Формирование межкультурной компетенции у старшеклассников


Формирование межкультурной компетенции у старшеклассников
Соловьева Ирина Саввична, учитель английского языка МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К. Макарова» Республики Саха (Якутия)
Межкультурная компетенция – это компетенция особой природы, основанная на знаниях и умениях способность осуществлять межкультурное общение посредством создания общего для коммуникантов значения происходящего и достигать в итоге позитивного для обеих сторон результата общения. Целью формирования межкультурной компетенции является достижение такого качества языковой личности, которое позволит ей выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности.
Образовательный процесс в области обучения иностранным языкам должен не только снабжать обучающихся знаниями и формировать их умения в области межкультурного общения. Именно поэтому при обучении иностранному языку как реальному полноценному средству общения, а, следовательно, при необходимости научить ученика не просто узнавать кем-то созданную речь, а самому производить ее, на первый план выдвигается углубление роли межкультурного компонента в формировании коммуникативной компетенции.
Основными сферами этой компетенции являются когнитивная, прагматическая и мотивационная. В когнитивной сфере цель состоит в получении информации о других культурах, обращаясь как к культуре страны изучаемого языка, так и культуре других стран. Прагматическая цель предполагает приобретение практических умений, необходимых для межкультурного общения. В мотивационном плане − это формирование такого отношения у обучающегося, которое включает открытость, толерантность и уважение к культуре другого народа, а также исключает предрассудки, стереотипы и дискриминацию [1].
Итак, по окончании школы обучающиеся не только должны владеть навыками и умениями письма, чтения и говорения, но и уметь практически использовать иностранный язык при непосредственном общении с носителем языка в элементарных стандартных ситуациях повседневной жизни и при опосредованном общении. Они должны быть подготовлены самостоятельно развивать и превысить достигнутый уровень межкультурной компетенции в школе. С помощью иностранного языка выпускники должны получить основы межкультурного образования, усвоить и культуру, и видение других народов, что расширяет их гуманитарные горизонты и развивает различные способности, формирует мировоззрение, гражданское сознание, готовность к межкультурному диалогу.
Изучение иностранного языка в школе, как известно, начинается в начальной ступени и продолжается в основной, а далее в старшей школе. Определяя возрастные параметры обучающихся в контексте формирования межкультурной компетенции, необходимо обратиться к анализу психолого-возрастной периодизации развития детей. Данная проблематика представлена в работах Д.И. Фельдштейна, И.С. Кона, Р.С. Немова, В.А. Крутецкого, Д.Б. Эльконина, Жан Пиаже и других.
Известно, что под понятием «возраст» в психологии понимается своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ей особенностями, и указывает на достигнутый к тому времени уровень психологического развития [2].
Психологически правильно установленный возраст, с одной стороны, дает возможность, верно, определить и обосновать сенситивный период формирования межкультурной компетенции учащихся, с другой – психологические основания к установлению возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии по формированию межкультурной компетенции обучающихся.
Поиск научных основ периодизации развития детей продолжает оставаться одной из коренных проблем современной возрастной психологии.
Анализ квалификационных схем периодизации детского развития показывает, что для совершенствования учебно-воспитательного процесса, имеющего целью гармоничное развитие личности, потребовалось создание научной теории ее построения, основанной на изучении внутренней сущности онтогенеза. Как обосновывает Л.С. Выготский, «только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [3].
На основе теории развития личности Д.Б. Эльконина была разработана психолого-возрастная периодизация развития ребенка, где: младенчество – от рождения до года жизни; раннее детство – от 1 года до 3-х лет; младший и средний дошкольный возраст – от 3-х до 4-5 лет; старший дошкольный возраст – от 4-5-ти до 6-7 лет; младший школьный возраст – от 6-7-ми до 10-11 лет; подростковый возраст от 10-11-ти до 13-14 лет; ранний юношеский возраст – от 13-14-ти до 16-17 лет [4].
Согласно данной классификации, возраст старшеклассника относится к периоду раннего юношеского возраста и соответствует 9-11 классам. В данном возрасте, по Д.Б. Эльконину, ведущим типом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, активно сочетаемая с общественно-полезным трудом, что имеет существенное значение для выработки ценностных ориентаций. Ведущий тип – морально-личностное общение на интимно-личностные темы [4].
Исходя из данного положения, в 8-9-х классах должны быть, созданы условия для усвоения задач, мотивов и норм межкультурной компетенции и формирования мотивационной потребности в ней. В 10-11-х классах должен последовать период практического усвоения конкретных духовно-нравственных способов действий на основе усвоения общечеловеческих ценностей и формирование операционно-технических возможностей его применения.
Таким образом, рассмотренные выше положения возрастной периодизации позволяют считать старшеклассниками учащихся 9-11-х классов, что соответствует возрастной категории с 14 -15 до 16-17-ти лет. Итак, от 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, которые приобретают личностный, эмоциональный характер.
Необходимо отметить, что согласно теории возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности в старшем школьном возрасте является общение, основой которого выступают этические нормы. Старшеклассник учится строить отношения со сверстниками, взрослыми на морально-нравственных принципах. Актуальным для него становится выработка внутренних критериев, в соответствии с которыми ими оцениваются проявления социального мира. Поэтому для него становится важным самоопределение в мире нравственных ценностей. В связи с этим на уроке иностранного языка живейшую реакцию вызывает проблематика нравственных ценностей и нравственного мира личности, человеческих отношений, чувств, в особенности те моменты, когда необходимо осмыслить и оценить нравственную позицию личности.
Данные положения о психическом, интеллектуальном и нравственном развитии учащихся 14-17 лет дают основание считать, что именно этот возраст объективно предрасположен к целенаправленному воздействию в плане нравственного и духовного становления в условиях формирования межкультурной компетенции старшеклассников.
Резюмируя выше изложенное, где представлены психолого-педагогические основы формирования межкультурной компетенции, необходимо выделить следующие методологические основания:
– межкультурное образование предполагает создание благоприятных условий для гармоничного развития личности школьника, когда в отношениях участников педагогического процесса нормой становятся взаимоуважение, сотрудничество, поощрение творчества;
– образовательный процесс в области обучения иностранным языкам должен не только снабжать обучающихся знаниями и формировать их умения в области межкультурного общения, но оказывать воздействие на личность, в результате которого она преобразуется в саморазвивающийся эмоционально зрелый интеллектуально- познавательный организм, способный справляться с новыми культурно-обусловленными ситуациями общения посредством определения или создания уникальных инструментов поиска, обработки и практического применения информации;
– под межкультурной компетенцией мы понимаем как психологическую готовность учащегося к общению (интерес, мотив, отсутствие боязни), так и определенный уровень владения речевыми умениями, языковым материалом, и самое важное необходимым объемом социокультурных знаний о стране изучаемого языка;
–психологически правильно установленный возраст, с одной стороны, дает возможность верно определить и обосновать сенcитивный период формирования межкультурной компетенции учащихся, с другой – психологические основания к установлению возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии по формированию межкультурной компетенции учащихся;
– на уроке иностранного языка в старших классах живейшую реакцию вызывает проблематика нравственных ценностей и нравственного мира личности, человеческих отношений, чувств, в особенности те моменты, когда необходимо осмыслить и оценить нравственную позицию личности.
Использованная литература:
Гальскова Н.Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы // Иностранные языки в школе. – 1991. – №3 – С. 31-32.
Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе – М.: Педагогика , 1989. – 206 с.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии– М.: Педагогика, 1981. – 347 с.