Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе на тему: Произведения о дружбе. В. Осеева «Три товарища».

Урок по предмету «Литературное чтение» в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» (автор Н. Ф. Виноградова).
Разработала: учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ Островской СОШ Даниловского района Волгоградской области Середина Н. В.
Тема: «Произведения о дружбе. В. Осеева «Три товарища».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новым произведением.
Способствовать развитию речи, мышления, воображения учащихся.
Совершенствовать навык чтения.
Создать условия для формирования универсальных учебных действий:
Предметных: осознание смысла прочитанного; чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания; умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, находить содержащуюся в тексте информацию; определение основной мысли прочитанного произведения;
Метапредметных: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Личностных: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися; высказывание собственных обоснованных суждений.
Оборудование: индивидуальные карточки с пословицами и поговорками, памятки «Законы дружбы», портрет В. Осеевой.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок.
Тихо будем мы сидеть, чтобы знать и все уметь.

2. Введение в тему урока. Постановка целей.
-Ребята! Сегодня у нас очень интересный и серьезный урок будет. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

1. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

2. Одной ручкой всех встречает,
А другой провожает. (Дверь)

3. В лесу у пня с утра беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)

5. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

6. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

- Какое слово получилось по вертикали в выделенных клеточках? (Дружба).
Итак, тема урока: «Произведения о дружбе». А вот с каким произведением мы познакомимся, вы узнаете, восстановив слова на доске:
В. Ос.ва. «Тр.. т..оварищ.. .»
- Опираясь на ключевые слова, назовите цели сегодняшнего урока.
План:
Познакомиться(с новым произведением).
Отрабатывать(навык чтения).
Развивать(речь, внимание, мышление).
3. Работа над новым материалом.
1. Речевая разминка.
Скороговорка.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тараторят,
Тараторят, тарахтят.
(произносят медленно, тихо, громко, быстро).
2. Работа по учебнику «Чтение и письмо» с. 119.
-Ребята, прочтите заголовок произведения, фамилию автора. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? Сейчас вы проверите правоту или неправоту своих предположений. Рассказ небольшой и несложный, поэтому я предлагаю вам прочесть его самостоятельно.
(Сильным: прочесть текст дважды, при повторном чтении – подготовить чтение по ролям).
- Правы вы были или нет?
- А теперь давайте послушаем девочек, проверим, как они подготовились к чтению по ролям. Оцените работу девочек.
Физминутка.
1. Для глаз – следите за указкой.
2. По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп!
Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
3. Продолжение работы.
-А теперь давайте поработаем над заданиями к тексту (с. 120, зад.1).
- Какими качествами должен обладать друг? Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос, поиграв в игру «Ванька – встанька». Я буду называть качества, а вы, если согласны, должны будете встать, если не согласны – сидеть.
Итак, друг должен быть: добрый, грубый, завистливый, честный, злой, спокойный, лживый, уважительный.
- Ребята, какой вывод сделаем, каким должен быть друг? Кого можно назвать настоящим другом в рассказе В. Осеевой? Почему? (просмотреть текст).
4. Работа в парах.
-Далее вам предстоит поработать в парах. Выберите себе пару, сядьте. У вас на столах листочки, на которых напечатаны пословицы и поговорки. Ваша задача- прочесть их, выбрать ту, которая подходит к данному рассказу, доказать. Помните, работая в паре, вы должны друг с другом советоваться, уважать мнение друг друга.

1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Семь раз отмерь – один отрежь.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.
4. Друзья познаются в беде.
5. Под лежачий камень вода не течет.

- А теперь давайте послушаем пары. Вы читаете пословицу и говорите свое мнение. Сели на свои места.
-А теперь послушайте стихотворение «Друг».(на фоне музыки)
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих.
Помоги ему, он – твой друг.
Видишь, шторм ледяной утих
От тепла твоих верных рук.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой
Поведет в прекрасную даль.
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Как вы думаете, есть ли определенные правила (законы) дружбы? Я приготовила для вас памятки, которые называются «Законы дружбы». Давайте прочтем их.
Законы дружбы.
Один за всех – все за одного.
Не спорь с другом по пустякам.
Помоги другу в беде.
Поделись с другом радостью.
Радуйся успехам друзей.
Первым прощай ошибки друга.
Не ревнуй друга к другим людям.
Храни доверенные секреты друга.
Не зазнавайся. Если у тебя получилось что-то очень хорошо.
Не сердись, не падай духом, если что-то не получилось.

- Если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то у вас, я уверена, будет много хороших друзей. И я вам от души этого желаю.
4. Итог урока. Оценивание.
-В конце урока мне хотелось бы вернуться к целям, которые мы ставили в начале нашего урока. Давайте подведем итоги.
-Что нового и полезного для себя вы узнали?
-Оцените работу друг друга.
Оценивание работы учителем.






















15