Программа кружка по истории «Историко-архитектурное наследие»

Программа кружка по истории
«Историко-архитектурное наследие»

Согласно Стандартам и Примерным программам по история 5-9 классов «цели и задачи изучения истории в школе на ступени общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком личностном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Требования к результатам обучения и освоения содержания по истории
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты
4. Описание (реконстркуция)
рассказывать (устно или письменно) об исторческих событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника , дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.» (Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы.(Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010, с. 5-8).
Реализации этих требований, которые являются реалиями с 2010 года, на наш взгляд, отвечает и внеклассная деятельность учителя и учеников. С 2002 года в нашей гимназии веду в 5-9 классах кружок «Историко-архитектурное наследие», задачами которого являются:
- формирование любви к историческому прошлому, интереса к историко-архитектурным памятникам;
- развитие навыков устной речи, публичного выступления;
-развитие пространственного воображения учащихся, навыков моделирования.
Предпосылками возникновения и многолетней работы кружка являются:
недостаточное количество часов в учебной программе, отводимое на изучение вопросов культуры, как правило, по «остаточному принципу»;
отсутствие в учебных планах гимназии таких дисциплины, как «Мировая художественная культура», «Черчение»;
достаточно большое количество учеников гимназии обучается в Детской художественной школе;
совпадение интересов и увлечений учителя и учеников.
Занятия проводятся каждый год с сентября по май (1 раз в неделю, еженедельно, 30 занятий в год) как в теоретической, так и в практической форме. Численность членов кружка – 15-20 человека. Формы работы - фронтальные, групповые, индивидуальные. На первом занятии обсуждается план работы на учебный год (приложение 1), распределяются темы занятий, необходимые источники информации и материалы. Форма занятий – теоретическая (изучение тем, просмотр видеоматериалов, презентация докладов, сообщений в 5-6 классах, компьютерных презентаций в 7-9 классах). Для поиска информации используются ресурсы информационного интегрированного продукта «Кирилл и Мефодий», электронных энциклопедий, интернета, видеоматериалы личных архивов (т.к. многие семьи имеют возможности для иностранного туризма). На практических занятиях составляются картотеки архитектурных шедевров (приложение 2) и создаются объемные модели историко-архитектурных шедевров (приложение 3) из ватмана, цветной бумаги. «Помощниками» в практической деятельности являются конструкторы из бумаги фирмы «Умная бумага» (Санкт-Петербург), объемные пазлы «Мини-архитектурная серия» и другие. Но самыми ценными являются модели, спроектированные и созданные самими учащимися (как правило, 7-9 классов).
Итоговое занятие в конце года – викторина, компьютерная презентация, конкурс на лучшую объемную модель.
За время работы кружка учениками создано более 40 объемных моделей и панорам, которые используются в учебном процессе (приложение 4) и являются их гордостью и украшением кабинета истории. С 2004 года кабинет истории гимназии занимает призовые места в конкурсе учебных кабинетов общеобразовательных учреждений муниципального района. Особой гордостью является поступление бывших кружковцев в вузы:


год выпуска
фамилия, имя
место обучения

2006
Тиховнина Марина, 11А
архитектурный факультет Казанской государственной архитектурно-строительной академии


Сычева Екатерина,
11В
исторический факультет Казанского государственного университета

2007
Яшинина Вера,
11В
факультет промышленного и гражданского строительства Московского инженерно-строительного института


Караева Анастасия, 11А

инженерно-педагогический факультет Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, специальность «дизайнер»

2008
Лельчук Карина,
11А
архитектурный факультет Казанской государственной архитектурно-строительной академии


Балашова Елена,
11Г
инженерный факультет Казанского государственного технологического университета им. С.М.Кирова, специальность «дизайнер»

2009
Самсонова Валерия, 11А
архитектурный факультет Казанской государственной архитектурно-строительной академии

2010
Файзуллина Камилла, 11А
архитектурный факультет Казанской государственной архитектурно-строительной академии


Лаптева Анна,
11Б
исторический факультет Казанского государственного университета


Файзуллин Камиль,11А
Ганеев Тимур, 11А
Гусев Дмитрий, 11А
факультет промышленного и гражданского строительства Казанской государственной архитектурно-строительной академии

Перспективой работы кружка является работа по изучению историко-ультурного наследия Татарстана: памятники эпохи Золотой Орда в Великом Болгаре, Казанский Кремль и остров-град Свияжск (XVI-ХIX вв.), Казани; памятники мусульманской культуры края (мечети XVIIII-ХIX вв.)






Приложение 1
Тематический план работы кружка «Историко-архитектурное наследие»
(5 класс)
номер занятия
раздел, тема
кол-во часов
теоретические
занятия
практические занятия

1
Вводное
1
-
-

2-5
Великие пирамиды
4 (4/2)
просмотр видеоматериалов, защита докладов
создание объемной модели из ватмана

6-8
Великая китайская стена
3(1/2)
просмотр видеоматериалов,
защита докладов
создание карточки-картотеки

9-12
Архитектурные памятники
Древней Индии
4 (2/2)
просмотр видеоматериалов,
защита докладов
создание карточек-картотеки

13-19
Афинский акрополь
7(3/4)
просмотр видеоматериалов,
защита докладов
создание карточек-картотеки

20-26
Памятники Древнего Рима
7 (3/4)
просмотр видеоматериалов,
защита докладов
создание карточек-картотеки

27-28
Историко-архитектурное наследие древнего мира
2
викторина


29-30
Историко-архитектурное наследие древнего мира
2
конкурс на лучшую объемную модель

итого
30 часов


Тематический план работы кружка «Историко-архитектурное наследие»
(7 класс)
номер занятия
раздел, тема
кол-во часов
теоретические
занятия
практические занятия

1
Вводное
1
-
-

2-4
Великие географические открытия
3(1/2)
защита докладов, компьютерная презентация
создание объемных моделей

5-8
Историко-архитектурные памятники Европы XV-XVIII вв.
4 (2/2)
компьютерная презентация
создание карточек-картотеки

9-10
США в XVIII вв.
2(1/1)
компьютерная презентация
создание объемной панорамы

11-12
Историко-архитектурные памятники Азии в XV-XVIII вв.
2(1/1)
защита докладов,
компьютерная презентация
создание объемной модели

13-19
Культура России XVII века
7(3/4)
просмотр видеоматериалов,
защита докладов
создание карточек-картотеки

20-26
Культура России XVIII века
7 (3/4)
просмотр видеоматериалов,
защита докладов
создание объемных моделей, карточек-картотеки

27-28
Культура нашего края
2 (1/1)
компьютерная презентация

29-30
Историко-архитектурное наследие нового времени
2
викторина, конкурс на лучшую объемную модель

итого
30 часов


Приложение 2

Карточка памятника историко-архитектурного наследия
название памятника


местонахождение


назначение


время создания, причина создания
(если есть данные)


авторы (если есть данные)


описание


современное состояние



Карточка памятника историко-архитектурного наследия
название памятника
храм Покрова на Рву в Москве (храм Василия Блаженного)

местонахождение
Москва, Красная площадь

назначение
культовое здание-храм

время создания, причина создания
(если есть данные)
выстроен вместо деревянного в 1555-1561 гг. в ознаменование взятия Казани 2 октября 1552 года, на второй день после праздника Покрова. Позднее стал называться храм Василия Блаженного
в честь известного московского юродивого Василия, погребенного в одном из его приделов. Создавался как памятник подвигу воинов, отдавших жизнь «за други своя». В камне воплотилась идея райского жилища для их «праведных душ» и победной поступи христианства.

авторы (если есть данные)
Барма и Постник Яковлев

описание
мощный столп, который завершается высоким шатром, объединяет 8 главок. Храм невелик, вмещает ограниченное количество людей: в некоторых приделах может одновременно находиться не более 5-6 человек. Первоначально собор был красно-белым, с куполами из луженого «белого железа» обычной луковичной формы. Современные разноцветные купола появились в XVII веке.

современное состояние
музей, часть архитектурного ансамбля Красной площади

Приложение 3


кабинет истории (фрагмент)




императорский дворец в Пекине (Китай)


Приложение 4

класс
раздел, тема учебной программы
использование демонстрационного материала в учебном процессе (объемные моделей и панорамы)

5 класс


Древний Египет
пирамида Хеопса (модель)

6 класс

история средних веков
Жизнь и быт феодалов
средневековый замок
(модель и панорама)
донжон (модель)


Средневековый город
ратуша, капелла, таверна (модели)

история России
Русские земли и княжества (XI-XIII вв.)
Церковь Покрова на Нерли (модель)
крестьянская изба (модель)


Культура России XV-XVI вв.
храм Покрова на Рву в Москве
(Храм Василия Блаженного) (модель)

7 класс

новая история
Великие географические открытия
галеоны (модель)
пиратский корабль (модель)


Образование США
североамериканский форт (панорама)


Страны Востока
в XV-XVIII вв.
Императорский дворец в Пекине (Китай) (модель)

история России
Культура России XVIII века
деревянное зодчество Кижей: деревянная церковь, деревянная мельница (модели)
Петропавловский собор
Санкт-Петербурга (модель)

8 класс

новая история
Культура зарубежных стран XIX века
замок Нойешванштайн (Германия) (модель)

история России
Культура второй половины XIX века
храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге (модель)











13PAGE 15


13PAGE 14615




15