеньуровень нижесреднегонизкий уровень до коррекционной работыпосле коррекционной работы Психолого-педагогические аспекты акта чтения. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Понимание «осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение» (Д.Б. Эльконин). Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения:овладение звуко - буквенными обозначениями;послоговое чтение;становление синтетических приемов чтения;синтетическое чтение Современное состояние вопроса о нарушениях чтения. Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок.- Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков ( звонких и глухих, аффрикат), графически сходных букв.- Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных при стечении, пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения, добавления звуков, перестановки звуков, пропуски, перестановки слогов. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения.- Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов. Исследования Р.И. Лалаевой позволили определить следующие виды дислексии: оптическая мнестическая фонематическая семантическая аграмматическая тактильная.Семантические дислексии Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений текста. Анализ результатов исследования детей с семантическими дислексиями позволяет выделить три фактора, обусловливающих семантические нарушения чтения: 1) трудности звуко-слогового синтеза; 2) нечеткость, недифференцированность представления о синтаксических связях внутри предложения; 3) бедность словаря. Методика организации и проведения коррекционной работы по упрочению звуко-буквенных связей; автоматизации слогослияния; формированию понимания текста.Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трех направлениях:развитие слогового синтеза;развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении;расширение и уточнение лексики. 1. Обследование чтения Методика Н. М. Трубниковой. «Альбом обследования чтения».2. Коррекционная работа Развитие слогового синтеза.Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам ( д, о, м; к, а, ш, а ).Назвать слитно слово, произнесенное по слогам ( ку – ры, ба – буш – ка ).Составить слово из слогов, данных в беспорядке. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам ( Де – ти иг – ра – ют во дво – ре ). ЛОКОМОБАБАРАНЫЛОМЫШИКАДАКИРАНКАБАСОПУЦАНИТА Приложение № 6 «Путаница» ТЫКОВАКАРУШОНОЖИКОКАЛАДСОРОКАРУКАНЫДАМАНРИ«Собери слово» Приложение №7«Тренажёр согласных» 1 2 3 4 5 6 71) в д з р ш л п2) р в п т с т к3) т х р м п т ж4) г р в м к з р5) б з с к т ф ш6) т ж л м н с ч7) р м ф х в д г8) ц к т р с ч ш9) в д к в ф д р10)г з с р п з б11)м н б д ф м ш Формирование навыка буквосложения, слогообразования, словосоставленияВГДЗ…У…У…У…УУВГДЖ…А…А…А…ААПриложение № 8 ФОФКТШСХЦЧЩоПУПФКТШСХЦЧЩПУ«Веселые слоги» «Составь слова из слогов»ПО + ЛО + СА = КА + ЛИ + НА = ЗА + НО + ЗА = ШИ + РИ + НА = СО + БА + КА = БЕ + СЕ + ДА = ГО + ЛО + ВА = БО + РО + ДА = ТИ + ШИ + НА =РЕ + ЗИ + НА = ДО + РО + ГА = Развитие грамматического строя речиЛогопедическую работу по коррекции грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений веду в следующих направлениях:работа над морфологической системой языка (словоизменением исловообразованием);формирование структуры предложений.Последовательность работы: 1) дифференциация речевых единиц (форм слов, структуры предложений) в импрессивной речи; 2) автоматизация грамматических форм в экспрессивной речи; 3) закрепление правильных грамматических форм в письменной речи. Развитие словоизменения существительных провожу в следующем порядке:дифференциация именительного падежа единственного и множественногочисла;закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такойпоследовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания У,А-Я), родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж;предложно-падежные конструкции единственного числа;формы существительных множественного числа, сначала беспредложные,затем с предлогами. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, атакже с предлогами С, ИЗ, ДО, со значением направления действия(лежит у забора, берет с парты);дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), спредлогом К (значение направления действия). Плывет по реке;винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значениенаправления действия). Ставит на стол;творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значениеместонахождения), обозначающими часть пространства, в пределахкоторого совершается действие, а также с предлогом С (значениесовместности). Лежит за книгой. С блюдцем;предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающимиместонахождение предмета (лежит на столе). Приложение № 9«Весёлые предлоги»Задание: Составь предложения, используй разные предлоги. Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану: согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе; согласование глагола прошедшего времени и существительных в роде и числе; дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. Виды заданий: 1. Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. 2. Вставка в предложения пропущенных слов. 3. Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Приложение №10Прочти, спроси, ответь.1. Мячик, Катя, в, комнате, катала. Кто? Что делала? Где? Под, закатился, кровать, он. Что произошло с …? Из-под, взяла, мячик, и, Катя, палку, достала, кровати. Кто? Что сделала? Что…? Откуда?2. Коля, сидели, и Катя, балконе, на. Кто? Где? Со, Костик, змеем, ним, к, пришёл. К кому? Кто? Нитки, к, привязали, змею, и, Коля, Костик. Кто? Что? Катя, мальчикам, помогала. Кто? Кому? С, Костя, запустил, балкона, змея. Кто? Откуда? Приложение №10Вставь слово в предложение.1. Кира купила красивый________ . Это была_______ фиалка. Она поставила горшок с фиалкой на _________. Каждый день Кира ________ фиалку . Скоро из-за листиков фиалки появились новые ___________ .2. Маленькая Клава качает коляску со своей __________ . Вдруг замяукала _____________ . - Тише, ________ , мою дочку разбудишь, - сказала _______ .3. Воспитательница пошла с группой на ____________ . Гуляли они на игровой ___________ , огороженной _________ . Ребята прыгали, _________ , _________, в разные игры. Приложение №10Скажи правильно.1. Мама купила Юле голубую юбку. Мама купила Юле голубая юбка. 2. Коля строит дом из кубиков. Коля строит дом из кубики. 3. Мама и папа пошли в магазин за продуктами. Мама и папа пошли в магазин за продуктов.4. Маленький ёжик ползал под ёлкой. Маленькая ёжик ползал под ёлкой.5. Тамара подарила Свете куклу. Тамара подарил Свете куклу.6. Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принёс её отцу. Мальчик поймали на огороде беленькую бабочки и принёс её отцу. Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста. Использую следующие задания :Прочитать слово и показать соответствующую картинку.Прочитать слово и выполнить соответствующее действие.Прочитать слово и ответить на вопрос Найти в тексте ответ на заданный вопрос.Разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитаннымтекстом. Выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке.После прочтения текста поместить сюжетную картинку на свое место всерии сюжетных картинок.После прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетныхкартинок.После прочтения текста найти ошибку в последовательностисюжетных картинок.Найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильнойпоследовательности в серии сюжетных картинок. Приложение № 11«Времена года»Задание: 1. Прослушай рассказ. Назови его. Перескажи рассказ по картинкам, данным справа. Лето. Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко, светит ярко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника.2. Что тебе больше всего нравится летом? «Времена года»Задание: 1. Прослушай рассказ «Зима». Перескажи рассказ по картинкам справа. Зима. Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи.2. Что тебе больше всего нравится зимой? «Времена года»Задание: 1. Прослушай рассказ «Весна». Перескажи рассказ по картинкам, данным справа.Весна. Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.2. Что тебе больше всего нравится весной? «Времена года»Задание: 1. Прослушай рассказ «Осень». Перескажи рассказ по картинкам, данным справа. Осень. Осенью небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты теряют листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква. 2. Что тебе больше всего нравится осенью? Обед.Мама на кухне варит суп. Суп готов, мама наливает суп Кате. Катя идет обедать. Катя ест суп из тарелки. Цветы. Вскопал Витя лопатой грядку. Посадил он в землю семена цветов. Витя ухаживал за всходами, поливал их. У мальчика выросли красивые цветы. Составь связный текст. Новый год. Катя с Алёной сделали игрушки из цветной бумаги и фольги. Папа принёс из леса пушистую ёлочку. Они повесили на ёлку разноцветные шары и гирлянды. Скоро Новый год. Вся семья справляла Новый год возле лесной красавицы. Гроза. После дождя всё заблестело яркими красками. Прохожие попрятались от дождя под зонтами. Был тёплый летний день, вдруг налетели тёмные тучи. Загрохотал гром, сверкнула молния. Подул порывистый ветер. Полил настоящий ливень.Приложение № 12 Приложение № 13Придумай конец прочитанного текста. Чего недоставало белке. Поймал охотник белку и посадил в клетку. Целый год жила она в неволе и уже не надеялась вернуться в родной лес. Но случилось, что охотник однажды забыл закрыть клетку… Мальчики помогли. Один раз Володя и Коля увидели около своего дома галку с подбитым крылом. Она не могла летать, и мальчики взяли её домой… Игра в футбол. Славе Горбунову восемь лет. Он очень любил футбол. Однажды на школьной площадке должны были играть команды двух пятых классов. Но в одной команде не хватало нападающего.- А ну, футболист, иди к нам, - позвал Славу капитан этой команды. И маленький футболист вышел на поле… Методы работы по расширению, уточнению и систематизации словаря Использую следующие задания по уточнению и систематизации лексики:Подбор синонимов к прочитанному слову.Подбор антонимов к прочитанному слову.Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.Объяснение значений прочитанных слов.Соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием {огурец -овощ, груша - фрукт и т.д.).Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Яблоко - этофрукт. А какие вы еще знаете фрукты?»; «Бежать - это быстродвигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначают движения людей или животных?»Придумывание нескольких глаголов к прочитанному слову-существительному. Например: дождь что делает? - капает, моросит,идет, шумит, льет и т.д.Подбор определений к прочитанному слову-существительному (денькакой может быть? — солнечный, ветреный, пасмурный и т.д.).К названию животного подобрать название его детенышей илиназвание его жилища.10.Подобрать родственные слова к прочитанному слову (стол — столик,столовая). Эффективность коррекционной работы по развитию речи.Приложение № ?Обследование уровня развития устной речи учащихся Обследование уровня развития письменной речи Обследование уровня развития чтения Диагностика результативности по коррекции семантических отклонений Таким образом, описанная методика по развитию звуко-буквенных связей, автоматизации слогослияния, формированию понимания текста способствует профилактике и коррекции семантической дислексии у младших школьников. В ходе проведенной работы у учащихся начальных классов с речевым недоразвитием значительно повысился уровень развития навыка чтения, понимание прочитанного, повысилась общая успеваемостьСпасибо за внимание !