Презентация опыта Эстетическое развитие детей в театрально-игровой деятельности


Эстетическое развитие детей в театрально-игровой деятельности Кальянова Светлана Алексеевна Музыкальный руководитель Ульяновск, 2016 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кристаллик» Цель исследования – изучить влияние кукольного театра на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.Объект – процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Предмет - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра. Гипотеза – использование кукольного театра в развитии творческих способностей детей будет эффективным при следующих условиях:- наличие и развитие представлений и интереса детей к различным видам театра;- наличие игровых зон с соответствующим оборудованием в ДОУ;- наличие доступных средств художественного оформления спектаклей;- овладение детьми правилами и приемами работы с куклами различных систем. Задачи:изучить теоретический аспект развития творческих способностей детей седьмого года жизни, посредством кукольного театра.2. Определить уровни развития творческих способностей детей подготовительной группы.3. Разработать комплекс педагогических мероприятий и средств развития творческих способностей детей данной группы.4. Определить обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса педагогических мероприятий по развитию творческих способностей детей через театр кукол. Новизна:1. форма работы – кружковая;2. в представленном материале предполагается работа по двум направлениям:а) художественное (обучению работе с куклой на ширме),б) прикладное (работа по изготовлению театральных кукол);3. акцент, в работе по изготовлению кукол, сделан на метод «папье-маше». При помощи этого метода создаются и пальчиковые куклы (головы для упражнений), и головы перчаточных, и тростевых кукол;4. изготовление и использование тростевых кукол с мягкой головой: мимические куклы (с открывающимся ртом);5. использование в работе над сценарием приема «Сказка на новый лад», с целью развития творческого воображения, нестандартного мышления;6. использование домашнего задания (упражнения на беспредметные действия, речевые упражнения ). Методика диагностики состояла из нескольких заданий:- представления (собеседование);- практические задания (игры, этюды, упражнения). Констатирующий этап В собеседовании было 11 вопросов. Практические задания: 1. «Палитра спектакля» (игра-рисование, выявление умений художника-оформителя). Это задание проводилось на занятии.2. «В гостях у папы Карло» (игра - художественный труд, выявление бутафорских способностей).3. «Скажи по-разному» (упражнение на выявление актерских умений, выразительности речи). Это задание проводилось на занятии по развитию речи.4. «Покажи как надо» (игра-импровизация, выявление актерских умений кукловождения). Это задание проводилось в театральной гостиной.5. «Новое приключение Буратино» (игра-фантазирование, выявление режиссерских умений). Характеристика, уровней творческой подготовленности детей седьмого года жизни. Уровни Критерии Актерские способности Режиссерские способности Художник-оформитель Низкий Ребенок чувствует себя скованно, будучи актером; забывает основные правила кукловождения; играет не увлеченно. Безинициативен, не обладает организаторскими способностями; не проявляет оценочного суждения; не формирует мнение о театре. Не владеет художественно-изобразительными умениями, не чувствует цвет; не готов к оформлению спектакля. Средний Знает некоторые способы перевоплощения; испытывает определенные сложности в управлении куклами; довольно самостоятелен на сцене. Идею спектакля выделяет с педагогом; различает 5-6 видов кукольных театров; не предлагает своих вариантов улучшения игры актеров; проявляет интерес к куклам. Владеет художественно-изобразительными умениями, но не в полной мере; испытывает интерес изобразительному творчеству и театру в целом. Высокий Эмоционален, способен на экспромт; соблюдает все правила кукловождения; наделен коммуникативными способностями; очень интересуется театром. Инициативен; способен к авторству в создании материала; творчески организует спектакль; это ребенок-эрудит, обладает хорошей памятью. Проявляется стремление изобразить впечатления на бумаге; чувствует цвет, форму, готов к художественному оформлению спектакля. 35% 50% 15% После выполнения всех заданий, был проведен анализ. Оценка работы детей проводилась по уровням: низкий (1-3 балла), средний (4-7 балла), высокий (8-10 баллов).В результате констатирующего этапа были получены следующие результаты:- низкий уровень – 7 человек (5 мальчиков, 2 девочки) - 35%;- средний уровень – 10 человек (2 мальчика, 8 девочек) - 50%;- высокий уровень – 3 человека (1 мальчик, 2 девочки) - 15%. низкий уровень – 3 человека (2 мальчика, 1 девочка) -30%;средний уровень – 5 человек (1 мальчик, 4 девочки) - 50%;высокий уровень – 2 человека (1 мальчик, 1 девочка) – 20%. низкий уровень – 4 человека (3 мальчика, 1 девочка) – 40%; средний уровень – 5 человек (1 мальчик, 4 девочки) – 50%;- высокий уровень – 1 человека (1 девочка) – 10%. Задачи: - расширять познания и эмоциональные впечатления детей в области театральной творческой деятельности,- учить творчески, разворачивать сюжет не только в воображаемом словесном плане (речевое, игровое фантазирование) придумывать сюжетные линии, дополнять замысел играющих, эмоционально передавать свои впечатления,- формировать умения и навыки детского театрально-декоративного искусства (создание кукол, декораций, атрибутов),- совершенствовать навыки кукловождения, сочетая движения с речью кукол разных систем, проявляя творческую фантазию, импровизацию. Формирующий этап Контрольный экспериментЗадачи: - Выявить уровни творческого развития.- Сравнить уровень развития детей контрольной и экспериментальной групп.- Сделать выводы об эффективности, проводимой работы. - низкий уровень – 3 человека (2 мальчика, 1 девочка) -30%;- средний уровень – 5 человек (1 мальчик, 4 девочки) -50%;- высокий уровень – 2 человека (1 мальчик, 1 девочка) – 20%. - средний уровень – 4 человек (3 мальчика, 1 девочка) – 4 0%;- высокий уровень – 6 человека (1 мальчик, 5 девочек) – 60%. И так, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кукольного театра, возникла давно и остается актуальной по настоящее время. Хотя следует отметить, что исследования в этом направлении все же проводились, начиная с сороковых годов прошлого столетия. Очень ценными, на мой взгляд, явились исследования Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Л.П.Бочкаревой. Данные авторы впервые определили работу с детьми дошкольного возраста по развитию театрализованных игр. Следовательно, занимаясь театром, дети учатся правильно говорить, двигаться, общаться, управлять куклой, но не только. При изготовлении кукол дети постигают азы скульптуры (лепка головы куклы), живописи (рисуя декорации). Дети учатся смешивать краски (делать палитру), что способствует развитию художественного вкуса, художественных способностей детей. Также на наших занятиях дети учатся конструированию и моделированию, т.к. мы шьем костюмы своим куклам. При этом у детей развивается фантазия.Таким образом, кукольный театр способен выполнять важнейшие функции: познавательную, преобразовательную, социализирующую, композиционную и т.д. Он помогает ребенку острее чувствовать происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.Поэтому, кукольный театр - великая сила, которая может разбудить в детях различные способности, развить их и направить в нужное русло. Занимаясь театром, дети получают всестороннее творческое развитие. Заключение