Профилактическая психолого-педагогическая программа по подготовке детей к семейным формам устройства Моя семья


Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гусевский центр помощи детям»
(ГКУСО РО Гусевский центр помощи детям)
428117052070Утверждаю
Директор ГКУСО РО Гусевского
центра помощи детям
______________О.В. Донченко
Приказ от «__»________2016 года

00Утверждаю
Директор ГКУСО РО Гусевского
центра помощи детям
______________О.В. Донченко
Приказ от «__»________2016 года


-68580635РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА
Педсоветом
Протокол
от « » ____________№___

00РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА
Педсоветом
Протокол
от « » ____________№___



Профилактическая психолого-педагогическая программа по подготовке детей к семейным формам устройства
«Моя семья»
Срок реализации программы: 3 месяца
Участники программы:
дети в возрасте от 7 до 18 лет
Разработала программу педагог-психолог:
Комарова Юлия Леонидовна
х. Гусев,
2016 год
Содержание
1 Пояснительная записка 3
2 Цели и задачи программы 4
3 Участники программы 4
4 Принципы реализации программы 4
5 Структура программы 5
6 Календарно-тематический план программы 5
7 Материально-техническое обеспечение 6
8 Планируемый результат 7
9 Литература 7
10 Приложения 9
1.Пояснительная записка
Психолого-педагогическая программа по подготовке детей к семейным формам устройства актуальна и необходима. По данным Госкомстата, на сегодняшний день около 170 тысяч детей лишены родительской заботы и воспитываются в государственных учреждениях интернатного типа. Данная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до недавнего времени была в России традиционной. Однако воспитанники государственных учреждений в большинстве своём оказываются неготовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, создания полноценной семьи, определения своего места в жизни.
Социализация детей, лишённых родительского попечительства, проходит таким образом, что у ребёнка формируется негативный образ взрослого. И вырастая, эти дети повторяют деструктивную модель семьи своих родителей. Суть социальной реабилитации заключается в том, чтобы вернуть или воссоздать способности ребёнка к жизни и адаптации в социуме, обеспечить условия для принятия и понимания ребёнком законов социального мира и помочь ему найти и занять своё, соответствующее развитию его личности, место в обществе.
Опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье даёт возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.
Поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остаётся основной функцией семьи, а развитие ребёнка органически вписано в её жизнедеятельность.
Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребёнка именно в семье становится реальностью.
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьёзными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Именно в семье ребёнок получает представление о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Вместе с членами семьи он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Для того чтобы ребёнку, оставшемуся без попечения родителей и воспитывающемуся в государственном учреждении, было легче влиться в замещающую семью, необходимо провести его психологическую подготовку.
Программа включает в себя характеристику основополагающих моментов подготовки детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в государственном учреждении, к переходу в замещающую семью.
2.Цели и задачи программы
Цель – создание психолого-педагогических условий для положительной адаптации ребёнка в замещающей семье.
Задачи:
-способствовать снижению уровня тревожности;
-формировать позитивной мотивации общения и развитие коммуникативных качеств;
-формирование позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе;
-формирование навыков адекватного ролевого поведения в различных ситуациях.
3. Участники программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-18 лет.
Исполнителями программы являются педагог-психолог, дети ГКУСО РО Гусевского центра помощи детям.
4. Принципы реализации программы
-Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.
-Принцип эмоционального комфорта. Создание на занятиях атмосферы, где дети могут свободно выражать свои мысли и идеи, которая помогает развивать способности каждого ребенка, раскрывать его творческий потенциал.
-Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, педагог помогает ему овладеть новыми способами взаимодействия и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
-Принцип вариативности, гибкости. Готовность психолога проводить занятия, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей.
-Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
-Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
5. Структура программы
Программа состоит из трёх направлений:
Диагностика.
Консультирование.
Коррекционная работа.
Структура занятий разработана в соответствии с возрастом детей: группы 7-11 лет младший школьный возраст (МШВ) и 12-18 лет подростковый возраст (ПВ).
6. Календарно-тематический план программы
Срок реализации 3 месяца. Программа рассчитана на 12 часов, по 4 занятия в месяц.

п\пТема Вид работы Форма работы Сроки реализации Кол-во
часов
1 Вводное диагностическое занятие Анкетирование:
- тест Люшера;
- методика «Незаконченное предложение»;
- проективная методика «Рисунок семьи в образах сказочных или мифологических животных» ГР 1 месяц
1
2 Путешествие в страну «Я» Занятие с элементами тренинга ГР 1 месяц
1
3 «Семья» Кинезиологическая коррекция ИР 1 месяц
по 30 мин на одного воспитанника
4 Диагностика тревожности Анкетирование:
- тест-опросник Спилбирга-Ханина (диагностика тревожности) ГР 1 месяц
1
5 «Сказка о бабочке сновидений» Арт-терапия ГР 2 месяц
1
6 Мои страхи Кинезиологическая коррекция ИР 2 месяц
по 30 мин на одного воспитанника
7 Семейные ценности Дискуссия ГР 2 месяц
1
8 Рисуночный тест Варттега. Анкетирование ГР 2 месяц
1
9 «Когда мы понимаем, что нас любят?..» Кинезиологическая коррекция ИР 3 месяц
по 30 мин на одного воспитанника
10 «Комплементы» Занятия с элементами тренинга ГР 3 месяц
1
11 Повторная диагностика Анкетирование:
- тест Люшера;
- методика «Незаконченное предложение»;
- проективная методика «Рисунок семьи в образах сказочных или мифологических животных» ГР 3 месяц
1
12 «Вместе – целая семья»
заключительное занятие. Арт-терапия (создание коллажа) ГР 3 месяц
1
Итого: 12
ГР – групповая работа; ИР – индивидуальная работа.
7. Материально-техническое обеспечение
Особенности реализации программы предполагает наличие хороших технических условий, позволяющих в автономном режиме достигать поставленных целей, обеспечивать психолого-педагогическую помощь в режиме реального времени.
Основные требования к технической базе:
-наличие отдельного кабинета для проведения групповых занятий;
-наличие аудио и видео аппаратуры (музыкальный центр, интерактивная доска, компьютер, телевизор);
-наличие игрового материала;
-наличие канцелярского материала (листы А4, ручки, карандаши цветные, карандаши простые, фломастеры, гуашевые краски, кисточки, ножницы, клей, ватманы и др.).
8. Планируемый результат
-повышение уровня готовности ребёнка к жизни в новой семье;
-создание условий для комфортного перехода ребёнка, оставленного без попечения родителей, в новую семью;
-повышение самооценки детей;
-формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
9. Литература
Анн Людмила «Психологический тренинг с подростками»
Белоусова О. В., О. В. Галстукова «Социальный педагог в школе»
Гринберг С. Н., Е. В. Савельева, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова «Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги»
Гринберг С. Н., Е. В. Савельева, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова «Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги»
Гришанова О. С. «Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы»
Гусева Е. Г., О. В. Ковельская, Ю. А. Ворошило, И. П. Носивская «Психологическое сопровождение приёмной семьи»
Дробинина Н. Н. «Классные часы»
Иовчук Н. М., А. А. Северный, Н. Б. Морозова «Детская социальная психиатрия для непсихиатров»
Клюева Н. В., Ю. В. Касаткина «Учим детей общению»
Никитина Н. И., М. Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога»
Овчарова Р. В. «Справочная книга социального педагога»
Орлова Л. В., Н. В. Кастюк «Социально-психологическая помощь»
Ослон В. Н. « Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья»
Прихожан А. М., Н. М. Толстых «Психология сиротства»
Родионов В. А., М. А. Ступницкая «Прививка от стресса. Профилактика негативных последствий воздействия стресса на детей»
Степанов Н. С. «Комплекс психологических методик диагностики социального развития ребёнка и внутрисемейных отношений в замещающей семье»
Степанов Н. С. «Моя семья. Практическое пособие для работников детских домов»
Тейлор Кэтрин «Психологические тесты и упражнения для детей.» Книга для родителей и воспитателей.