Статья на тему Развитие у обучающихся иноязычных способностей к устной речи посредством опорных схем

Исаева С.А.
СШ № 5 а.АКМОЛ
Развитие у обучающихся иноязычных способностей к устной речи посредством опорных схем
Знание иностранного языка является объективной потребностью общества, без которой оно не может нормально существовать и развиваться. В настоящее время в условиях расширяющихся многосторонних межнациональных контактов повышения качества овладения иностранным языком приобретает первостепенное значение и входит в число актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Но то малое количество, отводимое на изучение иностранного языка, не позволяет реализовать потребности общества в специалистах, владеющих иностранным языком. Необходимость повышения эффективности овладения иностранным языком привела к разработке и использованию в практике новых технологий, основанных на развитии иноязычных способностей обучающихся.
Одно из самых трудных задач в процессе обучения иностранному языку является обучение устной речи, так как языковой материал, которым должен овладеть обучающийся, выступает как средство обучения. Поэтому развитие иноязычных способностей к устной речи становится одной из главных задач, которую сегодня призван решать преподаватель иностранного языка. Он должен знать способности и возможности обучаемых и принимать их во внимание при организации обучения. [1;139]
Необходимость повышения эффективности овладения иностранным языком привела к разработке и использованию в практике новых технологий, основанных на развитии иноязычных способностей учащихся.
Из всех существующих форм наглядности наиболее распространенными являются опорные конспекты-схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему. Существует известная методика работы с опорными конспектами, схемами созданная В.Ф.Шаталовым. Но даже самая известная методика в конкретной практике каждого учителя превращается в процесс творчества.
Понятие «опора» трактуется в методике преподавания иностранных языков по-разному. В ряде работ она определяется как стимул, побуждение к действию, например, Царькова В.Б. определяет назначение всех опор следующим образом: « вызывать ассоциации с жизненным опытом учащихся и с тем, что возможно (в силу языковой подготовленности) в его речевом опыте» [2; 65]
Часто вербальные опоры называются ориентирами речевой деятельности, которые ограничивают зоны поиска, способствуют развертыванию мысли в определенном направлении, сокращают меру неопределенности, а, следовательно, и ошибочность речи. [3; 7]
В литературе даются и такие определения: «Опора- это модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания». [4, 117]; «Опоры - это как пунктирная линия, приводящая к задуманному высказыванию, и носящая распределенный в соответствии с логикой предстоящего высказывания характер». [5, 37]
Представители различных направлений предлагают к использованию разнообразный арсенал опор. Как правило, предлагается следующая классификация опор:
по способу презентации материала:
вербальные - микротекст, текст, план, поговорка, подпись.
изобразительные - кинофильм, диафильм, таблица, схема.
по способу управления речевой деятельностью:
содержательные опоры (отвечающие на вопрос Кто?, Где?
смысловые опоры (отвечающие на вопрос Зачем? Почему?) [2, 25]
Все опоры позволяют программировать речевой замысел, общее направление, а также предметное содержание и план высказывания. Они способствуют логичному построению высказывания, обеспечивают его качественную и количественную полноту.
Что же касается опорных схем, они представляют собой набор графических условных знаков - схематичных рисунков, диаграмм, слов, словосочетаний и даже целых предложений, - отражающих логическое и смысловое содержание текстового материала. Использование опорных схем в работе над устной речью предусматривает следующие этапы: предъявление опорной схемы; проговаривание предложений тематического текста за учителем; проговаривание предложений тематического текста вместе с учителем; коллективный рассказ «по цепочке»; полное воспроизведение рассказа отдельным учеником.
Большое значение этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы. Работа по опорным схемам должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого материала. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже «слабые» учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал.
























Secretary of the Treasury

Secretary of Defense

Secretary of Interior

Secretary of Agriculture

Secretary of Commerce

Secretary of Labor

Secretary of Health and
Human Services

Secretary of Transportation

Secretary of Energy

Secretary of Education

Secretary of Veterans Affairs

Secretary of Housing and
Urban Developing













































Данная опорно-логическая схема составлена по теме “Political System” (учебник английского языка 11 класс, Т. Аяпова) учебной дисциплины «Английский язык». Представленная схема имеет практическую ценность, как для студентов, так и для педагогов, поскольку позволяет обучающимся:
- ознакомиться визуально с политической системой США, Англии и Казахстана до изучения темы;
- систематизировать и обобщить знания по учебному модулю на каждом этапе более подробного изучения темы;
- закрепить лексический и грамматический материал.
Таким образом, изучив подробно политическую систему
США, Англии и Казахстана студент схематически смог изобразить три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Представленная схема не только раскрывает специфику и структуру данных ветвей, но и позволяет сравнить, найти сходства и различия в политической системе данных стран.
Литература
Методика обучения иностранным языкам в средней школе: [Отв. ред. М.К. Колкова] – СПб.: КАРО, 2006. – 224с.
Царькова В.Б. речевые упражнения в английском языке. М.: Просвещение, 1980. – 135с
Кунин В.И. Обучение монологическому высказыванию на основе ЛСС.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Минск, 1976. – 16с.
Попова Э.И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней школы - Диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Ленинград. 1985.- 220с.
Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи // Иностранные языки в школе.- 1990. – №5.-с.35-40.
Legislative Judiciary Executive Supreme Court representative
Presidential affair appoint assist chancellor allocate legislator inauguration declare approve treaty propose endorse referendum
Interpret Treasury ratify governance consider amend current




Political System

First conditional If + Present Simple + Future Simple
Second conditional If + Past Simple + would + infinitive
Third conditional If + Past Perfect + would + Present Perfect







The UK

The USA

Supreme Court

Lawyers

Government

Interprets laws

Makes laws

The Queen is the Head State

Judiciary

Executive

Judiciary


Legislative

Government


Parliament

Congress

President is the Head

Judges

Administers laws

Cabinet

14 departments appointed by President

Senate

House of Lord

House of Common

House of Representatives

Chairman:
Prime Minister

100
Senators

Chairman:
Lord
Chancellor

President’s Cabinet

Chairman
Speaker

435
Representatives

Foreign office

Home office

Law Lords
(20)

Spiritual
Bishops

Temporary life peers appointed by the Queen

Treasury

Ministers

650 MP
Elected members

Revision

Kazakhstan

Controls Constit. Laws

Constitution

Judiciary


Presidential form of government

Individual work

Supreme Court

Legislative

Executive

Work in pairs

4 years

The local Court

Prime Minister
is the Head
appointed by President

Parliament

Work in groups

47 deputies (two from each region)


Senate

Marks

Local representative bodies Maslikhat

67 deputies (elected by one-mandate ter. district)


Mazhilis

Region Akims

Oblast Akims appointed by president



Заголовок 115