Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности.


Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности.
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.
Как отмечает А. И. Савенков, экспериментирование и исследовательская практика ребенка- дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Цели: создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности, интеллигентно-творческого потенциала личности ребенка через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
3 Развитие сенсорных механизмов, которыми ребенок познает и будет дальше познавать мир;
4. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий;
5. Развитие самостоятельности – как основной, базовой характеристики взрослеющей личности.
Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.)
Условия для проведения опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открываться для его творческой деятельности.
Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления об окружающем мире, им представляется возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
В связи с этим, особенно важную роль в своей педагогической работе я отвела развитию познавательной деятельности дошкольников.
Методы и приемы формирования опыта, которые применяет воспитатель, должны учитывать уровень познавательных способностей детей, потому непосильные задачи могут подорвать веру воспитанников в свои силы и не дадут положительного эффекта. В своей педагогической работе методы и приемы развития познавательной активности активно применялись в НОД. Они реализовывались как в индивидуальной, так и групповой форме, режимных моментах.
Поэтому система работы воспитателя по развитию познавательной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников, развития их мышления. В процессе обучения ребенок осуществляет различные действия, в которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память и др.
Программа познавательной деятельности предполагало перспективное планирование НОД 1 раз в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы.
Таким образом, на базе знаний актуальных теорий о познавательной деятельности, задачей педагога является сформировать корректный познавательный опыт дошкольника. У воспитанника необходимо развивать мотивацию завоевания успеха и, наоборот, необходимо снижать желание избегать неудач. Ребенку нужно вырасти человеком, уверенным в себе, способным развивать свои личностные и нравственные достижения.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Так как, дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому обучение должно входить в жизнь ребенка через ворота детской игры. Познание же является творческим процессом, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развить в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия.
В ходе проведенной работы, следует, что развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет сформировать у них опыт познавательной деятельности при соблюдении определенных педагогических условий:
– учитывать содержание и форму организации познавательной деятельности, проектирующие определенный тип мышления;
– представлять исследуемый материал, как нечто необычное, новое, контрастное, что входит в противоречие с определенными представлениями дошкольников;
– использовать разновидности познавательной деятельности (моделирование, исследование, экспериментирование, проектирование, разнообразные интерактивные формы организации деятельности, с учетом механизмов индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей;
– сохранять ведущую роль педагога, в ситуации, что у детей должно оставаться чувство, что проблема и способы ее решения избраны ими самостоятельно;
– использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
– по необходимости, создание кружка «Чудеса», благодаря которому будет поддерживаться работа по развитию познавательной активности, интереса, расширению кругозора воспитанников.
Список использованной литературы:
1. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 256 с.
2. www.sheksna.edu35.ru
3. www.revolution.allbest.ru/psychology.