Памятка для родителей Преодоление трудностей на письме с помощью игровых упражнений


Родительское собрание - практикум: "Учись играть, чтобы учиться играя!"
Памятка для родителей
"Преодоление трудностей на письме с помощью игровых упражнений"
1. При недостаточном развитии внимания нужно развивать орфографическую зоркость.
Упражнение «Найди ошибку» Поиск и исправление слов с пропущенными буквами. При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.Пропускать можно:-ударные гласные,-согласные, которые стоят перед гласными.-букву ь, когда она стоит после согласного.
Орфографическое чтение
Предложите ребёнку прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
Для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.
"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности.
Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день.Упражнения для развития внимания.
Игра «Слово наоборот».
Взрослый произносит слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.Например: анул – луна, торк – крот. Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки  в нужной последовательности, не пропуская ни одного.Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю. В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно. Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк,  акжонокорос,  нофотингам и т.д.Совет: чтобы перевернуть длинное слово, нужно разбить его на слоги, а потом переворачивать каждый слог.Научите этому приему ребенка, и он с легкостью будет переворачивать самые длинные слова, а заодно и отработает такое важное умение, как деление на слоги.
И ещё небольшое дополнение. Для этой игры необязательно выделять определённое время - играйте во время поездки или когда куда - нибудь идёте.
А теперь поменяйтесь ролями: дети будут вам загадывать слова, а вы их отгадайте!
2) Упражнение "Охота на кота".
Детям предлагаются тексты, вырезанные из газеты, журнала. По команде дети должны вычеркивать из текста три буквы: к, о, т, как можно быстрее и с меньшим числом ошибок.
Блок игр направленный на развитие самоконтроля.
Игра с условным названием «Хоккейный счёт».
Правила. Ведущий называет слово, например, «ВЕТЕР», а игрок называет количество букв в каждом слоге в виде счёта – 2:3.
Время на ответ 5 сек для слов до 6 букв и не более 10 сек для других.
Примеры. ПА-У-КИ – 2:1:2,  СТОЛ – 4:0,  ВЕРБЛЮД – 3:4,  ШКОЛЬНИК – 5:3.
Рекомендации.
Вводить условие выигрыша матча, например, до 5 или 10 побед или проигрышей.
Деление на слоги делать в разрыв между согласными. Например, КОШ-КА,  а не КО-ШКА.
Игрок может записывать свой счёт для его проверки по загаданному слову.
Если ребёнок не умеет делить слова на слоги, то до игры проговаривать и простукивать другие слова по слогам.
2) Тренироваться в игре «Хирург». 
 Правила: Карандашом поделить текстовые слова из книжек или словаря вертикальными чёрточками между слогов, как бы делая хирургические разрезы.
Рекомендации. Проводить "операции" не менее, чем с  30 словами.
Игра "Тормоза"
Для закрепления этого навыка использовать при выполнении домашнего задания приём-игру «Тормоза». «ТОРМОЗА» включаются для руки после каждого слога в записываемом слове. В конце каждого слога школьник должен оторвать ручку от бумаги на короткое время. Хороший результат, если он сможет сделать все остановки в 5 словах подряд,  почти не теряя общей скорости письма.
Игра «ПП» – письменная – печатная.
Правило. Объявляется буква, которую надо писать печатной формой в диктуемых словах. Она не должна соединяться с соседними буквами. Например, объявляется буква Е и диктуется слово ВЕТЕР. Оно должно быть записано игроком вот так: вЕтЕр.
Проигрыш засчитывается даже тогда, если пошло соединение от предыдущих букв. В нашем случае от букв  в и т. Между названной буквой должны быть просветы с соседними буквами.
Игра разбивается по сложности и уровням. Сложность определяется количеством слов и количеством заданных букв. Количество слов не более пяти. Их можно диктовать одним предложением. Количество букв не более трёх.
Например, задание второй сложности. Объявляются буквы: А и К и диктуется предложение: «Шакал кушал шашлык». Должно быть записано: «шАКАл  КушАл  шАшлыК».
Уровни или лиги (вторая лига, первая и высшая) определяется местоположением требуемой буквы.
Вторая лига – это когда печатается объявленная буква. Это предыдущий пример.
Первая лига – это когда печатаются буквы перед объявленной. Например, для нашего предложения про шакала и объявленной буквой  К  должно быть написано: «шАкаЛ  кушал  шашлЫк».
Высшая лига – это когда печатаются буквы за одну перед объявленной. Для нашего примера и буквы К должно быть написано: «ШакАл  кушал  шашЛык».
Первая и высшие лиги заставляют представлять местоположения букв заранее, что концентрирует внимание и повышает самоконтроль.