Обучение младших школьников говорению и письменной речи (с использованием проектной методики)


Обучение младших школьников говорению и письменной речи (с использованием проектной методики)
При изучении английского языка перед человеком встаёт очень много задач. Среди них первостепенные – правильно научиться говорить и писать.
Но, если язык начинает изучать взрослый человек, в силу психофизиологических и возрастных особенностей справиться с указанными трудностями ему проще (ведь имеется определённый уровень знаний, пусть даже самых поверхностных). В случае же, когда предстоит обучение ребёнка, младшего школьника – это работа с «нуля».
Очень большую роль в обучении английскому языку играет не столько имеющаяся база, сколько заинтересованность самого ребёнка в процессе. Для младших школьников это актуально в наибольшей степени, большая часть склонностей к разным предметам формируется у них на основе симпатии к тому или иному виду деятельности. И именно в юном возрасте закладывается интерес к английскому языку.
Но на одном интересе нельзя построить достойную систему преподавания младшим школьникам языка. Что же способно помочь при обучении ребёнка и формировании у него важнейших языковых компетенций? Разумеется, различные педагогические технологии, например, проектная методика.
Наверняка, некоторым покажется устрашающим это звучание «метод проектов в младшей школе». Но на практике эта технология находит живой отклик в среде учеников. Она имеет универсальный характер. Так, например, при заинтересованности детей вполне можно осуществить домашнюю подготовку несложных проектов и затем в классе защиту разработанных материалов.
Метод проектов был разработан американским педагогом У. Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Однако, прежде чем мы рассмотрим проектную деятельность на уроке английского языка в младшей школе и её роль в формировании речевых и письменных умений, давайте определим, что же такое говорение и письменная речь.
Целью обучения английскому языку считается формирование коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Таким образом, во 2 классе у детей вследствие верно выбранной тактики обучения должны формироваться элементарные навыки общения в устной и письменной формах.
Теперь обратимся подробнее к говорению. Говорение – процесс создания смыслового содержания и обмена им с помощью невербальных и вербальных символов. Также, по мнению Е.И. Пассова, говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Оно занимает важное место в обучении, про него нельзя забывать, тем более, что теперь говорение, так сказать, выдвинулось на первый план среди целей обучения, то есть носит приоритетный характер. Это явление обладает сложной структурой. С помощью его выражаются человеческие эмоции и мысли (коммуникативно-эмоциональная функция). Внешняя форма выражения говорения – речь.
Все согласятся, что для успешного устного общения нужно хорошо говорить и слушать. Следовательно, приоритет говорения и аудирования в английском языке подтверждается. Сейчас почти все технологии обучения языку имеют именно коммуникативную направленность, и для практики коммуникации есть множество методик. И одна из них – проектирование.
В ходе создания проектных работ дети учатся решать различные учебные задачи, связанные с говорением (в контексте моего примера, который будет рассмотрен чуть позже – рассказывать о себе, отвечать на вопросы, пользуясь приёмами повествования и описания, воспроизводить уже знакомые речевые шаблоны и формулы). Стоит отметить, что проектная методика полезна и для формирования аудиативных навыков. Разумеется, не нужно забывать, что аудирование во втором классе осуществляется, по большей степени, с опорой на наглядность. Выступая на защите проекта, дети смотрят на тексты, тренируют чтение, запоминают буквы и звуки ещё лучше.
Возвращаясь к мотивационной составляющей обучения, нужно подчеркнуть, что при реализации проектной методики важно уметь верно стимулировать детей на устную (речевую) деятельность. Существует много таких методов. Можно предложить детям подискутировать по поводу содержания проектов одноклассников (выразить своё отношение, предложить решение проблемы, если она была поставлена и пр.). Как показывает практика, дети быстро включаются в такой вид работы, а возможность выступить и что-то высказать приводит второклассников (по большей степени активных детей) в подлинный восторг. Безусловно, нельзя переоценить роль сюжетно-ролевых игр на уроках английского языка да и вообще игровой деятельности, которая ещё очень близка недавним дошколятам. При применении проектной методики будет полезно включать такие моменты, как обыгрывание заданий (например, рассказ о себе превращается в письмо зарубежному другу или даже в «самопрезентацию» при приёме на работу).
Второй вид общения, который будет сегодня рассматриваться – письменная речь. Она очень тесно связана с устной речью (может применяться для её совершенствования). Письменная речь зависит от хорошего умения писать и читать. Если подумать, то она сложнее, чем говорение, ведь школьники пользуются лишь «письменными» средствами языка (без жестов, эмоций и пр.).
Разумеется, при обучении младших школьников в первую очередь мы обучаем их письму (применение орфографических правил и графической символики), а уж затем – письменной речи (выражение мыслей, более продвинутый уровень). Письмо формирует многие навыки младших школьников, в том числе и общеучебные (логичность, последовательность мышления и т.д.). При выполнении проектов второклассники приобретают должные навыки каллиграфии, орфографии, закрепляют графику букв и звуков языка. Поэтому обучение детей письму также очень важно, а проектный метод вполне может быть вспомогательным средством при этом.
Что же такое представляет из себя проект во втором классе? Эта деятельность, зачастую включающая в себя занятия, столь любимые младшими школьниками: раскрашивание шаблонов, рисование на заданную тему, создание коллажей, вырезание из бумаги и т.п. Форма защиты может быть произвольной, например, в отдельных случаях, она сопровождается сценкой, декламированием стихотворений, пением.
В проективной методике хорошо сочетается применение навыков устной и письменной речи. Рассмотрим проекты второклассников на примерах работ Ахромина Артёма и Ахромина Ильи (2 «А» класс), которые они подготавливали и защищали в четвёртой четверти минувшего учебного года.
Детям предлагалось изучить опросник, представленный на доске:
What is your name?
How old are you?
Have you got a mother, a father, a sister or a brother?
Where do you live?
Have you got a pet?
What color is your pet?
Can you jump, run, swim or fly?
Затем мы разбирали с ними эти вопросы: переводили их, используя имеющиеся знания и словари. Анкетный характер шаблона вызвал интерес у всех ребят. Им предлагалось, опираясь на аналогичный текст, представленный в учебнике, составить свой (рассказ о себе) и нарисовать рисунок (свой портрет).
Чем хорош был такой проект? В нём систематизировались все знания, которые дети получили за год (таким образом, осуществлялся контроль знаний). Содержания проектов соответствовали указанному в программе предметному содержанию речи (знакомство, имя, возраст, члены семьи, животные, цвета, глаголы действия, цифры, спортивные игры, виды жилья, местоимения). То, что дети отразили в своих проектах по английскому языку, отвечает образовательным и воспитательным целям в общем, а также коррелирует с интересами, соматическими и психическими особенностями учеников младшей школы.
Разумеется, не всё прошло гладко, ведь это была первая подобная работа детей на английском языке. Это видно и по самому проекту. «Просматривается» и помощь родителей (но в этом можно усмотреть и положительный момент – семейное взаимодействие). Имеются и ошибки. Но всё же такая работа, на мой взгляд, может считаться достойным примером проектной деятельности второклассника по английскому языку.
К сожалению, в качестве визуальных примеров можно представить лишь эти работы, так как другие проекты были разобраны детьми сразу после защиты.
Таким образом, защита проектов способна формировать навыки аудирования (все слушают друг друга), диалогической работы и групповой работы (задавание вопросов друг другу, дискуссия), чтения (прочитывание своего рассказа, опора на него), говорения (обсуждение сторонами проекта) и т.д. Стоит сказать, что специальные знания, умения и навыки, так называемые общеучебные, организаторские (пользование схемами, справочной и учебной литературой и пр.) также получают своё развитие при этом.
Вывод: в результате применения проектной методики совершенствовалось речевое развитие учащихся, ими приобреталась начальная коммуникативная компетенция (устная и письменная форма), повышался интерес, и устанавливалось позитивное отношение к стране и культуре изучаемого языка.
Список используемых источников и литературы:
Л. Е. Тумина. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М., 1998 //Источник доступа: enc-dic.com/pedrech/Govorenie-160/
Михайленко Наталия Николаевна. Программа по английскому языку для 2-го класса, УМК "EnjoyEnglish 2" //Источник доступа: http://festival.1september.ru/articles/630283/
Наталья Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика //Источник доступа: http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.phpОбучение говорению на английском языке // Источник доступа: http://greatstudy.ru/obuchenie-govoreniyu-na-anglijskom-yazyke/
Советы родителям второклассников об изучении английского языка//Источник доступа: http://aplik.ru/10-klass/sovety-roditeliam-vtoroklassnikov-ob-izuchenii-angliiskogo-iazyka/