Познавательно-исследовательский проект в средней группе Огород на окошке


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основной общеобразовательной школы пос. Верхняя Подстепновка
муниципального района Волжский Самарской области
филиал «Детский сад «Семицветик» мкр-н Южный город
Познавательно – исследовательский проект
в средней группе:
«ОГОРОД НА ОКОШКЕ»
Подготовила и реализовала
воспитатель
Пичугина Наталья Павловна
02-04.2016г.
2015 – 2016 учебный год
Возраст участников проекта: дети от 4 до 5 лет.
Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.
Тип проекта: среднесрочный (февраль, март, апрель), групповой, познавательно - исследовательский, творческий.
Программное содержание:
Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность. Создать условия для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
Развивать бережное отношение к природному окружению. Вызвать интерес к выращиванию однолетних растений, дать понятия о жизненном цикле растений (от семян до готового овоща). Формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности. Закрепить правила ухода за растениями во время посадки.
Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать любовь к природе.
Задачи проекта:
1) Познакомить детей с разнообразными семенами растений.
2) Систематизировать знания детей о способах посадки растений и ухода за ними.
3) Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность.
4) Учить внимательно, слушать и воспринимать текст художественного произведения.
5) Способствовать положительному выражению отношения от прочитанного.
6) Развивать связную и диалогическую речь.
7) Ввести в словарь детей слова: семя, семена, зародыш, бороздка и т. д.
8) Совершенствовать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности.
9) Развивать потребность в самостоятельном ухаживании за посадками.
10) Воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам.
11) Воспитывать любовь и уважение к труду людей.
12) Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.
13) Приобщать к правилам безопасного поведения для себя и окружающих при посеве семян.
Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на окошке.
Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны. Что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – Разработка проекта.
а) Подбор и изучение методической литературы.
б) Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.
в) Совместное составление плана работы.
г) Создание предметно - развивающей среды по теме проекта.
д) Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности.
е) Пополнить папку дидактическими играми по экологии.
2 ЭТАП – Формы и методы работы с детьми.
• Игровая деятельность.
а) Дидактические игры: «Узнай растение по форме», «Кто что делает»,
«Чьё семечко? », «Найди по описанию», «Собери и назови овощи», «Узнай на вкус».
б) Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Огород», «Мы помощники».
• Познание. Ребенок и окружающий мир.
а) Рассматривание семян: укропа, помидор, огурцов, перца, баклажан, салата, цветов, пшеницы и др.б) Посадка семян, а также лука и чеснока.
в) Беседа: «Можно ли вырастить рассаду на окне? », «Что надо для хорошего роста растений? », «Овощные культуры».
г) Рассматривание иллюстраций о растениях.
д) Наблюдение за растениями: первые всходы и далее.
е) Составление альбома о наших растениях.
• Художественное творчество.
а) Изготовление аппликации из бумаги и лепка по теме: «Овощи».
б) Выставка рисунков детей: «От семечка к ростку».
в) Изготовление подписей для рассады.
• Речевое развитие
а) Заучивание стихов об овощах и фруктах.
б) Чтение художественной и познавательной литературы об овощах.
в) Отгадывание загадок и пословиц по теме.
г) Беседы об овощах и фруктах.
д) Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».
• Опытно-экспериментальная деятельность.
а) «Строение растений».
б) «Рост, развитие растений».
в) «Условия, необходимые для жизни растений»:
Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д.
Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.
Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
г) Создание коллекции семян овощных культур.
• Музыкальное воспитание.
а) Музыкальная игра: «Огородная - хороводная».
б) Слушание и разучивание песенок об овощах.
в) Итоговое развлечение: «Есть у нас огород».
3 ЭТАП - Формы и методы работы с родителями.
а) Беседа с родителями о важности данной проблемы.
б) Оформление папки - передвижки «Огород на окне».
в) Привлечь родителей к пополнению посадок на окне.
г) Участие в эстетическом оформлении своего «Огорода».
д) Создание совместно с ребенком альбома «Мой зеленый друг».
4 ЭТАП - Презентация проекта.
а) Представление своего огорода на окне.
Методическое оборудование.
• Подборка художественной литературы и иллюстраций.
• Экологические уголки.
• Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т. д.
• Технические средства: компьютер, музыкальный центр и т. д.
Взаимодействие педагогов.
• Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
• Внедрение инновационных технологий
• Личностный и профессиональный рост.
• Самореализация.
Предполагаемые результаты:
• Сформированность представлений о растениях.
• Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
• Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье) .• Вовлечение в творческую деятельность.
• Развитие познавательного интереса к природе.
• Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
По реализации проекта: «Огород на окошке» были получены следующие результаты:
1. В группе на окошке появился «Огород».
2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания.
3. У детей сформировались знания о росте растений и интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети бережнее стали относится к растительному миру.
6. Дети стали более уважительно относится к труду.
7. В процессе разработки и реализации проекта у детей стали развиваться: творческие способности, диалогическая речь, навыки взаимодействия и сотрудничества.
8. Родители приняли активное участие в проекте: «Огород на окошке».
9. Сбор урожая.
11 февраля воспитанники средней группы сажали семена растений: фасоли, тыквы, кабачков, огурцов, арбуза, петрушки, укропа, пшеницы и др.Воспитатель Пичугина Наталья Павловна рассказала детям из чего можно вырастить растения, какие условия необходимы для быстрого роста. Загадала загадки про овощи и высаживаемые семена.
Прежде чем придет весна,
Заготовим семена.
«Что посеешь, то пожнешь! »
И, конечно, соберешь.
Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветет и оживет!
С середины февраля до конца апреля дети и родители славно потрудились, оказали помощь семенами овощей и цветов, вырастили «Огород на окошке». К началу марта на подоконниках зазеленели всходы разных культур, а на веточках березки распустились первые листочки. И что – только не выросло и морковка, и пшеница, и перец, и огурцы, и помидоры, и петрушка, и укроп, и фасоль, и тыква, и лук, и чеснок, и редиска, и петунья, и бархатцы. Дети стали участниками всего процесса: сажали семена, поливали их, рыхлили землю, наблюдали за ростом растений, вспоминали сказки.
А у нас есть огород,
Сказка добрая там ждет!
Жил в одной деревне дед
Вместе с бабкой много лет
Был у них огород,
Посмотрите, Вот!
Удивляется народ:
Что за чудо огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
И созреют огурцы-
Вот какие молодцы!
Петунья, астры, бархатцы
Все растет, все тянется
солнцу улыбается.
И все дружно говорят:
«Мы растем здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
У садоводов – огородников выросли: лук, пшеница, редиска, огурцы, фасоль, горох, помидоры, многие другие овощные и зерновые культуры, а также цветы, которые перешли на клумбы детского сада - на свежий воздух.Список используемой литературы:
Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2001
Николаева С. Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель, 2011
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.