Методическая разработка на тему Формирование ценностного и ответственного отношения школьников к здоровью на уроках музыки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №33
с углубленным изучением отдельных предметов"
Авиастроительного района г. Казани



Утверждаю:

Директор МБОУ «Школа №33»
_____________Н.Ш. Шаяхметова






Методическая разработка для учителей музыки
«Формирование ценностного и ответственного отношения школьников к здоровью на уроках музыки»






Разработали:
учитель музыки высшей квалификационной категории
Власова Виктория Викторовна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
Масленникова Светлана Владимировна







2013 год
Введение

В России музыкотерапию Минздрав
признал официальным методом лечения в 2003 году.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических заболеваний.
Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. ( Н. К. Смирнов)
Цель здоровьесберегающих технологий:
– отдых центральной нервной системы
– профилактика утомления, нарушения осанки,
– зрения.
Задачи:
обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий;
отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Сегодня перед школой стоит важная задача создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведёт к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе.
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов.
Вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма».
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Логоритмические упражнения (лого-ритмика) объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела.
Музыкально-ритмические и ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки (музыкотерапия) заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. При сохранении «золотого фонда» произведений композиторов-классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как русский песенный фольклор это естественная система интерактивной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Все средства фольклорной арттерапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия лечение красотой и аретотерапия лечение идеалами.
Несомненный интерес для формирования в школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребёнка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.
Выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния младших школьников.
Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит, и на физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Велико значение сказки (сказкотерапия) для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для психического здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре уроков музыки.
Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка (улыбкотерапия). Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей. В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-развивающей работы приобретает всё большее значение. Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить основные векторы коррекционно-развивающей работы, которые направлены на развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности школьника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
Конец XX века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей. Перемены коснулись почти всех категорий музыкальной педагогики: целей, задач, содержания, методов и форм организации музыкально-эстетической работы с детьми.
По результатам обследований школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает 10 %, в старших 5 %, у 80 % школьников нарушена социальная адаптация. Нас ожидает катастрофа, не сравнимая с самой ужасной техногенной катастрофой. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. Если рассматривать использование здоровьесберегающих образовательных технологий учителем на уроке музыки как выполнение задачи-максимум, т.е. сохранение и укрепление здоровья учащихся, то значительная часть программ по музыке не фиксирует и не актуализирует задачи здоровьесбере-жения. Это важное направление работы современного учителя музыки обозначено лишь в некоторых программах. Программа музыкального развития (1-10 классы) автора Е.П. Кабковой (1991г.) предусматривает погружение в музыкальную среду на основе комплекса видов деятельности, учитывающих привлечение других видов искусства. Этот комплекс охватывает ритмику, пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах, игру на фортепиано, слушание музыки, рисование, литературу, двигательные импровизации и игры-драматизации. В начальных классах основное внимание уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие внутренних зажимов, чувства страха, постановка дыхания, двигательное раскрепощение ребёнка и, как результат этой работы заинтересованное, доброжелательное отношение детей друг к другу, их открытость и готовность к восприятию нового.
Программа по музыке автора Б.С. Рачинской «Путешествие в страну музыки» (1997 г.) учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичное сочетание различных форм работы на уроке, сохранения его эмоционального тонуса.
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-тилетней школе» определена одна из основных задач уроков музыки снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, а также отмечено недостаточное количество учебных часов на изучение предметов художественно-эстетического цикла. Данная проблема рассматривалась на втором Всероссийском съезде хоровых деятелей (Москва, 1909 г.), где были составлены докладные записки членам Государственной Думы. В них обращалось внимание на то, что пение «должно преподаваться на правах общеобразовательного и обязательного для всех предмета по классам» и предлагалось отвести на этот предмет во всех начальных школах по 3 (!) часа в неделю. Съезд хоровых деятелей в Петрограде (1914 г.) вынес резолюцию об обязательности пения в средних учебных заведениях для всех учащихся, согласно которой до 6 класса на занятия пением должно было уделяться 2 урока в неделю. В младших классах предусматривались занятия музыкой по 3 часа в неделю.
Сегодня актуальность проблемы увеличения количества учебных часов, отводимых на образовательную область «Искусство», обусловлена интересом педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, где в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Ещё в XVIII веке русская педагогическая мысль интенсивно осваивала достижения западной педагогики, где важнейшим условием для раскрытия внутренних сил человека является природосообразный характер воспитания. Данный подход в области музыкального образования закладывал основы природосообразного характера обучения и воспитания на основе музыкального искусства, которое таит в себе огромные возможности воздействия на человека.
На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. Однако большинство учителей музыки озабочены главным образом тем, чтобы их воспитанники овладели определёнными знаниями, умениями и навыками в области музыки, а не характером их эмоционального состояния. Представляется правомерным внесение в деятельность учителя музыки необходимого синтеза двух подходов. Основоположником их был Д.Б.Кабалевский.
Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало ещё из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но ещё академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки. Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляю! вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия».
Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой
Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Российской Академии Музыки имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос это своеобразный индикатор здоровья человека. А.И Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. А.И. Попов определил, что если мышечная координация не оптимизирована, то в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, слов-паразитов, гнусавости и повизгивания.
На уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребёнок своим голосом, которым разговаривает, поёт свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха бесшумность при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечёт за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаём условия для увеличения объёма лёгких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. Перспективы применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней, таких, например, как бронхиальная астма, уже рассматривались на научном уровне. К тому же было доказано, что вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентное (устойчивости) организма».
Логоритмика:
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Ребёнок ещё не привык долго учиться, а однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбуждённых отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела. Например, логоритмическое упражнение «Аист» тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей. Упражнение «Страус» увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет верхнюю порцию трапециевидной мышцы. Упражнение «ёлочка» увеличивает подвижность в грудопоясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мышцы живота. Упражнение «Бабочка» развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Для получения наибольшей эффективности полезно включить эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах, рисования образов, сольфеджирования. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.
Ритмотерапия:
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Музыкально-ритмические упражнения
«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков. Ария Февронии из 1-го акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу.
«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к 1-му акту оперы «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на празд ник в нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята.
«Порхающая бабочка» (А. Дворжак. «Юмореска»). Лёгкие пружини стые шаги или приседания с взмахами рук (ребенок изображает ба бочку).
«Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
«Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
«Вечное движение». Групповая ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребё нок придумывает собственное оригинальное движение.
«Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!» Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Одни и те же повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и бедности эмоций.
Ритмические упражнения
«Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
Ритмизация собственных имён и фамилий.
Ритмизация движений человека (спокойный шаг, бег, рубка дров, греб ля и др.)
Ритмизация движений различных животных.
Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.
«Полька сидя».
«Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).
Музыкотерапии:
Музыка существует е; нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. С 1-го класса начинается знакомство с фрагментами из Симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина, симфоний П. Чайковского (№ 4), В. Моцарта (№ 40), Л. Бетховена (№ 3, № 5), опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и др. Используя классическую музыку в целях музыкальней терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях. Активные формы слушания высокой музыки, равно как и его формы, основанные на взаимосвязи искусств, могут занимать лишь небольшую часть урока в начальных классах. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.
Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.
Фольклорная арттерапия:
При сохранении «золотого фонда» композиторов-классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как русский песенный фольклор это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания в центре внимания - собственно музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская. Работа проводится с учётом возрастных особенностей младших школьников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности.
Все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ.
В фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Академик Б. Асафьев считал, что «пульсация крови, протяжённость вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов л на диапазон напевов».*
В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из достигнутых каждому ребёнку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Всё кости рук, ног, мышцы, кровь всё до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поёт. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей.
В ходе занятий у младших школьников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно неоспоримым фактом психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нём.
Работа над собственным имиджем сводится, как и любая другая психотерапевтическая работа, к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом. Время, выделяемое на дополнительное включение и расширение фольклорного компонента, в программе определено как резервное время учителя. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эс-тетотерапия лечение красотой и аретотерапия лечение идеалами. Автор данной методики В.И. Петрушин не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, работал по своей методике в общеобразовательных школах и больницах, с детьми и взрослыми. В результате теоретических и практических поисков родилась концепция музыкально-рациональной психотерапии, аналога которой не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. В своей практической работе В.И. Петрушин широко использует приёмы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений.
Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребёнка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья: формулы психологической устойчивости («Несмотря на мои неприятности», «Только смеяться»), формулы расслабления и успокоения (в Пальцы рук моих спокойны и расслаблены»), формулы защиты от беспокойства и плохих мыслей («Если хочешь ты быть спокойным»), формулы позитивных мыслей («Начинается мой новый день», «Сто тысяч солнц»), формулы повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих («Я хороший, ты хороший!»), формулы радости («Я в хорошем настроении», «Ах, как нам весело!»), формулы здоровья (при сердечно-сосудистых заболеваниях, при заболеваниях внутренних органов).
Возможно, эти формулы в художественном отношении не являются верхом эстетического совершенства, так как главная цель при их создании заключалась в решении задач прикладного характера.
Сказкотерапия:
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (М. Коваль, детская опера «Волк и семеро козлят»; С. Прокофьев, балет «Золушка»; П. Чайковский, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик»; С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк»; Р. Щедрин, балет «Конёк-горбунок»; Н. Римский-Корса-ков, опера «Золотой петушок»; Э. Григ, сюита «Пер Гюнт» и др.).
На обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной сказки «Теремок», «Репка», «Колобок» и др., подготовив на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов, которые в последствии будут использованы при проведении утренников.
Улыбкотерапия:
Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Известно, что когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится) улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир л на людей.
В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-развивающей работы приобретает всё большее: значение. Понятие «психическое здоровье» в последние годы всё прочнее завоёвывает приоритетные направления в самых разных видах жизнедеятельности человека. Мы всё чаще слышим рассуждения о «психическом здоровье нации», о «психическом благополучии» школьников и об их Апсихосоциальной компетентности». Обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние психического здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признаёт его неудовлетворительным. Ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, гипомания вот виды эмоциональных состояний младших школьников, имеющих проблемы со здоровьем. Отклонения в поведении детей младшего школьного возраста являются результатом эмоционально неблагоприятных отношений и носят преимущественно невротический или невроподобный характер. Эмоциональную дезадаптацию (отсутствие у ребёнка эмоциональной адекватности в контактах с окружающим миром) можно рассматривать как симптом нарушения системы эмоциональной саморегуляции ребёнка, которая, как известно, обеспечивает формы жизнедеятельности организма и гибкую адаптацию к окружающей среде. В качестве общих, характерных для любого возраста, эмоциональных нарушений, можно назвать замкнутость, страхи, агрессивность, а также множество негативных эмоций, окрашивающих различные ситуации. Поэтому основная коррекционная задача учителя музыки поднять настроение детей, снять эмоциональный дискомфорт. Важно учитывать, что начальный этап вхождения ребёнка в мир музыки является наиболее значимым для его эмоционально-личностного становления. Поэтому урок следует начинать с музыки, которая отвечает эмоциональному состоянию детей, не противоречит их настроению. Главное и самое важное - это атмосфера урона. Увлечённость детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» это удивляет и привлекает. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребёнку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность.

Список используемой литературы:

Балашова С.С. Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа / Сост. Челышева Т.В. М.: Просвещение, 1993.
Едунов СМ., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. С-Пб.: С-Пб ГУМП, 2001.
ЖавининаО., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки / Искусство в школе, 2003, № 5.
Кириллова А.В. Региональный аспект художественно-эстетического обра зования: проблемы и находки. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.
Куприянова Л.Л. Русский фольклор (Уроки в 1 классе). М.: Мнемозина, 2002.
Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. М.: Перспектива, 2004.
Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. С-Пб: Речь, 2002.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука // Молодёжная эстрада, 1999, № 4.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. С-Пб.: Союз художников, 2004.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 2000.
Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе, 2004, № 1.
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. VI.: Академия, 2000.
Смирнов В.А. Музыкальная валеология в системе школьного образования // «Ребёнок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды». Сборник докладов и тезисов выступлений, 25-27 марта 2003 г., МОИПКРО. --Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: Ас-трель, 2000.
Шанских Г. Музыка как средство коррекциокной работы // Искусство в школе, 2003, № 5.
Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2004.
Яковлева Н. От улыбок в школе радуга проснется /7 Учительская газета, 27 апреля, 2004.









13PAGE 15


13PAGE 142115




15