Упражнения направленные на развитие познавательных процессов в системе уроков русского языка

Упражнения
направленные на развитие познавательных процессов в системе уроков русского языка.

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов. Данные упражнения предусматривают такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Для реализации системы можно использовать традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие, комбинированные уроки.) в уроке сохраняются все основные этапы (минутки чистописания, словарно – орфографическая работа, физкультминутка). Но в отличии от привычной структуры урока в 1 – ом классе вводится новый мобилизирующий этап урока – включение ребёнка в работу. Этот этап рассчитан на 2 – 4 минуты и должен включать упражнения развивающие один из видов мышления: или наглядно – действенное, или наглядно – образное, или словесно – логическое. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, мышление, наблюдательность, речевая способность.
При использовании данных упражнений на уроках русского языка происходят существенные изменения в развитии учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, направленному на решение определённой задачи. Качественно иной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти. От механических приемов они переходят к овладению приёмов осмысленного эффективного запоминания. Развивается слуховая и зрительная память. При работе с простым лингвистическим материалом учащиеся используют приёмы анализа и синтеза, группировки и классификации, обобщения, самостоятельно учатся делать выводы на основе языковых наблюдений.
Данные упражнения предполагают реализацию следующих принципов:
Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка.
Этот принцип предполагает, что учитель использует такие методы и приёмы, упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и развиваются определённые интеллектуальные качества.
Принцип действенного подхода к обучению.
Этот принцип заключается в поиске детьми собственного пути решения заданий.
Принцип обоснованного ответа.
Предполагает полный, обоснованный, доказательный ответ и объяснение своего мнения.
Принцип сотрудничества учителя и учащихся.
Ребёнок не должен попадать в зависимость от учителя. А со стороны учителя должна быть терпимость к мнению ученика, его точке зрения, к личности учащегося.
Упражнения для словарно – орфографической работы.

Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторение изученного учебного материала, основанный на точных установках учителя.

№1
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти.

Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной
строчке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это
слово?

ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (берёза)

№ 2
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти.

Внимательно посмотрите на эту строчку. Мысленно уберите непарные согласные
по твёрдости – мягкости, и вы узнаете слово.

ЖОШГЦЧОРЩОЙД (огород)

№ 3.
Цель: увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти

Прочитайте слово, для этого найдите прямоугольник с первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.










№ 4.
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти.

Прочитайте слово, спрятанное в этом круге. Читать надо от выделенной буквы по часовой стрелки через две буквы.










№ 5
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.

Из строчки букв, вычеркните непарные согласные и узнайте новое словарное слово.

м с н й а р ч п о щ г ц х и (сапоги)

№ 6.
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.

Посмотрите на запись и определите два слова с которыми мы познакомимся на уроке.

О З А Б В Т Е Р А Д К

№ 7.
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.


Посмотрите внимательно на данный шифр. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке

1 2 3 4 5 6 7 8

1 А М Н О Р К В У Ключ к шифру: 2 – 1 1 – 4 2 – 5 1 – 4 1 – 2 1 – 1

2 С Г Д Я Л Ч Ц Т

№ 8.
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.

Расшифруй слова. Используя ключ. Данное упражнение позволяет, наряду с вниманием, формировать абстрактное мышление.

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
а г о р у ф ь л е п с т

№ 9.
Цель: совершенствовать орфографический навык, аналитико – синтетическое мышление, объём и сосредоточенность внимания, оперативную память.

Узнайте новое слово. Для этого правильно выполите мои задания и определите буквы искомого слова.

А) Первая буква искомого слова является согласной во втором слоге слова помидор.
Б) Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове север.
В) Третья буква является непроизносимой согласной в слове лестница.
Г) Четвёртая буква представляет собой последнюю согласную в корне слова топор.
Д) Последняя буква является окончанием в слове яблоко.

Какое слово получилось? (метро)

№ 10.
Цель: развивать устойчивость внимания, оптимальное распределение внимания, лингвистические навыки.

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие цифры соответствуют буквам. Назови.

1
2
3
4
5
6
7



о
р
д
о
в
о
х

1
2
3
4
5
6
7



л
о
д
е
м
я
и














№ 11.
Цель: развивать устойчивость внимания, оптимальное распределение внимания, лингвистические навыки, объем слуховой памяти.

«Зашифрованные слова». Попробуйте, заменяя данные описания буквами, расшифровать слова.

1) Первая буква этого слова идёт в алфавите перед буквой «Т», вторая – после «О», третья – перед «Б», четвёртая – после «Р», пятая – после «З», шестая – перед «В», седьмая – круглая буква алфавита. (спасибо)

№ 12.

Цель: формировать абстрактное мышление, сосредоточенность и объём внимания.

Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словарными словами. Вы сможете назвать их, если успешно справитесь с кодом. Какие это слова?
Код
































Зашифрованные слова

с
в
г
р
у
и
ъ
а
з
о
л
н
ч
т
щ

к
ж
а
д
т
ь
р
е
к
п
м
ф
а
ш
а


(квартира, комната)

№ 15.
Цель: формирование сосредоточенности внимания, объема внимания, аналитико-синтетического мышления.

Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.

Шифр: 1 – я буква – 16 2 – я буква – 36 3 – я буква - 14
4 – я буква – 21 5 –я буква – 40 6 – я буква – 27

1 6 7 8 9
2 л в к ж
3 б а д ь
4 у а м и
5 п г т о


С помощью какого действия вы узнали буквы слова? Какое это слово? В случае затруднения учитель может дать подсказку о виде математического действия.

№ 16.
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти.

Прочитайте написанное слово, через букву.

П о а г л ш ь и т у о (пальто)
Слово для словарной работы.


№ 17.
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти.

Образовать слова оканчивающиеся на звонкий парный звук, но надо соблюдать условия, буквы соединять можно только наискось через одну дорожку. Запишите слова, какое может быть лишним.
З О У П

Б К Ц В

Д А Л Л (завод, плод, клуб)

№ 18.
Цель: формирование распределения, объема, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико – синтетических способностей, сообразительности.

Выполни математические действия и прочитай слова.

МОР + КА +О+ВУ –АУ +Ь (морковь)
РО+ГУ-РУ+У+РЕЦ (огурец)
ПО+МА+И+ДОР –А (помидор)
КОТ-ОТ-АР+ТОШ+КУ-У+А (картошка)
СВЁ+КИЛ-ИЛ+ЛА (свёкла)
КА+ПА-А-УС+ТО-ОК-А+А (капуста)


Закрепление изученного материала.


№ 1.
Цель: формировать устойчивость, распределение, переключение, объём внимания, умение осуществлять группировку по нескольким признакам,, развивать аналитико – синтетическое мышление, оперативную память, речь, лингвистическую интуицию.

Прочитайте фразеологические обороты, сгруппируйте их по пяти признакам одновременно. Признаки группировки определите самостоятельно. Напишите вставляя пропущенные буквы.

Палчики оближешь; точим лясы; за уши не оттянешь; складывает Оружие; спускает флаги; рзводим узоры; пднимает руки кверху; склоняет голову. (при группировке учитываются значения фразеологических оборотов, время, лицо, число и спряжение глаголов).

№ 2.
Цель: развитие устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико – синтетического мышления, способности устанавливать логическую последовательность между предметами и явлениями в пространстве, прослеживать причинно – следственные связи.

Прочитайте. Напишите предложения каждой группы в смысловой последовательности. Что объединяет предложения между собой?

Прошёл дождь. Промокли ноги. появилась туча. Образовались лужи.
Наступило утро. Прошла ночь. Запели птицы. Стало светло.

№ 2 а
Цель: развитие устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико – синтетического мышления, способности устанавливать логическую последовательность между предметами и явлениями в пространстве, прослеживать причинно – следственные связи.

Прочитайте слова; к каждому назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению обозначенному данным словом. Напишите составленные пары слов. (Тема: Род имён существительных).

вечер -. кефир - .
корова- осень -.
лошадь - бабочка -

№ 3.
Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико – синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.

Соберите слова из рассыпанных букв. Напишите полученные слова в порядке возрастания слогов. Подчеркните гласные, правописание которых надо запомнить. (Тема: Знакомство со слогом).

Р а т е т д ь м о д н а л п е д а ш к р а н

№ 4.
Цель: развивать сосредоточенность и объем внимания, абстрактное мышление, умение осуществлять классификацию, находить соотношение целого предмета и его части.

Прочитайте. К каждому слову из левого столбика, обозначающего целое понятие, подберите соответствующее слово из правого столбика, обозначающего его часть; выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы. (Тема: Правописание приставок).

Удочка прплёт
Книга пбелка
стакан пплавок
рмонт пдстканник

№ 5.
Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико – синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, устанавливать последовательность подчинения понятий.

Разместите слова и словосочетания каждой строчки в соответствии с образцом; укажите род и число имён существительных; вставьте пропущенные буквы. (Тема: Число имеет существительных).

1)деда, шуба, зимняя деда;
2) книная полка, мебл, полка;
3) рстение, рма..ка, цв..ток. Образец: резиновые сапоги, сапоги, обувь.

№ 6.
Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико – синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, устанавливать последовательность подчинения понятий.

На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов. (Тема: Корень слов).

Танк – танкист – танковый;
? – барабанщик – барабанный;
? - ? – грибной;
? - ? театральный.

№ 7.
Цель: формирование оперативной, слуховой памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико-синтетических способностей, речи.

Прочитайте внимательно слова, постарайтесь их запомнить. (Слова произносятся один – два раза). Тема: «Правописание безударных гласных».
.

Чернеть, кошачий, змеиный, темнеть, пчелиный, синеть, лебяжий, болеть, скворцовый, краснеть.

Ответьте на вопросы:
Сколько слов было названо?
На какие группы можно разделить все эти слова?
Какое слово было произнесено первым?
Напишите по памяти имена прилагательные.
напишите по памяти глаголы.
Подчеркните орфограммы, и объясните их написание.

№ 8.
Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико – синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, формировать абстрактное мышление.

«Зашифрованные слова». Внимательно и вместе с тем как можно быстрее подпиши возле цифр буквы, пользуясь шифром:

А В Г И Л М Н О Р Т Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

289 ________ 2913 __________ 68521 ____________
54687 _________ 3467 __________ 1161____________
4351 __________ 7891 __________ 545411___________

Слова: вор, лимон, игла, враг, гимн, нора, молва, яма, лилия.
1. Найдите слово с парной согласной на конце слова.
2. Найдите слова с безударной гласной в корне слова.
3. В каких словах встречается йотированная гласная?

№ 9.
Цель: формирование объёма и распределения внимания, аналитико – синтетического мышления.

Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой.

9
20
13
2
17

Е
Д
Д
И
Й

5
16
22
10
8

Г
А
У
П
Н

12
1
3
25
18

Е
Н
К
Й
Т

19
7
15
6
21

Е
А
В
Д
Р

4
23
11
24
14

О
З
Р
Е
А


№ 10.
Цель: развитие зрительной памяти, аналитико – синтетического мышления, орфографической зоркости.

Прочитать сочетание слов. Запомнить в течении 1 – 2 минут. Ориентируясь на первое слово, запишите второе слово. Что объединяет эти слова. Подберите проверочное слово. (Тема: Парные согласные в корне слова).
красный мак
вкусный пирог
тёплый шарф
больной зуб
вороний глаз
деревянный столб
государственный герб

№ 11.
Цель: формирование объёма и распределения внимания, аналитико – синтетического мышления.

Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово, название животного или птицы. (тема: Парные согласные.)

роза - коза гол - вол
корона – ворона щит - кит
горка – норка лист - аист
ось – оса лес – лис
сода – сова воск – волк

Выпишите в тетрадь слова начинающиеся с парного согласного.

№ 12.
Цель: развитие зрительной памяти, аналитико – синтетического мышления, орфографической зоркости.

Прочитайте три раза ряд из 8 слов, попытайтесь из запомнить, ответьте на вопросы в конце задания.(тема: парные согласные)

Завод, парус, ёж, мел, пирог, столб, арбуз, флаг.

1. Запишите второе слово с начала.
2. Сколько слов начинается с гласной.
3. Все ли слова оканчиваются парной согласной.
4. Сколько слов заканчиваются на г.
5. Какое слово было самым коротким.
6. Правда ли, что, третьим с конца было слово столб.
7. Правда ли, что в 3 слове с начала один слог.


№ 13.
Цель: формирование устойчивости, сосредоточенности и объёма внимания, речи, аналитико – синтетического мышления, способности логически мыслить, творческого воображения.

Прочитайте первые и последние предложения логических цепочек, составьте для них два недостающих промежуточных звена, отражающих последовательность событий; полученные цепочки предложений напишите. Определяя время глаголов. (тема: Время глаголов).

1) Поднялся ветер. 2) . 3) . 4) Деревья обнажились.
1) Прошли сильные дожди. 2) . 3) . 4) Коровы остались без сена.
1) Вспахали землю. 2) . 3) . 4) сняли урожай.
1) дирижёр взмахнул палочкой. 2) . 3) . 4) Начался спектакль.

Образец: Поднялся сильный ветер. Закачались ветви. Опали листья, Деревья обнажились.


№ 14.
Цель: развитие зрительной памяти, аналитико – синтетического мышления, орфографической зоркости.

Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания. Подчеркните непроизносимые согласные. (Тема:). Правописание непроизносимых согласных

Честный поступок радостное событие
счастливая находка грустный вид
яростный ветер ненастная погода
устный ответ известный писатель
поздний час
№ 15.
Цель: формирование внимания, сообразительности, наблюдательности, воображения. Образного мышления, гибкости мышления.

Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово; составленные фразы напишите; подчеркните известные орфограммы; определите род существительного и прилагательного в каждом словосочетании. (тема: Изменение имён прилагательных по родам).

полезный, а табак квадратный, а кольцо широкая, а ручеек
хитрая, а осёл юный, а дедушка тёмная, а день
большой, а мышка

Образец: мед полезный (м.р.), а табак вредный (м.р.).


№ 16.
Цель: формирование распределения, объема, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико – синтетических способностей, сообразительности, наблюдательности, умения классифицировать.

Прочитайте; определите как образовано слово в скобках нижнего ряда; напишите слова, группируя их по орфограммам. Тема: Мягкий знак на конце имён существительных.

1) ольха (слон) снег
шубка () тьма
2) плуг (луч) мучной
смял ( ) речка
3) глушь (мышь) камыш
ночь () гудок Справка: тушь, мяч, дочь.


№ 17.
Цель: формирование устойчивости, сосредоточенности внимания, аналитико – синтетических способностей, речи, абстрактного мышления.

Прочитайте предложения, напишите их в соответствии с шифром, вставьте нужные буквы; раскройте скобки.

1. Густели ранние д (е, и)кабр(ь)ские сумерки.
2. В(о,а)р(а,о)б(ь)и ч(и.е)рикают (около) тёмных скир(т,д).
3. Небо з(а,о)стилается ровной пел(е, и)ной св(е,и)нцового света.
4. Белые ч(я,а)йки (с)криком н(а,о)силис(ь ) (над) (Д,д)оном.
5. (А,О)леет край неба.

Шифр


Существительное
Прилагательное
Глаголы
Предлоги

1
2
-
1
-

2
3
1
1
2

3
3
2
1
-

4
1
2
1
-

5
2
1
1
1


Проверка начинается с озвучивания зашифрованного задания.

№ 18.
Цель: формирование абстрактного мышления, внимания, сосредоточенности, аналитико – синтетического мышления.

При изучении темы «Предлоги». Напишите в строку имена существительные с предлогами, ориентируясь на следующие цифры:

1, 3, 4, 7, 8, 9.
12, 14, 15, 18.

Имена
существительные
Предлоги


в
на
под
от
без
с
над
к
из

стол
1
2
3
4
5
6
7
8
9

книга
10
11
12
13
14
15
16
17
18



№ 19.
Цель: развитие внимания, различных видов памяти, сосредоточенности, орфографической зоркости, ассоциативного мышления.

Прочитайте исходные слова и шифры к ним. Напишите словами зашифрованные ряды чисел. Тема «Большая буква в именах, фамилиях, отчествах.

Исходные слова Шифр
Дмитрий имя – 1
Петрович отчество – 2
Глушков фамилия – 3
рабочий профессия – 4

Зашифрованные ряды чисел:
1 2 3 - 4
1 2 - 4
3 - 4
4 - 1 3

№ 20.
Цель: развитие внимания, различных видов памяти, сосредоточенности, орфографической зоркости, ассоциативного мышления.

Напишите имена, отчества и фамилии известных людей в соответствии с данным шифром. Орфограммы подчеркните. Шифр указывает на количество слогов в словах. Тема «Большая буква в именах, фамилиях и отчествах».

Шифр Имя Отчество Фамилия
2 – 5 – 3 Михаил Александрович Шолохов
1 – 5 – 2 Василий Иванович Чапаев
3 – 4 – 3 Лев Николаевич Толстой
3 – 5 – 3 Борис Владимирович Заходер


№ 21.
Цель: формирование абстрактного мышления, точности мышления, устойчивости внимания, оперативной памяти, речи, умения правильно формулировать определения понятий.

Прочитайте определения; найдите ошибки или неполноту в их формулировании; исправьте их. Правильно сформулированные определения напишите. Укажите род, число, падеж имен прилагательных. Тема « Изменение имён прилагательных по падежам».

Звезда – небесное тело. Ужин – это – приём пищи. Таблетка – это лекарство. Волейбол – это спортивная игра в мяч. Буква – это знак. Ужас – это чувство. Ель – вечнозелёное дерево с конусообразной формой.

Образец: Звезда – небесное (ср.р., ед. ч., И.п.) тело, излучающее свет.

№ 22.
Цель: развитие воображения, объема и распределения внимания.

Какие слова спрятались на картинке.









№ 23.
Цель: развитие творческого воображения, умение обобщать, делать выводы, логическое и аналитико – синтетическое мышление.

Прочитайте текст, составьте и введите в него предложения, объясняющие, что такое гнездо. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните однородные лены предложения. Тема: «Однородные члены предложения».

Гнёзда.
Гнёзда лепят, плтут, складывают. (У) грчей, врон гнёзда сложены(из) сучков.(У) ремеза гнездо слеплено 9из) мха и паутины. Сницы, дятлы пряч..т сви гнёзда в дупле. Чще всего птичи гнёздо похоже (на) чйную чшечку. Оно сплетено (из) веточек, внутри выстлано пухом, перями и шерстю. Каждую всну большинство птиц вют гнездо заново.

№ 24.
Цель: развитие творческого воображения, умение обобщать, делать выводы, логическое и аналитико – синтетическое мышление.

В каждой паре предложений одно обозначает причину какого – либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: причина – следствие. При написании одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями.

Птичку зовут мёдоуказчиком. В Африке есть птичка, которая умеет находить гнезда диких пчел.
Чай делается из листьев чайного дерева. Чай нельзя считать травой.
Мангуста специально держат в тех местах. Где змеи заползают в дома. Мангуст ловко истребляет змей.



Данные упражнения представляют собой лишь примерный набор заданий, который может варьироваться в зависимости от темы урока, путём подборки такого материала, который требуется для изучения или закрепления по теме. К любому упражнению можно так же добавить задания перекликающиеся с темой урока.
ь

л

б

а

о

р

к





15