Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой Три товарища.


Тема: «Настоящая дружба. Какова она? По рассказу В. Осеевой «Три товарища»»
Цели: Познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и обучения составлению характеристики внутренних качеств героя, продолжение осмысления проблемы дружбы.
Задачи:
1. Формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “дружба”
2. Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.
3. Развивать речь детей, обучая их построению собственных высказываний.
4. Воспитывать умения контролировать свою деятельность, оценивать ее, выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.
5. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, доброжелательное отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: карточки, презентация, ладошки для рефлексии.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Прочитайте девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
-Как вы понимаете эти слова?
- В. Осеева так писала о себе «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочитать сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать».
2.Определение темы урока. Постановка целей урока.
-Как называется раздел, по которому мы читаем произведения? ( «Я и мои друзья»).
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Валентины Осеевой.  С какими произведениями этого автора мы уже познакомились?
- О чем эти произведения? ( О дружбе, взаимоотношениях людей).
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл. 
Друзья познаются в беде.
Не торопись языком, торопись делом.
-Предположите, о чем будем говорить сегодня на уроке?
-Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и определение тех качеств, которыми обладает герой произведения, выяснение главной мысли произведения.
3.Работа по теме урока
-Посмотрите на заголовок и форму записи этого произведения.
- Каким по жанру может быть произведение с таким названием?
 (По форме записи - это уже не стихотворение.Оно небольшое по объему, значит это рассказ).-О чем может быть этот рассказ?
(Это рассказ о трех товарищах).
4.Знакомство с текстом произведения.
-Прочитайте самостоятельно этот рассказ.
5.Самостоятельное чтение рассказа детьми.
6. Беседа по первичному восприятию.
- Какое настроение вы испытали, слушая произведение?
7.Анализ героев произведения.
- Назовите героев рассказа?
-Кто из героев вам понравился?
-Кто из героев положительный, а кто отрицательный?
- Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя.
-Что в отношениях героев осуждает автор? ( Жадность и равнодушие).
-Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
-Почему автор назвал текст «Три товарища»? (Заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг).
-Кого можно назвать настоящим другом? (Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации).
8. Практическая работа в группах
- Вспомните правила работы в группе.
-Подготовьте чтение рассказа по ролям.
9. Проверка выполненной работы.
10.Тест.
1. Ваш друг заболел и не пришёл в школу.
а). позвонит сам
б).  навещу или позвоню, узнаю о самочувствии.
2. Ваш друг упал с велосипеда:
а).  помогу подняться с земли
б). стану смеяться
3. Ваш друг подговаривает подшутить над одноклассником:
а).  приму активное участие в розыгрыше
б). попытаюсь отговорить
4. Ваш друг во время контрольной работы пытается пользоваться памятками:
а).  сообщу учителю
б).  после урока выскажу другу своё мнение о его неправильном поступке.
-Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы.
Правила дружбы
Не выдавай чужие секреты;
Всегда будь честным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не меняй друзей;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.
11. Игра «Ситуации»
-если мой друг добился в чём то успеха , то я…
-если я обидел своего друга, то я…
-если я думаю, что мой друг предал меня, то я..- если друг ошибается и может совершить опасный поступок , я…
- если мой друг предлагает мне похулиганить, то я…
- если моего друга ругают за меня, то я ..
- если моего друга не справедливо ругают, то я…
- если мой друг называет меня грубо, то я.
- если я вижу , что моему другу не нравится, как яс ним поступаю, то я..
- если у меня есть интересный фильм, то я…
- если у меня есть конфета , то…
- если мой друг не может сделать домашнее задание, то я…
-если мой друг не умеет играть в игру ,тоя…
- я надеюсь наша Ромашка Дружбы  у нас никогда не завянет.
- Где проявляются все эти качества? ( в поступках)
12. Итог урока.
-Чему учит нас этот рассказ?
-В рассказе нет прямых советов. Автор показывает жизненную ситуацию. Читая,
мы сочувствуем одним героям и осуждаем других. Художественное
произведение даёт нам возможность разобраться в человеческихотношениях. Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.
13.Рефлексия
-Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации. Нужно вовремя протянуть руку помощи. Давайте и мы с вами протянем руку помощи всем, кому это необходимо.
( Создают хоровод ладошек на листе ватмана).
-А сейчас, в честь настоящей дружбы, проведём праздничный салют.
«Красный» - хлопают девочки.
«Жёлтый» - хлопают   мальчики.
«Зелёный» - хлопают все вместе.