Урок литературы «Положительный пример в произведении В. Осеевой «Три товарища».

Урок литературы во 2 «А» классе
Учитель Стерликова Раиса Ивановна
высшая квалификационная категория

Тема: «Положительный пример в произведении
В. Осеевой «Три товарища».

Цели:
1. Познавательные: познакомить детей с творчеством В. Осеевой; научить составлять характеристику героя на основе анализа и синтеза его поступков.
2. Реализовать личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.; воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
3. Регулятивные: планировать учебные действия с помощью учителя; выполнять действия по развернутому образцу; с помощью учителя собирать информацию.
4. Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, высказывать и обосновывать свою точку зрения; оформлять свою мысль в устной и письменной форме; корректировать свою позицию, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц.

Оборудование: компьютер; проигрыватель; учебник для 2 класса О.В. Кубасова «Литературное чтение. Любимые страницы», Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010, I часть; выставка книг В. Осеевой.





Ход урока

I. Оргмомент
1) Звучит песня «Улыбка», слова М. Плясковкого, муз. В. Шаинского (1 куплет)
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев. И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
Учитель: Улыбнулись друг другу и начнем урок.
2) Речевая разминка.
Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Р. Сеф

II. Постановка цели урока.
Учитель: Посмотрите на портрет (Слайд 1)
- Кто эта писательница?
- Какие рассказы В. Осеевой вы уже читали ?
Дети («Сторож», «Плохое», «Кто его наказал?», « Просто старушка»).
Учитель: - Кто главные герои ее рассказов?
- О ком и чем пишет В. Осеева?
Дети: (О детях, о человеческих качествах, о плохих и хороших поступках)
Учитель: (Слайд 2)
- Прочтите название рассказа В. Осеевой, знакомству с которым будет посвящен урок.
- Какова цель нашего урока?
Дети: (Познакомиться с рассказом «Три товарища». Поговорить о поступках детей.)
Учитель: Сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта, отзывчивость, забота, внимательность, сочувствие, прочитав рассказ В. Осеевой «Три товарища».

III. Работа по теме урока
Учитель: - Послушайте рассказ и определите, где произошел этот случай?
1) Первичное чтение рассказа учителем.
- Где произошел этот случай?
- Почему Витя стоял в стороне и не завтракал?
2) Чтение вслух текста детьми.
- Как при чтении мы будем произносить слова Коли и Миши: безразлично, горячо, заинтересовано или равнодушно? Почему?
- А с каким чувством прочитаем Володины слова? (с достоинством, душевно, с пониманием, сердечно)
3) (После чтения детьми текста)
Беседа по содержанию.
- Какова тема рассказа? (школьные товарищи)
- Какова главная мысль рассказа? (понимание, доброта, отзывчивость)
- Что можно сказать о Вите?
- Каким было его настроение?
- Какие слова подсказывают, что он был расстроен? (стоял в стороне, отвернулся)
- Изменилось ли настроение Вити в конце рассказа? Почему?
4)Радиоспектакль.
Учитель: Прочитайте текст про себя, обозначьте слова персонажей. Кто подошёл к Вите первым? Кто – вторым? Кто – третьим?
Чтение по ролям.
5) Составление синквейна.
Учитель: Сейчас мы проанализируем, сделаем коррекцию и совершенствование синквейна, который я вам предлагаю.
Словарная работа. Вспомним, что такое синквейн.
Синквейн – в переводе с французского означает стихотворение, возникающее в результате анализа и синтеза информации.
Синквейн состоит из 5 строк. (Слайд 3)
По ходу составления синквейна дети добавляют слова.
1 строка (Записывается одно слово – существительное или
Володя местоимение, объект или предмет, о котором пойдет речь. Это и будет тема синквейна.)
2 строка (Пишутся 2-3 прилагательных, раскрывающих тему и описывающих признаки предмета. Мы указываем какой Володя по характеру.)
Отзывчивый, , .
3 строка (Записываются три глагола, описывающие действия предмета-объекта.)
Подошел, , .
4 строка (Целая фраза, предложение характеризующие тему в целом, свое отношение к теме. Могут быть крылатые выражения, пословицы в контексте с темой.)
Жизнь дана
5 строка (Это слово – резюме, словосочетание, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.)
Друг.
Учитель: А теперь прочитаем весь синквейн.
(Слайд № 4)
1. Володя.
2. Отзывчивый, внимательный, понимающий.
3. Не спросил, подошел, разломил.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. Настоящий друг.
Учитель: Дома вы составите синквейн о Мише и о Коле.
6) Проведение игры «Хорошо», «Плохо».
Учитель: На одну чашу воображаемых весов надо «положить» слова, относящиеся к пониманию добро, а на другую – относящиеся к пониманию – зло.
(На доске после расстановки слов детьми)
Добро Зло
забота зависть
вежливость грубость
открытость предательство
душевность враждебность
сердечность ложь
сочувствие

IV. Домашнее задание.
с. 121-122, вопрос 3, синквейн о других героях рассказа.

V. Итог урока
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься этот рассказ?
- Чтобы вы взяли для себя из этого рассказа?
- Какой совет вы бы дали Коле и Мише?
(Слайд № 4)

Надо жить, помогая другим, ибо жизнь дана на добрые дела.






Использованная литература

1. Учебник Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. - Часть I, Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010.
2. Муравьева Н.М.. Современный урок литературного чтения: использование интерактивных технологий. – ГОУ ВПО БГПИ, Борисоглебск, 2011.
3. Николаева С.В.. Литературное чтение. 2 класс: поурочные планы к учебнику О.В. Кубасовой. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Кетова Т.В.. Классные часы духовно-нравственной направленности./ Журнал «Начальная школа», № 9, 2011.
5. Купирова Е.А., Суворова Е.П.. Развитие младшего школьника как субъекта познавательной деятельности./Журнал «Начальная школа», № 7, 2011.
15